Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 18 из 97)

Эта телеологическая теория физических событий показывает не только то, что биология и физика еще не разделены. Она так­же свидетельствует, что динамика аристотелевской физики в своих главных пунктах сходна с анимистическим и неестествен­ным способом мышления примитивного человека, который рас­сматривает все движения как проявления жизни. Тогда, в слу­чае произведенных человеком вещей, представление их созда­теля об объекте есть в одном смысле и причина и цель события.

Далее, для Аристотеля понятие причины физического собы­тия было неразрывно связано с психологическими «потребно­стями»: объект стремится к определенной цели; поскольку дело касается движения, оно стремится к месту, соответствующему его природе. Тяжелое тело стремится вниз, и чем оно тяжелее,.

66

тем это стремление сильнее; в то же время легкие объекты стремятся вверх.

Обычно эти физические представления Аристотеля отбрасы­вают, назвав их антропоморфическими. Но мы считаем, что те же самые фундаментальные динамические идеи полностью до­минируют в современной психологии и биологии, и, вероятно, было бы лучше исследовать действительное содержание аристо­телевских тезисов насколько это возможно, независимо от сти­ля их представления.

Обычно говорят, что телеология предполагает стремление событий к цели, причинное объяснение которых не знают, и ви­дят в этом наиболее важное различие между телеологическим и причинным объяснением. Но такой взгляд неверен, так как причинное объяснение современной физики использует опреде­ленные количества, математически описанные векторы. Физиче­ская сила, которая определяется как «причина физических из­менений», считается определенным векторным фактором. В ис­пользовании векторных факторов как основания динамики нет различия между современными и аристотелевскими взглядами.

Реальное различие в большей степени лежит © том факте, что характер и направление физических векторов в динамике Аристотеля полностью детерминировалось природой рассматри­ваемого объекта. Наоборот, в современной физике существова­ние физического вектора всегда зависит от взаимосвязей не­скольких физических факторов, особенно от отношений объекта с его окружением.

2. Значение целой ситуации в динамике Аристотеля и Галилея

Для понятий Аристотеля окружение имеет значение только постольку, поскольку может вызвать нарушения, вынужденные изменения процессов, следующих из природы рассматриваемого объекта. Векторы, которые детерминируют движение объекта, полностью детерминированы объектом, т. е. они не зависят от отношений объекта с окружением, и они навсегда принадлежат объекту, безотносительно к окружению в любое данное время. Тенденция легких тел двигаться вверх находится в них самих; стремление вниз тяжелых объектов расположено в тех объек­тах. Наоборот, в современной физике не только выводят тен­денцию легких тел стремиться вверх из отношений тела с окру­жением, но и сам вес тела зависит от такого отношения.

Этот решительный переворот получил ясное выражение в классических исследованиях Галилея о законе падения тел. Даже тот факт, что он не исследовал тяжелое тело само по се­бе, а процесс «свободного падения или движения на наклонной плоскости» .выражает переход к понятиям, которые могут быть определены только при соотнесении их с определенной ситуа­цией (т. е. наличие плоскости с определенным углом наклона или пустое вертикальное пространство). Идея исследования

з* 67

свободного падения (быстрота которого не позволяет произве­сти удовлетворительное наблюдение) при помощи более мед­ленного движения на наклонной плоскости заранее предпола­гает, что динамика события больше не «вязана с изолирован­ным объектом как таковым, а считается зависимой от целой ситуации, в которой происходит событие.

Фактически процедура Галилея включает глубокое исследо­вание ситуационных факторов. Определен наклон плоскости, который является отношением высоты к длине. Список предпо­лагаемых ситуаций (свободное падение, движение на наклон­ной плоскости, горизонтальное движение) исчерпан и расклас­сифицирован с помощью изменения угла -наклона. Зависимость, основных черт события (например, его скорость) от основных свойств ситуации (наклон плоскости) становятся важным кон­цептуальным и методологическим 'центром. Такой динамический взгляд не означает, что природа объекта потеряла свою значи­мость. Свойства и структура подразумеваемых объектов важны и для галилеевской теории динамики. Но более важным счита­ется ситуация, а не объект. Векторы, детерминирующие дина­мику события, определяются с помощью конкретного целого, включающего объект и ситуацию.

Для завершения этого взгляда физика Галилея попыталась охарактеризовать индивидуальность всей заданной ситуации как можно более конкретно и точно. Это явилось полной про­тивоположностью принципам Аристотеля. Зависимость события от ситуация, в которой оно происходит, означает для аристоте­левского способа мышления, выясняющего общее путем отыски­вания общих черт у многих случаев, только силу, нарушающую порядок. Меняющиеся ситуации кажутся чем-то случайным, что лишь нарушает и затемняет сущностную природу. Следо­вательно, чтобы понять сущностную природу объекта и на­правление его цели, обоснованным и обычным 'было как можно более полное исключение ситуации, абстрагирование от ситуа­ции.

