Смекни!
smekni.com

Философия. Основные идеи и принципы Ракитов А.И. (стр. 77 из 107)

Теперь можно сделать интересный вывод. Хотя оба вида
знаний относятся к группе «как», они содержат в то же время
сведения (знания) о существенных признаках вещей, процессов,
без чего люди не могли бы распознавать предметы, необходи-
мые для осуществления деятельности. Следовательно, такие зна-
ния принадлежат одновременно и к группе «что».

Посмотрим теперь на примеры 4, 5 и 6. С первого взгляда
это типичные образцы группы «что», особенно четвертый пример.
Но в действительности врач, знающий, что такое малярия и стресс,
не только умеет выделять симптомы этих заболеваний, не только
знает, что возбудителем малярии является особый микроорга-
низм — малярийный плазмодий, а причиной стресса — опреде-
ленные перегрузки, вызывающие бурную реакцию особых желез,
действующих на центральную нервную систему, но и должен
уметь производить определенные действия, чтобы проанализиро-
вать кровь больного и точно подтвердить свой диагноз. Он дол-
жен уметь осуществлять практические физико-химические
операции по распознаванию микроорганизмов, классификации
гормонов и т. п. В примерах 5 и 6 имеется своеобразный сплав
знаний «что» и «как». Физик и домашняя хозяйка, хотя и стоят на
разных уровнях познания, должны, отвечая на вопрос, что такое
спин или бифштекс, уметь измерить данные явления (физик) или
изготовить его (домашняя хозяйка). Теперь понятно, почему
классификация Г. Райла является лишь самым первым и довольно
грубым приближением. Мы приходим к важному заключению,
что все виды знания имеют более или менее тесное отношение
к миру материальных объектов, причем отношение не прямое, а
опосредствованное. Посредник, который связывает языковую
оболочку знаний (непосредственную действительность мысли) с
внешним миром,— это активная преобразующая деятельность

265


людей, деятельность предметно-практическая. То, что действия
или деятельность входит в структуру знания, является величай-
шим открытием диалектического материализма и подчеркнуто
в словах К. Маркса о том, что первоначально мышление «впле-
тено» в практическую деятельность.

В результате структуру знания можно (правда, весьма упро-
щенно) представить так:

1. Субъект познания — мыслящий человек.

2. Язык — система символов (словарь) и правил их комбини-
рования в форме предложений (грамматика, синтаксис).

3. Система правил деятельности с определенными объектами.

4. Правила соотнесения языковых выражений (понятий и пред-
ложений) с различными объектами или видами действий (семан-
тика). Их называют также правиламиобозначения.

5. Действия (операция и процедуры), соответствующие пра-
вилам пункта 3.

6. Система соответствующих объектов, обозначаемых опре-
деленными языковыми символами.

Таким образом, знания имеют не двухчленную структуру,
например «знаковые системы — ощущения» (как думали Беркли
и Юм) или «знаковые системы — явления» (как думал Кант),
а многочленную структуру, включающую ряд подсистем, важ-
нейшей из которых является активная преобразовательная дея-
тельность человека. Именно социально-историческая ограни-
ченность, различные предрассудки и предубеждения мешали
мыслителям прошлого осознать решающую роль практической
деятельности человека в образовании и развитии знания. Саму
практику они понимали либо как профессиональную деятельность
(врачебная, юридическая практика), либо как делячество, как
«заземленность», как торгово-промышленный бизнес, т. е. рас-
сматривали ее, по словам Маркса, «только в грязно-торгашеской
форме ее проявления»1.

Диалектический материализм понимает под практикой сово-
купность всех видов социально-значимой преобразующей дея-
тельности людей, основой которой является предметно-орудий-
ная, производственная деятельность. Поскольку деятельность в
этом смысле исторически меняется и зависит от форм общест-
венной организации, развития орудий труда, производственных
отношений и культуры в целом, постольку и характер и содержа-
ние соответствующих знаний также изменяются и развиваются,
подчиняясь всем законам диалектики и принципу развития.

Из этого со всей очевидностью следует фундаментальный
вывод о том, что общественно-производственная практика лю-
дей — источник и основа всех наших знаний.

Говоря о системе знаний, мы должны иметь в виду, что она
представляет собой сложную развивающуюся полиструктурную
систему. Можно различить два вида познания: индивидуаль-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 264.

