Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 106 из 107)

Уже первая и вторая мировые войны, унесшие десятки милли-
онов жизней и принесшие с собой колоссальные разрушения ма-
териальных ценностей, воочию показали, что в условиях научно-
технического прогресса война не может практически дать выгоды
никому, но зато в состоянии поставить человечество на грань гло-
бальной катастрофы. Вместе с тем эти войны обнаружили хруп-
кость и уязвимость многих гуманистических идеалов и просвети-
тельских предрассудков, основанных на презумпции всепобежда-
ющей силы разума, на мощи нравственных запретов и ценностей.
Неизмеримо более реальной эту ужасную перспективу сделали

363


технические средства разрушения, созданные в настоящее время
благодаря научно-технологическому прогрессу. Наличие у мно-
гих государств нашего раздираемого противоречиями мира атом-
ных и водородных бомб, ракет, способных достигнуть любой точ-
ки Земли, существование бактериологического и химического
оружия, а также колоссальное увеличение мощи обычных воору-
жений позволяют с уверенностью утверждать, что новая, третья
мировая война — ракетно-ядерная — была бы вместе с тем и по-
следней, так как означала бы конец всего живого на Земле. Суще-
ствуют доказательства того, что некоторые живые организмы,
способные выдержать гораздо большие, чем человек, дозы ра-
диоактивного облучения, смогут пережить гибель человечества,
но этот вывод довольно ограничен, так как жизнь на Земле вооб-
ще в результате необратимых биотектонических, климатологиче-
ских и радиационных изменений, по всей видимости, исчезнет.
Ракетно-ядерная война, по существующим сейчас расчетам, мо-
жет вызвать так называемую ядерную зиму. Миллиарды тонн
радиоактивной пыли, поднятой в результате ядерных взрывов,
преградят надолго доступ к земной поверхности солнечной энер-
гии. Вследствие этого может наступить общее похолодание. Рез-
кое повышение радиоактивности приведет в течение ограничен-
ного времени к гибели всего живого, уцелевшего от непосредст-
венных ядерных ударов. Почти все крупные города, научные и
промышленные центры будут уничтожены. Почва, вода и воздух
будут заражены радиоактивными отбросами и осадками. Вслед-
ствие всего этого жизнь, и притом не только разумная, на нашей
планете стала бы, по-видимому, навсегда невозможной.

Поскольку, несмотря на имеющиеся расчеты и гипотетические
предположения, нам до сих пор ничего не известно о наличия
жизни вообще и разумной в особенности где-либо за пределами
Земли и околоземного пространства, то глобальная ракетно-
ядерная катастрофа, возможно, означала бы исчезновение жизни
з масштабе всей известной нам Вселенной. Такая перспектива
ставит весьма остро вопрос о необходимости предотвращения
самой возможности подобной войны. Вместе с тем хорошо изве-
стно, что наш земной мир благодаря развитию скоростного тран-
спорта, новейших средств связи и устройств для доставки оружия
и вооруженных сил в любую точку Земли стал чрезвычайно тес-
ным. Даже самые незначительные региональные конфликты,
которыми так насыщена наша планета, могут при известных ус-
ловиях втянуть в конфронтацию великие ядерные державы.
Вследствие этого локальные и региональные войны могут оказать-
ся «спусковым механизмом» гигантской термоядерной катастро-
фы. Именно поэтому предотвращение ракетно-ядерной войны
требует минимизации, а в предельном варианте и прекращения
всех локальных и региональных вооруженных конфликтов. Осоз-
нание этого и лежит в основе нового политического мышления.

Однако сам по себе факт осознания остроты рассматриваемой
проблемы, несмотря на всю свою важность, не может служить га-

364


рантией предотвращения «больших» и «малых» конфликтов.
Реальная жизнь, реальная история складываются, как мы знаем,
не из одних лишь разумных решений. И отдельные люди, и боль-
шие социальные группы живут во власти своих страстей, предрас-
судков, национальных, религиозных и социально-классовых пре-
тензий, амбиций и установок. Между различными классами, госу-
дарствами и группировками государств ведутся и так называемые
незримые экономические войны, продолжается, принимая раз-
личные формы, борьба идеологий. В этих условиях нелегко и не-
просто достичь взаимного понимания и доверия как на личном,
так и на государственном уровне. Тем более что исторический
опыт напоминает о громадном числе нарушенных или даже никог-
да не соблюдавшихся мирных договоров, вероломных заявлений
в дружбе, очень быстро перераставших в вооруженные формы
борьбы, заставляет политических деятелей и государственных ру-
ководителей с большой осторожностью и ответственностью под-
ходить к достижению новых международных соглашений, особен-
но в сфере контроля над вооружениями и в вопросах предотвра-
щения различных войн и региональных конфликтов. И все же эта
исторически оправданная осторожность и недоверчивость могут
оказаться совершенно неоправданными и даже преступными пе-
ред лицом великой термоядерной опасности, если они помешают
разработке эффективных средств предотвращения новой миро-
вой войны. Теперь уже все хорошо усвоили, что в ядерной войне
не будет победителей. Поэтому речь теперь идет не о выигрыше
или проигрыше той или иной страны, государства или группировки
государств, а о выигрыше или проигрыше человечества.

