Смекни!
smekni.com

Напрасная смерть. Причины и профилактика самоубийств, Вассерман Данута (стр. 52 из 62)

Для обеспечения базовых и специфических знаний об эффективно­сти используемых методов лечения следует стремиться к полному опи­санию всех суицидальных действий, случившихся в клинике и амбула-торно, включающему данные диагностики и лечения, а также о време­ни ожидания помощи и длительности лечения.

Библиография

1. Ramberg I.L., Wasserman D. Working conditions in psychiatric care of suicidal patients in Sweden. In press.

2. Samuelsson M., Gustavsson J P, Petlersson I.L., Arnetz В., Esberg M. Suicidal feelings and work environment in psychiatric nursing personnel. Soc. Psychiatry Epidemiol. 1997; 32:391 - 397.

3. Wolk-Wasserman D. Some problems connected with the treatment of suicide attempt patients: transference and countertransference aspects. Crisis. 1987; 8:69—82.

4. Deary I.J., Agius R.M., Sadler Л Personality and stress in consultant psychiatrists.

Int. J. Soc. Psychiatry. 1996; 42:112 123.

5. OberlanderL.B. Work satisfaction among community-based mental health service

providers: the association between work environment and work satisfaction. Community Menl. Health J. 1990; 26:517 532.

6. Pettersson I.L., Arnetz ВВ., Arnetz J.E., Horte L.G. Work environment, skills utilization and health of Swedish nurses, results from a National Questionnaire Study. Psychother. Psychosom 1995; 64: 20- 31.

7. Schulz R., Greenley J.R , Brown R Organization, management and client effects on staff burnout. J. Health Soc. Behav. 1995; 36: 333- 345.

8. Shinn M., Rosario M., Morch H , Chestnut D.E. Coping with job stress and burnout in the human services. J. Pers. Soc Psychol. 1984; 46:864 -876.

9. Thomsen S., DallenderJ., Soares J. Nolan P., Arnetz B. Predictors of a healthy work-

place for Swedish and English psychiatrists. Br. J. Psychiatry. 1998; 173:80 - 84.

10. Beskou ./., Runeson В., Esgerd U Ethical aspects of psychological autopsy. Ada Psychiatr. Scand. 1991; 84:482 -487.

11. Shneidman E. The psychological autopsy. Suicide Life Threat Behav. 1981; 11:325 340.

253

28

Семья в процессе превенции и

поственции самоубийств:

образовательные перспективы в сфере

психического здоровья

Карен Данн-Максим, Эдвард Дж.Данн

Мудрый клиницист

«Суицидальная депрессия — это нечто вроде духовной зимы, когда все замерзло, стерильно и неподвижно». Это слова А. Альвареса из проницательных мемуаров «Свирепый Бог: исследование самоубий­ства», где описаны его отношения с поэтессой Сильвией Плат, покон­чившей с собой, и его собственная почти фатальная попытка самоубий­ства путем приема снотворного (1). Далеко не все обдумывающие пла­ны самоубийства обращаются во время кризиса за помощью. Тем не менее, если они обращаются к врачу, их переживания могут вызвать чрезвычайную гревогу у клинициста, который часто испытывает беспо­мощность перед лицом столь глубокого отчаяния. Суицидальный паци­ент втягивает ею в борьбу между жизнью и смертью, требующую от врача использования всех ресурсов для сохранения и усиления у паци­ента желания жить После самоубийства >же нет возврата ш небытия, врач же рассматривает ситуацию как предотвратимую.

Опытный и думающий клиницист, желающий найти подход к суи­цидальному пациенту, должен с самого начала, оценивая возможные ресурсы, включить в команду по лечению его семью Например, для адекватной оценки безопасности домашнего окружения пациента важ­но знать о доступности в доме смертельного оружия Эту информацию должна подтверцить семья больного. Часто в попытках избежать юспи-

254

Глава 28 Кореи Дани-Максим, Эдвард Дж панн Семья в npouei.ee превенции и

поствениии самоубийств

тализации суицидальные пациенты уменьшают опасность и преувели­чивают доступность помощи Клиницисту необходимо провести неза­висимую оценку этих показателей путем тщательного изучения обстоя­тельств совместно с семьей.

При участии семьи пациенты выигрывают

Участие семьи в процессе лечения психического заболевания представляет собой относительно новое явление, однако в США оно стало обычной практикой для лечения различных пациентов. Боль­шинство лечебных центров взаимодействуют с труппами поддержки для семей больных со злокачественными или сердечными заболевани­ями. Семьи все чаще посещают семинары для пополнения знаний о болезни близких, о способах усиления эффективности лекарственной терапии, наблюдения за ней и даже помощи при ее проведении Уси­лия по созданию команды из врача, пациента и семьи, сотрудничаю­щих между собой, делают невозможным традиционное сохранение в тайне от членов семьи факта смертельной болезни их родственника Участие семьи в процессе лечения является в США обычным явлени­ем, поскольку в этом случае, в основном, пациенты лучше переносят фатальную ситуацию.

Сфера психиатрического лечения долгое время не была охвачена этим движением, но из-за признания врачами успешности участия се­мьи в лечении в соматической медицине, эта тенденция начинает пус­кать корни и в психиатрии Новым подходам лечения психических бо­лезней приходится бороться против традиционных воззрений, согласно которым психиатры склонны видеть в семье первопричину многих ду­шевных ран и поэтому в качестве средства лечения прибегают к изоля­ции пациента от семьи.