266


ное — в рамках жизнедеятельности индивида и родовое — в рам-
ках развития всего человечества. Рассмотрим основные этапы
развития познания.

Материалисты XVII—XVIII вв. считали, что развитие индиви-
дуального познания, или онтогенез знаний (от греч. ontos — су-
щее), проходит два этапа — чувственно-эмпирический и рацио-
нальный. Многие философы до сих пор отождествляют эту точку
зрения с позицией философского материализма вообще. Предпо-
ложим, что это отождествление обоснованно. Что же из этого
вытекает? Т. Гоббс сформулировал ответ следующим образом:
«...нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было
бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах
ощущения»1. Был ли он прав? Выясним, как выглядят ощущения,
например зрительные, с точки зрения современной науки ~.

Луч света падает на спелую вишню. Он представляет собой
поток фотонов, из которых состоит электромагнитное поле, с
определенной частотой колебаний и энергией. Часть фотонов
рассеивается при падении, другая, причем строго определен-
ная,— поглощается поверхностью вишни. Наконец, третья отра-
жается по законам оптики и попадает в глаз человека. Энергия
и частота колебаний поглощенных и отраженных световых волн
зависят от физико-химического строения поверхности предмета.
Поэтому отраженные волны, можно сказать, несут информацию
о форме, величине и физико-химическом строении поверхности
освещенного предмета. Глаз человека схематически устроен так.
Передняя часть глазного яблока имеет маленькое отверстие —
зрачок, прикрытое прозрачной пленкой. За ней находится про-
зрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы.
Внутри глазное яблоко заполнено прозрачным студенистым стек-
ловидным телом. Задняя стенка глаза — сетчатая оболочка —
густо усеяна светочувствительными клетками, различающимися
по своей форме и называемыми колбочками и палочками. Одни
из них приспособлены для восприятия цвета, другие — формы
предметов. От зрительных клеток отходят тончайшие нервные
волокна, соединяющиеся в зрительный нерв. Они ведут в зри-
тельный центр мозга, который связан нервными синапсами с
другими его центрами — двигательными, речевыми и т. п. Как же
возникает зрительный образ?

Глаз, как видно из нашего описания, очень похож на камеру
Фотоаппарата. Хрусталик его выполняет роль объектива, а сетча-
тая оболочка — роль фотопленки, на которой, по законам гео-
метрической оптики, возникает изображение предмета. Световые
лучи фокусируются и преломляются в хрусталике, вычерчивая
на сетчатке уменьшенное изображение предмета. Размеры изоб-
ражения определяются законом константного восприятия Эм-
мерта, согласно которому они равны произведению зрительного

.' Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М., 1964, Т 2. С. 50.

См.:Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1970; Он же. Разумный глаз, М., 1972;
рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980.

267


угла на расстояние предмета от глаза. Образ на сетчатке, как и на
фотопленке, оказывается перевернутым. То, что мы видим кры-
ши домов и кроны деревьев вверху, а не внизу, обусловлено
тем, что наш мозг под влиянием практики «исправляет» дело,
вторично переворачивая образ, запечатленный на сетчатке глаза.
Как велика при этом роль личного опыта, воспитания и практики,
показывает следующий эксперимент. Испытуемому с помощью
перевернутой киноленты показывают перевернутую свечу —
язычок пламени и дым от свечи направлены вниз. Спустя не-
сколько секунд испытуемый видит свечу в привычном положе-
нии — пламя и дым направлены вверх. Это происходит без вся-
ких сознательных усилий. Мозг на основании предыдущего опыта
автоматически исправляет «ошибку» кинокамеры.

Свет, попадая в глаз, претерпевает несколько серьезных
преобразований. В зрительных клетках имеется особое вещество,
родопсин, или зрительный пурпур. Каждому уровню энергии
и каждой частоте колебаний электромагнитных волн соответст-
вуют определенные изменения родопсина. Они, в свою очередь,
порождают строго определенные биоэлектрические импульсы,
идущие с некоторыми интервалами по зрительному нерву в мозг.
Здесь снова возникают соответствующие импульсам физико-
химические изменения клеток, которые воспринимаются нами
как цвет, форма или размер видимого объекта. Таким образом,
видит не сам глаз, а весь зрительный аппарат, включая мозг.
Процесс получения зрительных ощущений предмета включает
ряд преобразований энергии: