Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 92 из 97)

341

(...) Структура душевной жизни, связующая воедино раз­дражение и реагирующее на него движение, имеет свой центр в пучке побуждений и чувств, исходя из которых измеряется жиз­ненная ценность изменений в нашей среде и производится об­ратное воздействие на него. <.. .>

Попытаемся теперь резюмировать наиболее общие свойства этой внутренней структуры душевной жизни.

Изначально и всюду, от элементарнейших до высших форм своих, психический жизненный процесс есть единство. Душев­ная жизнь не слагается из частей, не составляется из элемен­тов; она не есть некоторый композитум, не есть результат взаи­модействующих атомов ощущений и чувств,— изначально и всег­да она есть некоторое объемлющее единство. Из этого единства дифференцировали душевные функции, однако остающиеся свя­занными с их общей душевной связью. Факт этот, высшей сте­пенью выражения которого является единство сознания и един­ство личности, решительно отличает душевную жизнь от всего телесного мира. Опыт этой жизненной связи прост и исключает учение, согласно которому психические процессы представляют собой отдельные несвязанные репрезентации физической связи процессов. Всякое учение, идущее в этом направлении, вступает в интересах гипотетической связи в противоречие с опытом.

Указанная психическая внутренняя связь обусловливается положением жизненной единицы в окружающей ее среде. Жиз­ненная единица находится во взаимодействии с внешним миром; особый род этого взаимодействия может быть обозначен с по­мощью весьма общего выражения — <...) как приспособление психофизической жизненной единицы и обстоятельств, при ко­торых протекает ее жизнь В этом взаимодействии совершается соединение ряда сенсорных процессов с рядом двигательных. Жизнь человеческая в наивысших ее формах также подчинена этому важному закону всей органической природы. Окружаю­щая пас. действительность вызывает ощущения. Последние пред­ставляют для нас различные свойства многообразных причин, лежащих вне нас. Таким образом, мы видим себя постоянно обусловленными телесно и душевно внешними причинами; со­гласно приведенной гипотезе, чувства выражают ценность воз­действий, идущих извне на наш организм и на нашу систему побуждений. В зависимости от этих чувств интерес и внимание производят отбор впечатлений. Они обращаются -к определен­ным впечатлениям. Но усиленное возбуждение сознания, имею­щее место во внимании, само по себе является процессом. Оно состоит только в процессах различения, отождествления, соеди-'Пения, разделения, апперципирования. В этих процессах возни­кают восприятия, образы, а в дальнейшем течении сенсорных •процессов — процессы мыслительные, благодаря которым дан-пая жизненная единица получает возможность известного вла­дычества над действительностью. Постепенно образуется проч­ная связь воспроизводимых представлений, оценок и волевых

342

движений. С .этого момента жизненная единица не предоставле­на более игре раздражений. Она задерживает реакции и господ­ствует над ними, она делает выбор там, где может добиться приспособления действительности к своим потребностям. И что важнее всего: там, где она эту действительность определить не может, она к ней приспосабливает свои собственные жизненные процессы и владычествует над неуемными страстями и над иг­рой представлений благодаря внутренней деятельности воли. Это и есть жизнь.

Глава восьмая Развитие душевной жизни

Вторая охватывающая связь, проникающая нашу душевную жизнь, дана нам в развитии последней. Если структура душев­ной жизни как бы простирается во всю ее ширину, то развитие проходит по длине ее. <.. .>

Для сложившейся душевной жизни необходимо изучить три класса условий ее развития. Душевная жизнь находится в не­котором отношении обусловленности или соответствия к разви­тию тела, поэтому она зависит от воздействия физической сре­ды и от связи ее с окружающим духовным миром. •(.. .>

Из учения о структурной связи душевной жизни следует, что внешние условия, в которых находится индивид, будут ли они благоприятными или задерживающими, всегда вызывают стремление к созданию и поддержанию состояния удовлетворе­ния побуждений и счастья. Но в то время как всякое более тон­кое развитие восприятий, всякое целемерное образование пред­ставлений и понятий, всякое увеличение богатства чувственных реакций, всякое усиленное приспособление движений к импуль­сам, всякое упражнение в благоприятных направлениях воли и подходящих соединениях средств и целей облегчают удовлетво­рение импульсов, осуществление приятных и отклонение непри­ятных чувств, дальнейшим важным подследствием структурной связи, на которой основываются эти причинные отношения, яв­ляется возможность способствовать и благоприятствовать та­ким более тонким дифференциациям и более высоким соедине­ниям в индивиде, что в свою очередь дает возможность дости­жения более высокой полноты жизни и счастья. Когда связь составных частей душевной жизни оказывает такого рода дей­ствие на полноту жизни, удовлетворение импульсов и счастья, мы называем ее целесообразной.

