Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 96 из 97)

или объективной культурой. Через вплетение в эти духовные -связи и обусловливается то, что индивидуальная жизнь души есть больше, чем телеологическая структура, предназначенная только для самосохранения и чувственного удовлетворения. Это проявляется в двух направлениях: 1) индивидуум переживает как ценные предметы и достижения, которые вовсе не относятся к непосредственному самосохранению. Это может быть, напри­мер, деятельность познания, которая не имеет в своей основе жизненной необходимости в том смысле, что достигается какая-то реальная ценность. И эстетическая радость не должна рас­сматриваться во всех своих проявлениях как результат биоло­гической целесообразности. Духовный человек отличается от естественного человека как раз тем, что он знаком с более вы­сокой и более широкой потребностью, чем просто жизнь и жи­вотное чувство удовольствия. В своих удовольствиях и пережи­ваниях человек достигает более высоких ценностей и соответ­ственно дифференцирует их для себя. 2) Существует и другое направление, по которому телеологическая структура духовной организации отличается от простой биологической регулируе­мой системы. Известно, что отдельный человек не все, что явля­ется ценным, переживает как ценное, а многое, что само по се­бе не является ценным, он переживает как ценное. Иначе гово­ря, субъективная ценность (с ее индивидуальными случайностя­ми) отнюдь не совпадает с объективными ценностями. За этим лежит труднейшая проблема объективных ценностей. Многие склонны рассматривать как ценное только то, что фактически оценивается. Но этот взгляд не лучше того мнения, что только то действительно, что фактически воспринимается чувствами. Так же ложно, что оценки всех людей (соответственно чувст­венные восприятия всех людей) являются субъективными кор­релятами объективных ценностей (соответственно: объективно действительного),— эта фикция не в состоянии спасти этот крайний эмпиризм и релятивизм. Ибо еще вопрос: оценивают ли это люди правильно? Под объективной ценностью мы пони­маем отнюдь не что-то доказуемое или чисто интеллектуально демонстрируемое. Но вместе с тем мы думаем, что ценность под­чиняется некоему закону и что только те ценности являются «настоящими» или «действительными», которые совпадают с этим законом оценки. Фактическое сознание того или иного человека является масштабом не для объективных, а только для субъективных ценностей. Так как контролируют познава­тельно-теоретические идеи надындивидуального сознания из за­кономерного познания сущности, равным образом также можно построить надындивидуальное сознание духовных ценностей. Было бы ошибкой верить, что эти надындивидуальные «нормы сознания» могут быть поняты как коллективное сознание (со­знание общества), потому что само общество может также час­то ошибаться, т. е. оценивать субъективно, как и отдельное со­знание. Более того, нужно строить нормативное сознание, т. е.

356

сознание, управляемое объективной закономерностью, которая является судьей как над индивидом, так и над коллективом. Но это конструирование нормативного сознания есть только ме­тафизическое сокращение для очень запутанного понятия зако­номерности. И в противоположность Риккерту мы в последую­щем согласимся со специфическим законом ценностей и их пе­реплетений, подобно тому что мы в третьем абзаце нашего син­теза утверждали о нормативном культурном идеале. Здесь уточ­няется только место, в котором располагается объективная цен­ность по ту сторону субъективного.

Исторически определенная духовная жизнь — культура — не означает осуществление лишь объективных ценностей; она со­держит в себе также кажущиеся ценности, будь это ценностные ошибки, которые покоятся на теоретически ложных основаниях, или субъективные ценности, которые происходят из бессвязных временных оценок, или вообще из нерешенных конфликтов в об­ласти ценностей. Но то, что в культуре является объективно ценным, должно мыслиться как выполнение норм ценности, как результат ценностной закономерности, которая противостоит ин­дивидуальному сознанию как требование.

Вернемся еще раз к понятию об объективном духе, троякого значения которого мы уже касались выше. Оно встраивается в царство предметного мира как транссубъективное, которое мож­но понимать только как историческое взаимодействие или сум­мирование деятельности бесчисленных субъектов. Акты, с по­мощью которых этот духовный мир был создан, не всегда были такими чистыми. Изобилие чистой субъективности, неясности со стороны норм, случайностей и неудач воплощаются в этом объективном духе. Но он противостоит индивиду и по крайней мере в этом смысле является чем-то объективным, так что он в высшей степени не зависит от Я; он есть не-Я, воздействующее на отдельного субъекта. Под объективным духом следует пони­мать в высшей степени сложную совокупность духовных норм, которые обусловливают настоящие объективные и действитель­ные ценности и исключают извращенные и ошибочные ценно­сти. Этот объективный дух не существует нигде. Он представ­ляет собой идеальный комплекс норм, который противостоит субъекту, равно как и обществу, как требование. Он есть «объ­ективный» не в смысле стоящего вне Я, но в смысле меры цен­ностей настоящего и действительного; термин «субъективный» будет обозначать здесь отклонившийся от нормы, а не только отдельное Я в противоположность надындивидуальному истори­ческому духу. Для большей ясности первую форму объективно­го духа мы обозначим в дальнейшем как объективный дух, вто­рую—'Нормативный дух, почти в соответствии с гегелевским аб­солютным духом.