Большой наивностью было бы думать, что достижение прочно-
го и надежного мира может быть результатом отдельных герои-
ческих усилий тех или иных выдающихся деятелей. Такой мир воз-
можен лишь в условиях нарастания длительного и сложного про-
цесса гармонизации целого спектра весьма сложных и внутренне
противоречивых процессов. В ближайшие десятилетия, как пока-
зывает научный анализ тенденций мирового развития, наиболее
острыми проблемами в глобальном процессе будут охрана и реа-
билитация окружающей среды, достижение справедливого уре-
гулирования экономических и политических отношений между
развитыми и развивающимися странами, достижение консенсуса
и сбалансированного политико-экономического мирного сосуще-
ствования между Востоком и Западом, Севером и Югом. Равно-
весие, постепенно достигаемое в ходе урегулирования этих отно-
шений, долгое время, по-видимому, будет оставаться очень хруп-
ким. Требуется преодоление еще очень многих экономических,
социальных, политических и духовно-культурных барьеров для то-
го, чтобы достичь сбалансированных гармонических отношений
между различными социально-экономическими системами и
обеспечить каждому народу приемлемый и желательный для не-
го способ жизни. Исторический опыт показывает, что решить эту
задачу «наскоком» и привести человечество «железной рукой к

365


счастью» невозможно. Попытки подобного рода могут, напротив,
завершиться тоталитаризацией и милитаризацией общества, его
гипербюрократизацией, а в конечном счете — снижением интел-
лектуального и морально-нравственного потенциала человечест-
ва. Поэтому с позиций нового мышления нельзя решать между-
народные проблемы, в том числе проблемы войны и мира, в отры-
ве от внутренних проблем каждого общества, каждого государст-
ва, каждого народа.

Таким образом, борьба за мир, преодоление экологического
кризиса, достижение социальной справедливости во внутренних
и международных отношениях, создание условий для достижения
социальной и духовной свободы оказываются чрезвычайно тесно
связанными. Возникает особая, суперсложная система социально-
исторических процессов, связей и проблем, требующая для свое-
го адекватного философского осознания новых понятий, новых
философских категорий и подходов, без которых эта система не
может быть осмыслена, понята и освоена человеком. Современ-
ный научно-технологический прогресс, о негативных последствиях
которого уже много сказано, имеет и позитивные последствия.
К их числу относится и создание мощных технологических средств,
помогающих людям с минимальной затратой времени и сил на-
лаживать контакты, обмен информацией, передачу необходимых
знаний и т. д. Все это создает благоприятные условия не только
для развития экономики и социальной сферы, но и для контроля
над вооружениями. Само наличие такой возможности — важная
предпосылка для достижения прочного мира. Но никакая техно-
логия сама по себе не в состоянии решить какую бы то ни было
проблему, если для этого не прилагаются человеческие усилия.

Достижение прочного и надежного мира в современных усло-
виях отнюдь не означает полного прекращения экономического
соперничества, политических столкновений и идеологической
конфронтации. Однако все эти конфликты и противоречия могут
и должны решаться без применения военной силы. Экономиче-
ская конкуренция, борьба за технологическое превосходство,
несомненно, представляют собой такие формы борьбы, в которых
могут быть победители и побежденные, выигравшие и проиграв-
шие. Однако ни один проигрыш, ни одно поражение не являются
здесь исторически окончательными. В отличие от термоядерной
войны конфликты подобного рода не грозят уничтожением чело-
вечеству. Только романтики-утописты могут думать, что можно
быстро и просто изменить существующий мировой порядок в
лучшую сторону и навязать человечеству бесконфликтный образ
жизни. Но из этого не следует, что война как метод разрешения
конфликта коренится в самой природе человека. Война вытекает
не из природы человека; она — результат определенных истори-
ческих условий. Ныне эти условия меняются с невероятной быст-
ротой и в гигантских масштабах. Задача философии поэтому со-
стоит в том, чтобы осмыслить содержание и направление этих
изменений и подсказать пути, ведущие к социально-историческо-
му прогрессу без войн.