Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 95 из 97)

Психология, о которой мы здесь говорим, стремится дать сведения об элементах сознания, которые необходимы и доста­точны для того, чтобы построить все здание или все течение ин­дивидуальной душевной жизни. В ней проявляется подражание методам, которые являются продуктивными в естественных нау­ках. Образ психических атомов (частичек сознания) применя­ется для того, чтобы сделать ясным самый план, намерение этих синтетических методов. Оно осуществляется разными пси­хологами по-разному. Многие пытаются сделать один класс ду­шевных элементов первичным, а другие — выводить из него. Гербарт стремился построить душевную жизнь как механику представлений, в которой чувства и стремления играли роль лишь призраков представлений, которые являются единственно первичными. Мюнстерберг в своей физиологической психологии пытался установить в качестве психического атома простое ощущение. Положение мало меняется, когда душа рассматри­вается не как субстанциональная сущность, но как процесс (Вундт). Тогда место элементов занимают простейшие процес­сы. Не всегда идут так далеко, чтобы определить только вид элементов или процессов в качестве первичных. Многие психоло-352

ги останавливаются на ограниченном числе основных классов, душевных элементов. Известным примером является деление на представление, чувство и волю. Эти классы подразделяются еще дальше.

Не представляет интереса рассматривать здесь все эти по­пытки и критиковать их по отдельности. Конечно, нельзя иметь ничего против попыток назвать общим именем явления, кото­рые в переживании выступают как однородные и основные, а затем применить это имя ко всем описаниям сначала простых, а затем запутанных душевных явлений. Но возникает вопрос: по­лучим ли мы благодаря этой работе все, что должна дать пси­хология? И здесь обнаруживается странный факт, что ничего существенного для понимания душевных процессов это не дает. Никто не сомневается в том, что писатель, историк, духовник и воспитатель являются хорошими психологами в общепринятом смысле. Но характерно, что те, которые достигают в этой облас­ти наивысших пределов, часто не знают о психологии элемен­тов. «Психология», например, в «Romeo und Julia a'uf dem Dor-fe» Г. Келлера не имела дела с этой формой анализа. Происхо­дит что-то другое, разделяю ли я комплексный душевный про­цесс на его элементы или я включаю его как целое в дальней­шие смысловые связи. Когда Моисей рассердился на еврейский народ, он пребывал в состоянии аффекта. Можно было бы раз­ложить это состояние на составляющие его представления и чувства, выделить характер течения и ритм этих чувств, отме­тить содержащиеся в «их напряжение и расслабление. Но исто­рик принимает все это как известное и имеет дело с описанием комплексного состояния2. Тот, кто должен психологически ос­ветить решение исторической личности, не будет расчленять его на представления, чувства и желания, «о спросит о мотиве, ко­торый привел к таким последствиям, и включит его в связь с историческим смыслом и ценностью. Духовно-иаучное мышле­ние идет, как правило, не назад к последнему различимому элементу, но останавливается на высшем понятийном пласте и берет внутренний процесс как определенное смысловое целое, которое принадлежит к одной духовной ситуации и воспринима­ет ее значение. Никогда не слышали, чтобы писатель смешивал представления, чувства и желания и таким образом создавал бы из них душевный мир своего героя, но все эти моменты сто­ят перед его воображением, равно как и полное смысла целое. Вообще, по-видимому, научная ограниченность психологии эле­ментов состоит в том, что она разрушает полную смысла связь душевного. Ее метод можно сравнить с вивисекцией лягушки. Тот, кто рассекает лягушку, изучает ее внутреннее строение и

2 Насколько мало такой анализ разъясняет смысл ситуации, почти гро­тескным образом показывает трактовка основных понятий гербартианства в «Учебнике педагогики» в поэме «Проклятие певца» Heilmann'a. 1. 167.

