Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 59 из 97)

223

го мнение, полное одобрения и удивления. Критик долго смот­рел на портреты, потом покачал головой, как будто ему чего-то не хватает, и спросил только, указывая па свободное место между двумя портретами: «And where is the Saviour?» Я вижу, вы смеетесь этой прекрасной остроте, построение которой мы постараемся теперь понять. Мы догадываемся, что знаток ис­кусства хотел сказать: вы — пара разбойников, подобно тем, среди которых был распят на кресте Спаситель. Но он этого не говорит, а вместо этого говорит другое, что сначала кажется со­вершенно не подходящим и не относящимся к случаю, хотя мы тотчас же узнаем в его словах намек па то неодобрительное мнение, которое ему хотелось бы высказать. Этот намек пред­ставляет собой настоящего заместителя того мнения, которое он хотел бы высказать. Конечно, трудно надеяться найти при остротах все те отношения, которые мы предполагаем при про­исхождении случайных мыслей, но мы хотим только указать па идентичность мотивировки остроты и случайной мысли. Почему наш критик не говорит двум разбойникам прямо то, что он хо­чет сказать? Потому что наряду с его желанием сказать это прямо у него есть весьма основательные мотивы против этого. Небезопасно оскорблять людей, у которых находишься в гостях и которые располагают здоровыми кулаками многочисленной дворни. Легко можно испытать судьбу, подобную той, о кото­рой я говорил в предыдущей лекции, приводя аналогию вытес­нению. Поэтому критик высказывает свое пеодобритслыгос мне­ние не прямо, а в искаженном виде, как «намек с пропуском». Эта же самая констелляция служит, по нашему мнению, при­чиной того, что пациент вместо забытого искомого продуцирует более или менее искаженного заместителя.

Вполне целесообразно называть группу представлений, свя­занных одним аффектом, «комплексом», по примеру Цюрихской школы (Bleuler, Jung и др.). Итак, мы видим, что, исходя н па-тих поисках комплекса от той последней мысли, которую вы­сказывает наш больной, мы можем надеяться найти искомый комплекс, если больной дает в наше распоряжение достаточное количество своих мыслей. Поэтому мы предоставляем больно­му говорить все, что он хочет, и твердо придерживаемся того предположения, что ему может прийти в голову только то, что, хотя и не прямо, зависит от искомого комплекса. Если вам этот путь отыскания кажется слишком сложным, то я могу вас по крайней мере уверить, что это — единственно возможный путь.

При выполнении вашей задачи вам часто мешает то обстоя­тельство, что больной иногда замолкает, заминается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще, ниче­го не приходит на ум. Если бы это было действительно так и больной был прав, то наш метод опять оказался бы недоста­точным. Однако более тонкое наблюдение показывает, что по­добного отказа со стороны мыслей никогда и не бывает на са­мом деле. Все это объясняется только тем, что больной удер-

524

жпппст пли устраняет пришедшую ему в голову мысль под влиянием сопротивления, которое при этом маскируется в раз­личные» критические суждения о ценности мысли. Мы защища­емся от чтого, предсказывая больному возможность подобного случая и требуя от него, чтобы он не критиковал своих мыс-леи. Он должен все говорить, совершенно отказавшись от по­добной критической выборки, все, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к де­лу, бессмысленным, и особенно в том случае, если ему непри­ятно занимать свое мышление подобной мыслью. Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведет нас на след вытесненных комплексов.

Этот материал из мыслей, которые больной не ценит и от­брасывает от себя, если он находится под влиянием сопротив­ления, а не врача, представляет собой для психоаналитика ру­ду, из которой он с помощью простого искусства толкования может извлечь драгоценный металл. Если вы хотите получить от больного быстрое предварительное сведение о его комплек­сах, не входя еще в их взаимоотношения, вы можете восполь­зоваться для этого ассоциативным экспериментом в том виде, как он выработан Jung'oM11 и его учениками. Этот метод дает психоаналитикам столько же, сколько качественный анализ хи­мику; при лечении невротиков мы можем обойтись без него, но он необходим для объективной демонстрации комплексов, а также при исследовании психозов, том исследовании, которое с большим успехом начато Цюрихской школой.

Обработка мыслей, которые возникают у больного, если он исполняет основное правило психоанализа, не представляет со-<5он единственного нашего технического средства для исследо­вания бессознательного. Этой же цели служат два других ме­роприятия: толкование сиов больного и пользование его де­фектными поступками (промахами).

