Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 10 из 97)

Этот вид неопровержимой психофизической интроспекции недолго продержался в атмосфере функционализма американ­ской психологии. Уже, наверное, 30 лет, как о нем не слышно.

После Фехнера в течение полувека психофизики продолжа­ли говорить о наблюдении и измерении ощущений, хотя в дей­ствительности наблюдали, делали сообщения, измеряли не це­лостные ощущения, а их качества. От Фехнера пошло приме­нение психофизических методов для оценки качества, интенсив­ности, протяженности или длительности чувственного опыта, и Кюльпе после разрыва с Вундтом предположил, что мы в дей­ствительности никогда не наблюдаем целостного ощущения, а наблюдаем по отдельности его атрибуты, из которых строим ощущение как научный конструкт [42]. Позднее Ран, ученик Кюльпе, усилил это замечание [65], а Титчепер наконец сфор­мировал свою точку зрения на предмет спора [84].

В 1893 г. Кюльпе доказывал, что качества ощущений: а) не­отделимы от ощущений (если какой-либо из атрибутов исчеза­ет, то исчезает и все ощущение); б) могут изменяться незави­симо друг от друга (можно изменить одно, оставив другие без изменений) [41. Р. 30—38]. Позднее этот взгляд оказался оши­бочным, так как существуют различные качества, например высота и громкость звукового тона, цветовой тон и яркость спектральных излучений, которые не могут быть изменены не­зависимо посредством прямой манипуляции стимулом. Стивене решил эту проблему, обратившись к понятию инвариантности. Независимым, говорил он, является атрибут, который,остается инвариантным при изменении параметров стимула,в соответ­ствии с определенной функцией [7; 70; 71]. Такое понимание выразилось в нанесении на стимульную диаграмму кривых рав­ной чувствительности, как, например, изофонических для высо­ты тона и громкости, которые строятся относительно частоты и-энергии стимула, или же изохроматических для цветового тона, яркости и насыщенности, строящихся относительно длины вол­ны и энергии стимула. Равенство ощущений становится.решаю­щей характеристикой, но субъективное равенство выводится иа

36

тех же базовых данных интроспекции, которыми пользовался Фехнер, т. е. из суждений «больше-меньше» или же из сходных дополнительных категорий.

Современная психофизика также занимается построением шкал чувствительности — интервальных и отношений. Для это­го испытуемые должны сообщать, больше или меньше разли­чие между одними ощущениями, чем другими (шкала интерва­лов), или же определять отношение одного сенсорного 'качест­ва к другому (шкала отношений) [75. Р. 23—30]. Такая интро­спекция надежна и пользуется общим одобрением даже в би­хевиористской Америке.

Существуют и другие виды психофизик, в меньшей мере опи­рающиеся на количественные методы, которые до сих пор удач­но используют сообщения о чувственном опыте и которые мож­но правильно классифицировать как современную интроспек­цию. Отличным примером этого может служить работа Кроке-ра по анализу и оцениванию аромата группой тренированных судей, которых специально обучали этому [18]. Они оценивали степень выраженности различных обонятельных и вкусовых компонентов в аромате, проводили перекрестную проверку сво­их суждений, работая сплоченной группой в условиях высокой мотивации и энтузиазма. Такую обученную группу можно по­слать из родительской лаборатории на какое-нибудь промыш­ленное предприятие для оценки вкусовых оттенков и калиб­ровки продукта, позднее она может быть возвращена обратно для проверки интроспективной надежности, а если необходимо и для аналитической перекалибровки. Сообщение Крокера о том, как фиксируются установки и унифицируются суждения в таких группах, во всех отношениях напоминает атмосферу вупд-товской лаборатории, разве что только в лаборатории Крокера отсутствовал авторитарный контроль Вундта.

Другим недавним примером современного использования отчета о чувственном опыте является книга Харди и сотрудни­ков о боли [27], В этой книге излагается психофизику боли. Особое внимание среди прочего уделяется различным качест­вам болевых переживаний и установлению шкалы ощущения боли с помощью субъективного уравнивания различий между ощущениями.

Урок, который нужно усвоить из развития психофизики, со­стоит в том, что в отношении наблюдения чувственного опыта интроспекция процветала сто лет и по сей день еще в моде.

Сознание животных

Отказывая животным в разумной душе, Декарт сделал про­блему психологии животных относительно малозначимой, по Дарвин с его эволюционными доказательствами непрерывного развития души и тела от низших видов до человека (1872) из­менил это положение [19]. Вскоре начали появляться сообще-

3?