<.. .> Не из лежащей вне нас идеи о цели выведена эта це­лесообразность, а наоборот, всякое понятие о действующей вне душевной жизни целесообразности выводится из этой внутрен­ней целесообразности в душевной жизни. Оно перенесено отту­да. <, . .> Только благодаря такому перенесению мы называем какую-либо находящуюся вне нашей душевной структуры связь

343

целесообразной. Ибо цели даны нам только в этой душевной структуре. Приспособление к ней мы находим на опыте только в ней самой. Эту целесообразность душевной структуры мы на­зываем субъективной и имманентной.

<...) Понятие субъективной и имманентной целесообразно­сти душевной структуры <.. .> заключает в себе два момента. Прежде всего оно обозначает связь составных частей душевной жизни, способную вызвать при изменяющихся внешних услови­ях, в которых живут все организмы, богатство жизни, удовлет­ворение импульсов и счастье. Сюда примыкает второе понятие об этой целесообразности. Согласно ему, ,в структурной связи при предпосылке изменяющихся жизненных условий заложе­ны задатки для ее усовершенствования. Усовершенствование это происходит в формах дифференциации и установления высших соединений. Но оно состоит именно в большей способности при­водить к полноте жизни, удовлетворению импульсов и счастью.

<.. .> Понятие душевной жизненной связи находится в тес­ном отношении к ценности жизни. Ибо ценность жизни и со­стоит в душевной действительности, поскольку последняя нахо­дит свое выражение в чувствах. Для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах. <...) Ценность неотделима от чувства. От­сюда, однако, не следует, чтобы ценность жизни состояла из чувств, могла бы рассматриваться как скопление их. <.. .> На­оборот, ценными в нашем существовании являются вся полпота жизни, какую мы испытываем, богатство жизненной действи­тельности, которое мы предчувствовали, изживание того, что в нас заложено. Больше того, мы переносим эту ценность также и на жизненные отношения, которые нам приходится пережи­вать, на взгляды и идеи, которыми мы в состоянии заполнить наше существование, на деятельность, которая выпадает нам на долю. <.. .> Душевная структурная связь целесообразна пото­му, что она имеет тенденцию развивать, закреплять и подымать жизненные ценности. <. . .>

Развитие имеет тенденцию вызывать жизненные ценности. Из того, как двояко действует душевная структурная связь, здесь вытекает самое замечательное соотношение, какое имеет место в человеческом развитии. Всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, ибо каждый из них <.. .) способен быть исполненным ожидающими, повышающими и расширяю­щими существование чувствами. Та жизнь была бы совершен­нейшей, в которой всякий момент был бы исполнен чувства сво­ей самодовлеющей ценности. <. . .> Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать за собой всю особую жизненную ценность. Бедно то детство, что приносится в жертву зрелым годам. Нера­зумен счет с жизнью, неустанно подгоняющий вперед и делаю­щий нынешнее средством для будущего. Ничто не может быть ошибочнее, нежели поставить целью развития, составляющего жизнь, зрелый период, для которого все прежние являются

344

лишь средством. <. . .> Наоборот, в самой природе жизни заклю­чается тенденция насытить всякий момент полнотой ценности. <, . .> Из целесообразности душевной структуры вытекает еще другое отношение жизненных ценностей к развитию. <.. .> Очень важно, чтобы <.. .> элементарнейшие импульсы теряли благода­ря правильному удовлетворению свою остроту и энергию и ос­вобождали таким образом место для побуждений высших. Именно в силу этой связи возрастающего ряда эти состояния и образуют развитие. Они целесообразно связаны между собой так, что с течением времени достигается возможность более бо­гатого и широкого развертывания жизненных ценностей. В этом и состоит природа развития в человеческом существовании. Вся­кий период жизни имеет свою ценность; но с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад ду­шевной жизни, которому доступны все высшие соединения. {...)

Явление это способно возрастать до крайних границ глубо­кой старости. На этом основано так часто превозносимое сча­стье старческого возраста и его моральное значеиие. Теперь можно окончательно определить точку зрения описательной пси­хологии на учение о развитии. <&bsol; ..) Психолог в законах разви­тия и в единообразиях смены в душевной структуре описывает жизнь последней. Эти законы развития и эти единообразия он добывает из соотношений между средой, структурной связью, жизненными ценностями, душевным расчленением, приобретен­ной душевной связью, творческими процессами п развити­ем. <.. .>