Должен вам сознаться, мои уважаемые слушатели, что я долго сомневался, не должен ли я лучше вместо этого сжатого обзора всей области психоанализа дать вам подробное изложе­ние снотолкования 12. Субъективный и, казалось бы, второсте­пенный мотив удержал меня от этого. Мне казалось почти не­приличным выступать в этой стране, посвящающей свои силы практическим целям снотолкователей, прежде чем вы узнаете, какое значение может иметь это устарелое и осмеянное искус­ство. Снотолкование есть via Regia к познанию бессознательно­го, самое верное основание психоанализа и та область, в кото­рой всякий работник должен получить свою убежденность и •свое образование. Когда меня спрашивают, как можно сделать­ся психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных снов. С верным тактом все противники пси-

11 huijt С, G. Diagnostisehe Assoziationsstudien. Bd. I. 1906. ls Die TraiimdetiUmg. 2 Aufl. 1909.

8—221

хоанализа избегали до сих пор оценки снотолкования или от­делывались от этого вопроса несколькими незначительными сомнениями. Если же вы, наоборот, в состоянии подробно за­няться проблемами сновидений, то те новости, с которыми вы встретитесь при психоанализе, не будут представлять для вас никаких затруднений.

Не забывайте того, что наши ночные продукции сновидений представляют собой, с одной стороны, самое большое внешнее сходство и внутреннее сродство с симптомами душевной болез­ни, с другой стороны, вполне совместимы с пашей здоровой бодрственной жизнью. Нет ничего абсурдного в том утвержде­нии, что тот, кто не понимает снов, т. е. нормальных галлюци­наций, бредовых идей и изменений характера, а только им удив­ляется, тот не может иметь ни малейшей претензии понимать ненормальные проявления болезненных душевных состояний иначе, как на уровень публики. К этой публике вы спокойно можете теперь причислить почти всех психиатров. Последуйте теперь за мной в быстром поверхностном обзоре проблем сно­видений.

Обыкновенно, просыпаясь, мы так же свысока относимся к нашим сновидениям, как больной к своим случайным мыслям, нужным для психоаналитика. Мы отстраняем от себя наши сно­видения, забывая их обыкновенно быстро и совершенно. Наша низкая оценка снов зависит от странного характера даже тех сновидений, которые не бессмысленны н не запутаны, а также от явной абсурдности и бессмысленности остальных. Наше от­вращение зависит от иногда необузданных бесстыдных и без­нравственных стремлений, которые проявляются в некоторых сновидениях. В древности, как известно, к снам пе относились с таким презрением. Низшие слои нашего населения и теперь еще не позволяют совратить себя с истинного пути в отношении толкования сновидений и ожидают от снов, как и древние, раскрытия будущего.

Должен признаться, что я не имею пи малейшей потребно­сти в мистических предпосылках для пополнения пробелов в наших современных знаниях, и потому я не мог найти ничего такого, что могло бы подтвердить пророческое значение снов. Относительно сновидений можно сказать много другого, также достаточно удивительного.

Прежде всего не все сновидения так уж чужды нам, непо­нятны и запутаны. Если вы займетесь сновидениями маленьких детей, начиная с полутора лет, то вы убедитесь, что они просто и легко поддаются объяснению. Маленький ребенок всегда ви­дит во сне исполнение желаний, которые возникли накануне днем и не нашли себе удовлетворения. Детские сны не нужда­ются ни в каком толковании, чтобы найти их простое объясне­ние, нужно только осведомиться о переживаниях ребенка в день перед сновидением (Traumtag). Конечно, самым удовлетвори­тельным разрешением проблемы снов было бы такое же поло-

226

жепне относительно сновидений взрослых, если бы их сны не отличались от снов детей н представляли бы собой исполнение тех желании, которые возникли в течение последнего дня. Но и на самом деле это так; затруднения, препятствующие такому толкованию, могут быть устранены постепенно, шаг за шагом, при глубоко идущем анализе.

Первое и самое важное сомнение заключается в том, что сновидения взрослых обычно непонятны по своему содержанию, причем меньше всего содержание сна указывает па исполнение желаний. Ответ па это сомнение таков: сновидения потерпели искажение; психический процесс, лежащий в их основе, должен был бы получить совсем другое словесное выражение. Вы дол­жны явное содержание сна, которое вы туманно вспоминаете утром и с трудом, на первый взгляд произвольно, стараетесь выразить в словах, различать от скрытых мыслей сновидения, которые существуют в области психического бессознатель­ного. Это искажение сновидений есть тот же самый процесс, с которым вы познакомились при исследовании образования ис­терических симптомов. Он указывает па то, что при образова­нии снов имеет место та же борьба душевых сил, как и при об­разовании симптомов. Явное содержание сновидений есть иска­женный заместитель бессознательных мыслей, и это самое ис­кажение есть дело обороняющихся сил «я», т. с. тех сопротивле­ний, коюрые в бодрсгвенпом состоянии вообще не допускают вытесненные желания бессознательного в область сознания. Во время же ослабления сознания в сонном состоянии эти сопро­тивления все-чакн настолько сильны, что обусловливают замас­кированно бессознательных мыслей. Видящий сон благодаря этому так же мало узнает его смысл, как истеричный — взаимо­отношение и значение своих симптомов.