Смекни!
smekni.com

Напрасная смерть. Причины и профилактика самоубийств, Вассерман Данута (стр. 43 из 62)

Суициды преобладают у «очень старых» и особенно в западном мире являются наиболее характерными для мужчин (5). Эти данные

209

VI Частные темы молодежь и пожилые

контрастируют с повсеместно плохим психическим и соматическим здоровьем и социальным статусом старых женщин, а также большим уровнем бедности, вдовства и брошенности в силу большей продолжи­тельности жизни (6). Протекгивными факторами могут быть:

— большая способность к адаптации, чем у мужчин;

— более прочные социальные связи;

— большая независимость в повседневной активности и

— выраженное чувство полезности в связи с обязательствами перед детьми и внуками.

В большинстве случаев самоубийства в позднем возрасте соверша­ют дома в одиночестве Пожилые люди реже оставляют суицидальные записки, обычно при наличии отчетливого решения, ясного намерения, рефлексии и эмоциональной отчужденности. У пожилых мужчин, со­вершающих повторные попытки суицида, отмечаются проблемы обще­ния (4).

Суицидальные попытки

Суицидальные попытки (парасуициды) у пожилых являются редки­ми, но если они происходят, то представляют собой очень важный ин­дикатор риска самоубийства (7). Низкий уровень парасуицидов у пожилых можно объяснить большим желанием умереть и стремлением к фатальному завершению задуманного действия. В этом контексте па­расуициды в большей мере следует рассматривать как «неудавшиеся» самоубийства, нежели «крик о помощи», как у многих молодых людей. Это обстоятельство наделяет большей негативной прогностической значимостью предшествующие парасуициды в истории жизни пожилых пациентов, по сравнению с другими возрастными группами. Описан­ные факты стали предметом дискуссии, что изучение парасуицидов в позднем возрасте способствовало бы более отчетливому пониманию феномена самоубийства и его превенции.

В соответствии с результатами исследований различных выборок, проведенных в разное время, в пожилой популяции мысли о смерти и суицидальные намерения соответственно присутствовали с частотой 15,9 и 2,3% (8).

Поскольку в подавляющем большинстве самоубийств в позднем возрасте не отмечено истории предшествующего суицидального по­ведения, выявление лиц с суицидальными мыслями и взаимодей­ствие с ними может представляв особое значение. Хотя суицидаль­ное мышление выделяют в качестве важного прогностического фак-

210

Глава 22 Диего де Лео, Гайа Менеге/ Самоубийство в пожилом возрасте

тора самодеструкции, его идентификации у пожилых препятствуют ангедония, усталость от жизни и желание смерти. В настоящее вре­мя остается неясным, являются ли упомянутые факторы отдельными явлениями или представляют собой различные уровни тяжести еди­ного феномена.

Сложности в оценке распространенности суицидального поведения в позднем возрасте

В позднем возрасте феномен самоубийства довольно часто недооце­нивают Родственники могут скрывать случаи сведения счетов с жизнью по культуральным причинам (например, из-за страха бесчестья) или со­ображениям, связанным с получением страховки. В других ситуациях самоубийство не регистрируют, пока оно не доказано, и смерть относят к естественным причинам или несчастному случаю. Это обстоятельство особенно применимо к неясным дорожным происшествиям или домаш­ним смертям, при которых скорее поверят тому, что пожилого человека унесла внезапная непредсказуемая болезнь, чем тому, что он покончил с собой. Другая вводящая в заблуждение форма суицидов представлена смертью, вызванной косвенными методами; ее распространенным при­мером у стариков является «суицидальная эрозия» (9). Подобное пове­дение состоит в отказе от еды (ведущего к медленной, но явной голод­ной смерти), поддерживающего жизнь лечения (например, инсулино-вой терапии) или постоянном употреблении алкоголя и психотропных препаратов. В последние годы во многих странах свой вклад в высокий уровень самоубийств могли вносить недостаточная культура обращения общества со стариками и дефицит социальных служб. Более того, суще­ственное уменьшение «спонтанных» источников социальной поддерж­ки (расширенной семьи, состоящей из трех поколений) могло спрово­цировать недавнее разрушение семейных структур, которое не удалось заменить социальной помощью или навыками обращения с возрастны­ми изменениями.

Не исключено, что в связи со «старением» человеческой популяции и существенным увеличением средней продолжительности жизни абсо­лютное число суицидов в позднем возрасте будет увеличиваться.

211

Раздел VI Частные темы: молодежь и пожилые

Факторы высокого суицидального риска в позднем возрасте

Психопатология

Депрессия

Психические заболевания представляют собой наиболее важный фактор суицидального риска в позднем возрасте. У более чем 75 % по­жилых самоубийц на момент смерти был установлен тот или иной пси­хиатрический диагноз. Большинство из них (50-87 %) страдали депрес­сией, особенно характерной для «очень старых». У пожилых лиц, зло­употребляющих алкоголем, высокий риск суицида возникает после присоединения депрессии. Они используют алкоголь в качестве неудач­ного способа адаптации к окружающей обстановке; иногда он является составной частью какого-либо суицидального метода, усиливая дей­ствие препаратов или снижая контроль поведения.