Индивидуум, поскольку он является чем-то духовным, дол­жен мыслиться как причастный к этим обеим формам, но в раз­личном смысле. Объективный дух с его содержанием настоящих

357

и мнимых ценностей означает общественно обусловленную сре­ду, духовное, исторически возникшее жизненное окружение. А нормативный дух означает этическое предписание, которое — по идее — выносится по отношению к каждым данным и лишь относительно ценным состояниям в направлении к настоящим и истинным ценностям.

Значит, одно является действительностью, а второе — тем, что должно стать действительностью. Из всего этого для науч­ной психологии духа вытекает следующее: индивидуальная ду­ша должна мыслиться как полная смысла связь функций, в ко­торой различные направления ценности связываются друг с дру­гом через единство сознания Я. Направления ценности опреде­ляются через нормативный закон ценности, который соответст­вует различным классам ценностей. Эмпирическое Я находит себя уже включенным в надындивидуальные духовные ценност­ные образования, которые в своем существовании отделены от переживающего Я; в них построенная связь ценностей в извест­ной степени уже создала надындивидуальный смысл, который выходит за рамки отдельного Я- Поскольку мы направляем наш интерес только на нормативный закон ценности и на соответст­вующие норме духовные области ценностей, поскольку мы за­нимаемся общей наукой о духе или общей культуро-этикой. Но поскольку мы ретроспективно привлекаем также отклонения от нормы у отдельного сознания и у исторически определенной ду­ховной жизни, т. е. касаемся «субъективных» ценностей (в раз­виваемом здесь втором смысле), мы занимаемся научной пси­хологией духа. Ибо психология является описательной и пони­мающей, а не нормативной наукой. Только не следует верить, что психология была бы возможна без знания, соответствующе­го норме, или без знания критически объективного. Более того, мы называем собственной задачей психологии задачу отличить субъективное от объективного в его обоих значениях. Психоло­гия элементов всегда имеет в качестве предпосылок физическое и физиологическое знание. Подобно этому духовно-научная пси­хология имеет в качестве таких предпосылок знание о духовных объективгюстях.

Душевная жизнь есть, таким образом, смысловая связь, в ко­торой выделяются различные смысловые направления и в ко­торой часто объективный смысл и субъективный смысл доста­точно противоречат друг другу. Одним из этих смысловых на­правлений является, например, установка на познание. В ней господствует один определенный закон; но отдельный субъект ведет себя по отношению к этому смыслу не всегда соответст­венно. Другая установка — это установка на эстетическое пе­реживание. Произведение искусства покоится на одном (если даже полностью и не формулируемом) объективном законе, но субъект реализует в себе не всегда полный объективный смысл произведения искусства. Третья установка — экономически оце­нивающая и созидающая. Flo если субъект склонен, как прави-358

ло, вести себя в соответствии с этим объективным законом цен­ности, то все-таки он не лишен также субъективно обусловлен­ных заблуждений, которые могут быть поняты только психоло­гически.

В заключение сравним обе психологии. Духовно-научная психология исходит из целостно.сти духовной структуры. Под структурой мы понимаем связь деятельности; под деятельно­стью — воплощение объективной ценности. Только в тотальной структуре души располагаются полные смысла частные струк­туры, например структура процесса познания, структура техни­ческой работы, структура специфически религиозного сознания. Поскольку достижения этой общей или частных структур у раз­личных субъектов тождественны и обнаруживают один объек­тивный (транссубъективный) осадок, возникает коллективный дух. Если они, кроме того, закономерны, т. е. соответствуют нормам, то они составляют основу объективного духа в критиче­ском смысле: совокупность надындивидуальных образований, духовное «содержание» которых доступно каждому сознанию, которое может погружаться в конкретную ситуацию, лежащую в его основе. Итак, над ограниченными и случайными Я воз­вышается духовный мир надындивидуального смысла, который вырастает в процессе исторического развития, преобразуется и опять при определенных обстоятельствах распадается.