Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 78 из 107)

1. Поглощение, отражение и рассеяние света поверхностью
рассматриваемого предмета,

2. Фокусировка и преломление лучей в хрусталике.

3. Формирование образа предмета на сетчатке.

4. Физико-химические изменения молекул родопсина.

5. Возникновение соответствующих биоэлектрических им-
пульсов.

6. Передача импульсов зрительным нервом.

7. Соответствующие структурные трансформации в зритель-
ном центре мозга и образование вследствие этого определенных
образов (ощущение цвета, формы, восприятие целостной вещи,
движения и т. п.).

Из этого следует, что выработка ощущений представляет сис-
тему последовательных преобразований. Их конечный резуль-
тат есть образ предмета. Образ этот особый. Он существует в
мозгу человека, т. е. субъекта восприятия. Он не зеркальный, не
простая копия, а итог многих внутренних преобразований, притом
таких, что результат соответствует именно данному объекту, а
не другому, и в этом смысле является его отражением. Ощуще-
ние есть «субъективный образ объективного мира», «превраще-
ние энергии внешнего раздражения в факт сознания»1. Однако

Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 120, 46.

268


ощущения, или чувственные образы, сами по себе суть лишь
основа сознания или знания. В настоящее знание эта основа
превращается, пройдя еще несколько ступеней преобразования.
Прежде чем рассмотреть их, задумаемся над тем, что уже ска-
зано.

Между непосредственно чувственным образом предмета, на-
пример зрительным образом на сетчатке, и его восприятием в
мозгу (ощущением, представлением) нет точного совпадения.
Оптический образ Останкинской башни на сетчатке глаза может
занимать всего несколько миллиметров, тогда как глядящий на
нее человек воспринимает башню как огромное сооружение.
Это происходит потому, что мозг на основании ранее накоплен-
ных знаний, полученных из разных источников или на базе личного
опыта, как бы «автоматически» корректирует зрительное вос-
приятие. Известно, что одни и те же предметы воспринимаются
по-разному людьми с неодинаковым личным производственным
и социально-культурным опытом. Экспериментально доказано,
что верхолазы и обычные пешеходы, находясь на большой высо-
те, по-разному определяют размеры расположенных внизу пред-
метов. В опытах, проводившихся на животных и маленьких
детях, установлено, что они не обладают готовыми пространст-
венными формами восприятия, но учатся определять расстояние
до предмета, его размеры, расположение и форму на опыте,
в практической деятельности. В результате такой деятельности
координируются зрительные, осязательные, звуковые и прочие
восприятия в мозгу. В системе памяти как бы «откладываются»
определенные эталоны и стандарты, «записываются» соответст-
вующие правила, бессознательно корректирующие наше чувст-
венное восприятие. Эти эталоны и правила меняются исторически
в зависимости от социально-культурного опыта и личной
практики.

Люди определенным образом влияют друг на друга, на тот
способ, которым они воспринимают и оценивают внешние собы-
тия. В зависимости от определенного культурного уровня обще-
ства, социальной группы, опыта и личной культуры индивидов,
а также под влиянием групповых взаимодействий личных и
общественных интересов, часто весьма противоречивых и разно-
направленных, они не только по-разному оценивают явления
природы и общественной жизни, но даже по-разному их видят.
И поэтому у них возникают совершенно различные наглядно-
чувственные образы этих явлений и процессов. Так, ближайшие
сподвижники данного политического вождя или полководца, его
соратники, осыпанные его милостями и наградами, которым
близость к лидеру выгодна и приятна, могут оставить мемуары,
в которых не только даются положительные оценки всем его
деяниям и намерениям, даже преступным, приводящим иногда
к гигантским бессмысленным жертвам, но и совершенно искренне
описывается его лучезарный портрет, привлекательная внеш-
ность, доброжелательные взгляды и поступки. В глазах же дру-

269


гих современников, особенно жертв его акций, он будет выгля-
деть совсем иначе. И это зависит не только от идеологических
установок или сознательного искажения фактов, но и от того, что
под влиянием определенных обстоятельств само чувственное
восприятие людей, отражающих данные явления с различных
позиций, может быть весьма разнообразным. Поэтому восста-
новление объективной картины тех или иных событий, процессов,
поступков людей, социальных потрясений, эпизодов личной
жизни представляет собой в высшей степени сложную задачу,
требующую для своего решения высокой философской под-
готовки.

Второй важный вывод заключается в том, что не существует
чисто эмпирической стадии познания, так как уже в процессе
выработки ощущений принимают участие ранее накопленные
знания (эталоны, правила), относящиеся к рациональной сфере.
Рассмотрим теперь, как в простейшем случае образуются поня-
тия и включающие их утверждения (суждения, высказывания)
о различных объектах.