ния Романеса об эволюции психики и интеллекта (1883). Он же ввел термин сравнительная психология для исследований природы души у животных различных видов [67]. Наделяя ду­шу животного способностью к сомнению, он тем самым ставил интеллект животного ненамного ниже человеческого. Ллойд Морган в своей сравнительной психологии стремится умерить энтузиазм Романеса с помощью принципа экономии: он требо­вал не объяснять действия как результат упражнения высшей психической инстанции, если оно может быть истолковано как проявление психики нижележащего уровня [54]. Предостерегая от «антропоморфизма» при оценивании поведения животного, Ллойд Морган, конечно же, имел в виду антропопсихизм. Лёб, вводя понятие тропизма и неосознанного действия низших жи­вотных форм (1890), предполагал, что сознание возникает в хо­де эволюции как необходимое условие более адаптивного дей­ствия и что его критерием служит развитие ассоциативной па­мяти [47]. Начались исследования интеллекта животных, сре­ди которых нужно выделить эксперименты Торндайка (1898) [77]. Десятилетие с 1900 по 1910 г. было отмечено значитель­ной активностью в экспериментальной сравнительной психоло­гии, большая часть которой занималась измерением интеллекта животных. В этих исследованиях полезным средством считал­ся лабиринт.

Несмотря на то что уже существовали доводы в пользу объ­ективной психологии животных [4], развитие сравнительной психологии началось в период, когда психологию с изгнанным за ее пределы сознанием рассматривали как науку о душе без души, т. е. как часть физиологии. Американская функциональ­ная психология, однако, включала сознание в сферу своих ис­следований, и сравнительные психологи для наблюдения за со­знанием животных взяли в качестве основы методическую фор­мулу, которую можно было бы назвать интроспекцией живот­ных. Нигде этот вопрос не был изложен более ясно, чем в кни­ге Уошберн 1908 г. о душе животных [88. Р. 13]. Она писала: «Если животное ведет себя таким образом, что можно заклю­чить о сознании, сопутствующем этому поведению, то что оно такое? В начале нашего обсуждения ... мы должны признать, что все психологические объяснения поведения животных долж­ны опираться на аналогию с человеческим опытом. Мы не зна­ем других значений таких терминов, как восприятия, удоволь­ствие, страх, гнев, зрительные ощущения и т. д., кроме тех, ко­торые составляют содержание нашей собственной рассудочной деятельности. Хотим мы того или нет, мы должны быть антро-поморфистами в своих предположениях о том, что происходит в душе животного». Здесь подразумевается, что, тогда как о человеческом сознании мы узнаем из прямого наблюдения — интроспекции, о сознании животного мы можем судить только с помощью заключений по аналогии. Однако не все. придержи­вались такого разграничения. Макс Майер выдвинул довод, на

38

котором строилась его психология «другого», что наше собст­венное сознание не может быть предметом (material) научного исследования, так как оно является особенным, а не общим, и что психология всегда изучает другие организмы'—'Других лю­ден, других животных ,[52]. В этом смысле и поведение живот­ного, и слова человека являются интроспекцией, если они рас­сматриваются как нечто, говорящее о сознании. Даже у Титче-нера можно найти этот аргумент: «Таким образом, животное вынуждено, так сказать, наблюдать, заниматься интроспекцией. Оно отвечает на стимулы и фиксирует свой опыт в движении тела» [79. Р. 30—36].

Интересно посмотреть, как Уотсон до разработки им бихе­виоризма воспринимал относящееся к первому десятилетию экс­периментальной психологии животных убеждение в том, что знание о сознании животных является конечной целью сравни­тельной психологии. Тогда Уотсон все еще работал в Чикаго, родном доме систематической функциональной психологии, ко­торая утверждала, что сознание должно быть понято психоло­гически на языке его полезности для организма. Свою моногра­фию 1907 г. Уотсон озаглавил так: «Кинестетические и органи­ческие ощущения: их роль в реакции белой крысы при прохож­дении лабиринта» [89. Р. 90—97]. В этом исследовании он ли­шал крысу возможности при ориентировке опираться на зрение, слух, вкус, обоняние, частично кожную чувствительность, одна­ко крыса продолжала помнить путь в лабиринте. Уотсоп сде­лал вывод, что «внутриорганические ощущения, т. е. кинестети­ческие, возможно соединенные с органическими и статическими, ощущениями», являются тем, что использует крыса, следуя пра­вильным путем. Он даже обсуждал возможность использования крысой наглядных образов, которые у нас играют преобладаю­щую роль. Он полагал, что успешность пробегания крысы по лабиринту может подтвердить это: «Если поворот сделан в нужный момент (было показано, что слепые крысы с удален­ными вибриссами могут делать такие повороты, не касаясь телом стенок прохода), можно предположить, что животное, та­ким образом, обладает «внутренним чувством», которое в точ­ности подобно нашим переживаниям, возникающим при при­косновении в темноте к знакомому объекту.