Тревожные расстройства

Частота тревожных и личностных расстройств у пожилых суици-дентов остается неясной. Пожилые люди с тревожными расстройства­ми подвержены повышенному суицидальному риску, особенно при тре­вожно-депрессивном синдроме (4). Проведенная в 1997 году де Лео психологическая аутопсия 15 случаев больничных самоубийств (в гери­атрических палатах клиники общего профиля) выявила выраженную тревожность у большинства пациентов. Кроме того, 12 из 15 суицидов были совершены утром, особенно ранним утром, когда обычно тревога достигает своего пика (10). Частота расстройств личности в позднем возрасте была существенно ниже, чем у молодых людей.

Психозы и деменция

Небольшое количество пожилых самоубийц страдали шизофрени­ей или парафренией. Частота этих расстройств (6-17 %) среди них за­метно выше, чем в общей популяции лиц позднего возраста.

Деменцию очень трудно отыскать в перечне сопутствующей психо­патологии при самоубийствах. Некоторые авторы предполагают, что наличие спутанности сознания может объяснить некоторые неудачные суицидальные попытки у пожилых. Кроме того, на ранних стадиях де-менции у пациентов могут возникать суицидальные мысли, но ухудше­ние когнитивного функционирования предотвращает реализацию суи­цидальных действий (11).

212

Г шва 22. Диего де Лео, Гайа Менегел Самоубийство в пожилом возрасте

Соматические заболевания

В момент самоубийства 65 % пожилых страдали хронической со­матической патологией и 27 % — тяжелым хроническим длительным заболеванием (4). Поскольку эти состояния влияют на автономию и навязывают новый стиль жизни, они могут вызвать симптомы депрес­сии, беспомощности и безнадежности и обусловить недоверие к неко­торым видам терапии, особенно у мужчин и «очень старых». Неверие в медицинскую помощь и нескончаемые страдания из-за соматичес­кой патологии часто обнаруживают у пожилых суицидентов (4). Тем не менее, устойчивое присутствие клинической депрессии или иной психической патологии (например, злоупотребления психоактивными веществами) предполагает, что одно соматическое заболевание без сопутствующей психопатологии не может привести к суициду. В этом смысле весьма важными являются следующие особенности: наличие определенных черт личности, обусловленных отчетливо фрустриро-ванной потребностью в активности и независимости, история депрес­сии и враждебных чувств или замкнутый, пассивный характер (12) Важным аспектом риска суицида, связанным с соматическими заболе­ваниями, являются чувства и страхи пациента по поводу болезни даже при ее отсутствии (13).

Терминальное заболевание и рак

Важность сопутствующих соматических и психических рас­стройств в происхождении суицидального поведения отчетливо де­монстрируют случаи самоубийств у больных раком или обеспокоенных его возможностью. Они частично уменьшают силу представлений о том, что суицид является «рациональным» выбором соматически боль­ного старого человека.

Недавние исследования показывают возрастание частоты самоу­бийств у больных раком, особенно среди мужчин и в течение двух лет после установления диагноза (14). Остается неясным, является ли пси­хопатология основным элементом, обусловленным соматическим забо­леванием, или его следствием, подобным органическим расстройствам настроения (в силу метастатического эффекта или его отсутствия) или побочным действиям фармакотерапии.

Условия и события жизни

Среди самоубийц, особенно мужчин, чаще встречаются овдовев­шие, одинокие и разведенные люди (3). Относительно низкую частоту

213

Pajrlei VI Частные темы моподежь и пожилые

самоубийств среди женатых можно связать не только с ресурсами бли­зости, но и с возможностями отреатирования агрессии в браке

Выход на пенсию не относится к важным факторам суицидального риска за исключением случаев его неожиданности, бесповоротности и насильственное™, особенно у белых мужчин-«молодых стариков» и лиц с недостатком гибкости в преодолении ролевых изменений или адаптации к медицинской и социальной поддержке, а также к новому стилю жизни после отставки (14).

Ближе к старости стрессовыми событиями жизни очень часто ста­новятся тяжелые утраты Смерть близких родственников и друзей явля­ется наиболее важным фактором, ускоряющим суицид. Более высокий риск отмечается в случае смерти супруга, особенно внезапной; и боль­шему риску подвержены мужчины. Кроме того, к факторам риска отно­сятся амбивалентные семейные отношения, эмоциональная зависи­мость и недостаточность социальной поддержки у горюющих после утраты, вера в жизнь после смерти и, наконец, злоупотребление алкого­лем. Особенно высоким суицидальный риск остается в течение первых шести месяцев после тяжелой утраты (14).