353

•с помощью размышления знакомится также с физиологически­ми функциями ее органов. Однако он не может ожидать, что снова соединит эти части и создаст из них живую лягушку. Также мало с помощью синтеза психических элементов можно обнаружить душу со всеми ее жизненными связями, полными смысла, относящимися ко всему духовному окружению. Пол­ная смысла связь первична, и в ней впервые анализ различает те элементы, которые отнюдь не дают основания для понимания целого. Вундт признал это положение вещей в методических основах своей психологии через введение так называемого прин­ципа творческого синтеза и принципа связующего анализа. Но он пытался также построить психологию элементов. Об этом уже свидетельствует структура его классических основ, кото­рые начинаются с душевных элементов, далее идет образова­ние их в комплексы и, наконец, переходит к душевному разви­тию. Но Вундт очень сильно подчеркивал, что свойства продук­та, составленного из элементов, не произошли из свойств эле­ментов. То, что Милль назвал психической химией, Вундт обо­значил, как творческий синтез: сложный продукт содержит свой­ства, которые не выводятся из составляющих частей; но этим, собственно говоря, выдвигался не закон творческого синтеза — ведь это было бы законом, который выражал бы иррациональ­ную закономерную неощутимую связь. Более того, названный принцип, мне кажется, можно назвать только постоянной ошиб­кой метода, предложенного Вундтом. Духовный внутренний мир также нельзя строить из элементов, как нельзя построить тело из материальных частичек. Целое есть первичное, анализ имеет смысл и значение лишь постольку, поскольку найденные эле­менты и моменты мыслятся в целом. Я обернул бы точку зре­ния и принцип творческого синтеза заменил бы принципом рас­членяющего анализа.

Уже сравнение, выбранное прежде, указывает на то, что опи­санное состояние появляется не без аналогии с естественными науками. Надежда понять организм, исходя из чисто физиче­ских и химических принципов, до сих пор не увенчалась успе­хом. Несомненно, в органическом мире познаваемы физические и химические аспекты процессов. Но их одних недостаточно для понимания организма в его главной функции. Более того, ка­жется, что проблема органического находится в высшем слое понимания в качестве научных конструктивных понятий физики и химии. Однако мы не хотим здесь следовать этой проблеме, а останемся на почве духовно-научного вопроса, поскольку он легче, чем трудность, с которой мы встречаемся в вопросе о том, как вообще нужно понимать влияние психически направ­ленных сил на ход материальных процессов; благодаря тому что мы имеем дело с одним состоянием, этот вопрос может рас­сматриваться как вполне разрешимый. В этой книге мы остав­ляем в стороне психофизическую проблему и погружаемся в глубины смысловых связей и отношений.

354

В качестве особенности, характерной для душевной тоталь­ности, мы обозначим то ее свойство, что она представляет смыс-лоиую связь. Что это такое? Смысл всегда имеет отношение к ценности. Я называю связь функцией, полной смысла, когда все-частные процессы, входящие в нее, становятся понятными из отношения ко всем ценным достижениям. Для кого являются цепными эти достижения, имеет ли место связь в одном Я, ко­торый сам может переживать эту ценность; переживается ли ценность пне связей с другим сознанием и можно ли говорить о ценности самой по себе — все это безразлично. Какой-нибудь-механизм, например, можно назвать осмысленным, поскольку все осуществляемые им отдельные процессы скоординированы в направлении к общему результату, который имеет какую-то ценность. Организм является полным смысла, поскольку все его» собственные функции направлены на сохранение своего состоя­ния в данных жизненных условиях и поскольку само это сохра­нение может рассматриваться как ценное для него. Но прежде всего полна смысла жизнь души в индивидууме, так как она в самой себе имеет значение всей своей активности и значение связи частных функций, переживая их как ценное или, наобо­рот, не имеющее ценности.

Поэтому Дильтей обозначал душу как целесообразную связь или как телеологическую структуру. Однако он ограничился тем, что говорил о внутренней телеологии, т. е. он описывал структуру духовной связи так, что обозначал ценное и не имею­щее ценности для соответствующего индивидуума посредством; эмоционального регулятора.

По так просто, как вводит понятие структуры Дильтей, эта проблема не решается.

Если бы индивидуальная душа действительно была бы толь­ко такой имманентной телеологией, то ее можно было бы по­нять чисто биологически, все ее акты и переживания регулиро­вались бы через цели самосохранения. Многие представляют душу именно таким образом, т. е. как структуру, направленную только на самосохранение. Но человеческая душа — это сокра­щенное выражение для понятия о связанных в Я действитель­ных переживаниях и реакциях, она должна быть вплетена в го­раздо более широкие ценностные связи, чем связи, направлен­ные только на самоудовлетворение. На более низких ступенях развития душа, возможно, и обусловлена во всех своих жизнен­ных изменениях только биологически3, однако на более высо­кой, особенно па исторической, ступени душа участвует в обра­зовании объективных ценностей, которые не сводятся только к самосохранению. Эти ценности, возникшие в исторической жиз­ни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью-

3 Биологической я называю такую структуру, которая направлена толь­ко на самосохранение индивида и рода.

355