В свою очередь, пациенты также внесли вклад в исключение семьи из психиатрического лечения благодаря стигме, связанной с психичес­кой болезнью и самоубийством. Это похоже на ситуацию сорокалетней давности, когда жертвам злокачественных заболеваний было столь стыдно за свой диагноз, чго они предпочитали умереть, чем обратиться за медицинской помощью Сегодня многие кончают с собой, чтобы из­бежать стигмы, связанной с лечением «психического» заболевания. Не­которые семьи с большой неохотой признают, что кто-то из их членов страдает психическим раесфойством К счастью, ситуация изменилась благодаря усилиям большого числа групп защиты прав душевноболь-

Pcndei VII Превенция

ных. а также изменениям общественною сознания. Тем не менее, мно­гие пациенты все еще не желают привлекать свои семьи в процесс лече­ния из-за чувства стыда. Они уверены, что смогут справиться с ситуа­цией сами. Задача клинициста состоит в том, чтобы убедить пациента в необходимости сотрудничества в соответствии с новым планом. Вооб­ще говоря, открытое обсуждение суицидальных мыслей и чувств с чле­нами семьи дает основание поверить, что возможность высказаться уже сама по себе является помощью. Так. неожиданно, суицидальное мыш­ление перестает бьпь грехом, который нужно скрывать, а становится проблемой, требующей разрешения (2).

Причины, по которым необходимо участие семьи

Дополнительная информация

Семья может предоставить врачу дополнительную важную инфор­мацию о поведении пациента. Особенно что касается проявлений гнева и импульсивности, поскольку сам пациент неохотно говорит об этих симптомах. В нашей клинике амбулаторно лечился 26-летний больной депрессией. После того, как врач обсудил состояние пациента с его же­ной, сообщившей о вспышках гнева и импульсивности мужа (серьез­ный фактор риска летальности суицидальных намерений) и рассказав­шей об одном вечере, когда в ярости ее муж швырнул о стену аквариум, уничтожив призовую коллекцию тропических рыбок, план лечения был радикально пересмотрен в сторону обеспечения безопасности и предот­вращения самоубийства.

Отношения, которые оказывают влияние

Разъяснение семье деталей болезни может оказать влияние на отно­шение членов семьи к пациенту и их поведение. Практика показала, что сообщение пациенту и семье о сути и особенностях его заболевания яв­ляется эффективным средством; в результате порой можно избежать госпитализации, сокра1ить сроки пребывания в больнице и снизить уровень самоубийств среди пациентов с такими серьезными психичес­кими заболеваниями, как шизофрения и биполярные расстройства (3). Доказано, что в свяш с высокой частотой серьезных психических забо­леваний среди суицидентов подобный образовательный подход являет­ся весьма эффективным.

В одном описанном случае молодая образованная женщина, у кото­рой муж находился в глубокой депрессии, признала поразительную не-

256

Глава 2f> Карен Данн-Максим, Эдвард Дж Данн Семья в процессе превенции и

поствснции самоубийств

продуктивность ее отношении с мужем. Она вспоминала, как «пилила» его по поводу отлынивания от домашнего хозяйства «Я думала, что он лентяй. Теперь я понимаю, что вся его энергия уходила на то, чтобы ос­таваться в живых». Узнав больше о его болезни, она смогла изменить свою позицию. Когда с помощью психотерапии и лекарств с депресси­ей мужа справились, она способствовала его выздоровлению.

Обеспечение ресурсами

Оценка дополнительного ресурсного значения семьи для пациента может оказать влияние на решение о его госпитализации или амбула­торном лечении. В большинстве случаев семьи суицидентов, подобно семьям онкологических и кардиологических больных, чувствуют себя более уверенно, если имеют возможность помогать своим близким в процессе выздоровления. Они легко могут стать важным звеном в сис­теме лечебных мероприятий.

Однако бывают ситуации, когда семья настолько измучена или ис­тощена, что не может служить позитивным ресурсом для клиента. Это положение особенно касается случаев злоупотребления алкоголем или наркотиками, хронических психических заболеваний или горя после смерти члена семьи. В этих ситуациях суицидального пациента лучше госпитализировать и использовать интенсивную семейную терапию как часть лечебного плана. Например, 50-летнюю женщину с суицидоген-ной депрессией решили госпитализировать после отказа ее мужа уча­ствовать в лечении и случаев его оскорбительной словесной и физичес­кой агрессивности. Домашнюю обстановку сочли опасной и неспособ­ной защитить больную от импульсов саморазрушения.

Культуральный фактор

При терапевтическом вмешательстве очень важно представлять себе культуральные особенности семьи. Отношение к психическим болезням существенно отличается в разных культурах и поколениях. Если семья является частью плана лечения, то очень важно выяснить отношение чле­нов и учесть в плане. В одной из наблюдавшихся нами семей отец пони­мал, что сыну, у которого были отчетливые суицидальные тенденции, не­обходимо психиатрическое лечение, а мать придерживалась установки, что проблему нельзя выносить за рамки семьи и ее следует решать свои­ми силами. Врач понял, что не может рассчитывать на выполнение мате­рью его рекомендаций, которые могут сохранить сыну жизнь, и полагал-