Процесс создания понятий обычно называется абстрагирова-
нием, а результат или продукт этого процесса — абстракцией.
Поэтому в дальнейшем термины «понятие» и «абстракция»
будут употребляться как взаимозаменимые, синонимичные.
Процесс абстрагирования в простейшем виде можно разбить
на несколько этапов, ступеней, которые в действительности часто
сливаются, переплетаются. Разделять их приходится лишь в инте-
ресах анализа.

Первый этап — группировка и разграничение ощущений. По-
лучив некоторые ощущения или чувственные образы при наблю-
дении различных предметов, человек выделяет какое-то одно
их свойство, например окраску или геометрическую форму.
Остальные свойства как бы отбрасываются, от них отвлекаются,
абстрагируются. Предметы, несмотря на все их различия, объе-
диняются в группы по одному (или немногим) из выделенных
свойств и отграничиваются от остальных. Выделенные предметы
образуют группы данного свойства. Например, вишня, кровь,
пунцовая роза, пионерский галстук объединяются в группу по
цвету. Яблоко, футбольный мяч, бильярдный шар и т. п. объеди-
няются по форме.

Второй этап — сравнение, отождествление главного свойства.
Так как выделенное у сгруппированных предметов свойство
обнаруживается с разной интенсивностью, все различия в его
проявлении как бы устраняются, сознательно или бессознатель-
но, а сами проявления у разных предметов отождествляются,
приравниваются друг к другу (красный цвет, сферическая
форма).

Третий этап, по существу, неотделимый от второго, называется
идеализацией, или предельным переходом. Вырабатывая такие
абстракции, как «красный цвет» и «сфера», мы по существу
отвлекаемся от того, что в объективной действительности не су-

270


ществует предметов, поверхность которых всегда и при всех
условиях отбрасывает световые лучи строго одной и той же
энергии и одной и той же частоты колебаний, вызывающих
совершенно одинаковые цветовые ощущения. Точно так же не
существует реальных предметов, все точки на поверхности
которых всегда находятся на одном и том же расстоянии от
заданной точки, центра. Сами законы природы ставят пределы
этому. Но в процессе абстрагирования мы «перешагиваем» эти
пределы, выделяя интересующие нас свойства как бы в совершен-
но чистом виде, в каком в действительности эти свойства сущест-
вовать не могут. Это и есть идеализация. Она позволяет четко
отделить данные свойства и соответствующую группу предметов
от всех остальных, осознать их специфику.

Четвертый этап — процедура наименования. Выделенному
свойству ставятся в соответствие слово или группа слов, т. е.
знаковое выражение, например «красный цвет» или «сфера».
Отныне это знаковое выражение выступает как понятие о данном
свойстве и соответствующей группе предметов. Описание свой-
ства, т. е. признак, образует смысл понятия (абстракции), а
совокупность предметов, обладающих свойством, образует зна-
чение понятия.

Задумаемся теперь над этой схемой. Даже в крайне упрощен-
ном виде она показывает, что в процессе абстрагирования, т. е.
создания, построения, конструирования понятий, есть нечто та-
кое, что отсутствует в самих ощущениях, с которых начинается
сам процесс. В ощущениях нет, например, идеализации. В них
отсутствуют операции группировки, сравнения, отождествления.
А ведь в действительном, неупрощенном процессе абстрагиро-
вания содержатся и другие операции и процедуры, которых нет
в ощущениях и в «непосредственном» чувственном восприятии.
Откуда же эти элементы, операции и процедуры берутся?

Напомним, что философы-рационалисты утверждали, что все
это присуще разуму, врождено человеку или существует в форме
способностей. Кант более точно говорил о творческом воображе-
нии. Как бы то ни было, но объяснить их, вывести просто из
ощущений не удастся. Поэтому-то позиция эмпириков в форме,
изложенной, например Гоббсом, оказывается слишком упрощен-
ной. Она игнорирует то, что на любом этапе получения ощуще-
ний присутствует, хотя бы в скрытом виде, нечто практическое,
т. е. социально и культурно обусловленные нормы познаватель-
ной деятельности, эталоны и критерии. Однако и прежний рацио-
нализм, чуждый принципу исторического развития, не мог отве-
тить на вопрос, откуда берутся эти нормы, эталоны и критерии,
и был вынужден либо приписывать их происхождение творче-
скому акту божества (Декарт, Лейбниц), либо считать их врож-
денными, априорными свойствами и условиями деятельности
рассудка (Кант). Мы знаем теперь, что временные и пространст-
венные представления людей, которые, как и логические кате-
гории, Кант считал априорными, трансцендентальными предпо-