3. Освобождение от исторических склонностей

Действительное исследование такого типа векторов, очевид­но, заранее предполагает, что заданный 'процесс происходит с определенной регулярностью или частотой. В противном случае исключение различий ситуации не оставило бы сходного. Есля кто-то исходит из фундаментальных понятий динамики Аристотеля, исследование динамики процесса долж­но быть тем более трудным, чем больше оно зависит от приро­ды заданной ситуации — здесь можно было бы подумать о проблеме эмоций в психологии. Таким образом, единичное со­бытие становится в принципе незакономерным, так как нет спо­соба исследовать его динамику.

68

Галилеевский метод определения динамики процесса прямо противоположен этой процедуре. Поскольку динамика процесса зависит не только от объекта, по также и прежде всего от си­туации, то было бы бессмысленным пытаться получить общие законы процесса, исключив, насколько возможно, ситуацию. Становится неразумной попытка получить как можно большее количество ситуаций и считать всегда имеющими силу только те факторы, которые наблюдаются при всех обстоятельствах, в любой и каждой ситуации. Наоборот, необходимо постигать всю заданную ситуацию, со всеми ее характеристиками так точно, насколько это возможно.

Шаг от конкретного случая к закону, от «этого» события к «такому» событию, больше не требует подтверждения 'истори­ческой регулярностью, которая характерна для аристотелев­ского способа мышления. Этот шаг к общему автоматически и немедленно дается принципом закономерности физических со­бытий без исключений. Теперь для исследования динамики важ­ным становится не абстрагирование от ситуации, а отыскание тех ситуаций, в которых детерминирующие факторы целостной динамической структуры проявляются наиболее ярко, отчетли­во и легко видимы. Вместо ссылки на абстрактное среднее из возможно большого числа исторически данных случаев есть ссылка на полную конкретность отдельной ситуации.

Мы не можем рассмотреть здесь во всех подробностях, по­чему не все ситуации оказываются равно полезными для ис­следования динамики, почему определенные ситуации обладают методологическим преимуществом и почему, насколько это воз­можно, они устанавливаются экспериментально. Только одно обстоятельство, которое, как мне кажется, очень редко оцени­вается корректно и которое послужило началом для непонима­ния, имеющего серьезные последствия для психологии, требует разъяснения.

Выше мы уже видели, как галилеевские понятия разделили неразделимые до этого вопросы исторического течения событий, с одной стороны, и законы событий — с другой. При система­тизации проблем они отказались от прямых ссылок на истори-ко-географические данные. Тот факт, что устанавливаемая процедура не противоречит, как это может показаться на пер­вый взгляд, эмпирической тенденции в понимании всей реаль­ности, становится ясным из последнего соображения: аристоте­левская прямая связь с исторической регулярностью и средним в действительности означает отказ от попытки понять конкрет­ное, всегда ситуационно-обусловленное событие. Когда эта не­посредственная связь порвана полностью, когда место истори-ко-географического постоянства заменяется особенностями всей ситуации и когда (как в экспериментальном методе) частая и постоянная ситуация становится тем же самым, что редкая и изменчивая, только тогда становится возможным взять на себя

69

задачу понимания реального, всегда полностью уникального события.

4. Смысл дифференциального процесса

Может казаться, что методологически мы здесь сталкиваем­ся с другой теоретической трудностью, которую легче пояснить простым примером, чем общими рассуждениями. Для того что­бы легче увидеть суть, я выбираю пример не из хорошо зна­комой физики, а из проблематичной 'психологии. Если попы­таться изобразить поведение ребенка в психологическом сило­вом поле — правомерность этого тезиса здесь не обсуждается, легко может быть выдвинуто следующее возражение.

Ребенок стоит перед двумя привлекательными объектами, скажем, игрушка (И) и кусочек шоколада {Ш), которые на­ходятся в разных местах (рис. 1). Тогда в соответствии с этой гипотезой существует поле сил в данных направлениях (а и Ь). Пропорциональная величина сил независима, и не имеет значе­ния, применим ли физический закон параллелограмма сил к физическому полю 'Сил, Далее, когда сформировалась резуль­тирующая этих двух сил, она должна идти в направлении (г), которое не ведет ни к Я, ни к Ш. И как легко можно заклю­чить из этой теории, ребенок не достигнет ни Я, ни Ш.