Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 85 из 97)

Но ведь этот постулат несовместим с фактами, которые об­наруживаются сравнительным изучением мышления разных че­ловеческих обществ. Это сравнительное исследование показы­вает нам, что мышление низших обществ имеет мистический и пралогический по своему существу характер, что оно направле­но иначе, чем наше, что коллективные представления управля­ются в нем законом сопричастности, игнорируя, значит, проти­воречия, что они, представления эти, соединены между собой ассоциациями и предассоциациями, сбивающими с толку наше логическое мышление.

Это сравнительное исследование освещает нам также и па­шу собственную умственную деятельность. Оно приводит нас к познанию того, что логическое единство мыслящего субъекта, которое признается как данное большинством философов, явля­ется лишь desideratum (чем-то желаемым), но не фактом. Даже в нашем обществе далеко пе исчезли еще представления и ас­социации представлений, подчиненные закону сопричастности. Они сохраняются, более или менее независимые, более или ме­нее ущербленные, но неискоренимые, бок о бок с теми представ­лениями, которые подчиняются логическим законам Разумение в собственном смысле стремится к логическому единству, оно провозглашает необходимость такого единства. В действитель­ности, однако, наша умственная деятельность является одно-316

временно рациональной и иррациональной. Пралогический и мистический элементы сосуществуют в нем с логическим.

С одной стороны, логическая дисциплина стремится навя­зать себя всему, что представляется и мыслится. С другой сто­роны, коллективные представления социальной группы, даже когда они носят чисто пралогический и мистический характер, стремятся сохраниться возможно дольше, подобио религиозным, политическим и т. д. институтам, выражением которых, а в дру­гом смысле и основанием которых они являются. Отсюда и проистекают конфликты мышления, столь же трагические, как и конфликты совести. Источником этих конфликтов является борьба между коллективными привычками, более древними и более новыми, различно направленными, которые так же оспа­ривают друг у друга руководство сознанием, как различные по своему происхождению требования морали раздирают совесть. Именно этим, несомненно, и следовало бы объяснить мнимые битвы разума с самим собой, а также то, что есть реального в антиномиях разума. И если только верно, что наша умствен­ная деятельность является одновременно логической и пр алоги­ческой, то история религиозных догматов и философских систем может впредь оказаться озаренной новым светом.

Раздел VI ДУХОВНО-НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дильтей (Dilteu) Вильгельм (1833—il91.il) заявил о своем понимании психо­логии в 1880—1890-х годах. Однако его влияние не чувствовалось до начала XX века; в 1914 г. Н. Н. Ланге писал о Дильтее как мыслителе редкой оригинальности, но оставшемся «малоизвестным» (Ланге Н. Н. Психология. М., 1914. С. 62). В период открытого кризиса его описательная психология как наука о духе занимала одно из центральных мест. Дильтей подчерки­вал, что человека можно понять только из истории, которую он рассматривал идеалистически как историю духа. В процессе истории люди выступают как духовные целостности, субъекты. Дильтей считал, что господствовавшая пси­хология— атомистическая, элементаристская—не дает адекватной картины душевной жизни человека, она строится на объяснительных методах, заим­ствованных из естествознания, и как наука о личности должна быть отверг­нута. Ее место должна занять описательная, понимающая психология — наука о духе, опирающаяся на метод понимания. Для понимания характе­рен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли. В психологическом познании важно раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности. Оно ста­новится понятным, если мы постигаем направленность данного человека, вы­деляем и понимаем, что для него ценно. В окружающих условиях человек выбирает что-то как ценное и отвлекается от другого. Описательная психо­логия рассматривает также развитие личности, каждый этап которого опре­деляется характерной для него ценностью, все более возрастающей. Психи­ческое развитие предполагает качественное изменение ценностей.

Описательная психология, по Дильтею, должна стать основанием для всех наук о духе: истории, искусства, литературы, этики и др.

В психологии Дильтея достигает своего предельного выражения дуа­лизм низшего и высшего, отчетливо выступивший уже у Вундта,— это мета­физическое разделение психологии на два этажа, или, как писал Л. С. Вы­готский1, «на две науки — физиологическую, естественнонаучную или казу­альную психологию, с одной стороны, и «понимающую», описательную или теологическую психологию духа как основу всех гуманитарных наук — с дру­гой». Такое разделение открыто провозглашало отказ от естественнонаучно­го, причинного материалистического изучения высших психических функций, психологии личности — отказ, который явился следствием метафизического противопоставления объяснения и описания в научном исследовании. Но за этим отказом скрывается важная мысль о недостаточности механистического натуралистического подхода к психологии человека. Однако собственная по­пытка Дильтея — пойти в психологии по линии соотнесения структуры от­дельной личности с духовными ценностями общества — не открывала адек­ватных методических и методологических средств для изучения психики человека, так как развитие высших психических функций представлено в ней как чисто духовный процесс, а «сами сферы культуры возникают в силу чисто духовного процесса, внутреннего самодвижения духа»2. При таком субъективистском идеалистическом понимании истории и культуры и при

1 Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 24.

2 Там же. С. 35.

318

таком понимании психологии исторический подход в психологии вводится лишь формально.

В хрестоматию включены отрывки из книги В. Дильтея «Описательная психология» (1894) (М., 1924).

В. Дильтей

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Мысли об описательной и расчленяющей психологии

Глава первая Задача психологического обоснования наук о духе

Объяснительная психология < ... > хочет объяснить уклад ду­шевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телес­ного. Особенно яркими представителями этой объяснительной психологии являются сторонники психологии ассоциативной — Гербарт, Спенсер, Тэн, выразители различных форм материа­лизма. < ... > Объяснительная психология, следовательно, стре­мится подчинить явления душевной жизни некоторой причинной связи при посредстве ограниченного числа однозначно опреде­ляемых элементов.

Объяснительная психология может достигнуть своей цели только при помощи гипотез. < ... > Было бы просто неразумно-желать исключить из психологии гипотетические составные ча­сти; и несправедливо было бы ставить употребление их в упрек объяснительной психологии, так как психология описательная точно так же не могла бы обойтись без них. Но в области есте­ственных наук понятие гипотезы получило развитие в более определенном смысле на основании данных в познании природы условий. < ... > Гипотезам принадлежит решающее значение не только как определенным стадиям в возникновении естественно­научных теорий; нельзя предвидеть, каким образом, даже при самом крайнем увеличении степени вероятности нашего объяс­нения природы, может когда-нибудь вполне исчезнуть гипоте­тический характер этого объяснения. Естественнонаучные убеж­дения наши нисколько от этого не колеблются. < ... > Но так как объяснительная психология в область душевной жизни пе­реносит метод естественнонаучного образования гипотез, благо­даря которому то, что дано, дополняется присоединением при­чинной связи, то возникает вопрос; правомерно ли такое пере­несение?

Установим прежде всего тот 'факт, что в основе всякой объ­яснительной психологии лежит комбинация гипотез, несомненно отличающихся вышеуказанным признаком, ибо они не в состо­янии исключить иные возможности. Против каждой подобной

319

системы гипотез выставляются десятки других. В этой области идет борьба всех против всех, не менее бурная, нежели на полях метафизики. Нигде и на самом дальнем горизонте не видно пока ничего, что могло бы положить решающий предел борьбе.

Итак, если мы желаем достигнуть полного 'причинного по­знания, мы попадаем в туманное море гипотез, возможность проверки которых на психических фактах даже не предвидится. Влиятельнейшие направления психологии ясно это показывают. Так, гипотезой такого рода представляется учение о паралле­лизме нервных и духовных процессов, согласно которому даже наиболее значительные духовные факты суть лишь побочные явления нашей телесной жизни. Подобной гипотезой представ­ляется и сведение всех явлений сознания к атомообразно пред­ставляемым элементам, воздействующим друг на друга по опре­деленным законам. Такой же гипотезой является и выступающее с притязаниями на причинное объяснение конструирование всех душевных явлений при помощи двух классов ощущений и чувств, причем имеющему столь огромное значение для нашего сознания и для нашей жизни хотению отводится место явления вторичного. При посредстве одних лишь гипотез высшие душев­ные процессы сводятся к ассоциациям. Путем одних лишь гипотез самосознание выводится из психических элементов и процессов, происходящих между ними. Ничем, кроме гипотез, мы не располагаем относительно причинных процессов, благо­даря которым благоприобретенный душевный комплекс посто­янно влияет столь могущественно и загадочно на паши созна­тельные процессы заключения и хотения. Гипотезы, всюду одни гипотезы! И притом не в роли подчиненных составных частей, в отдельности входящих в ход научного мышления (как мы видели, в качестве таких они неизбежны), но гипотезы, которые как элементы психологического причинного объяснения должны сделать возможным выведение всех душевных явлений и найти себе в них подтверждение.