Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 67 из 97)

Нетрудно убедиться в том, что Я есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W—Bw часть Оно, своего рода продолжение дифференциации поверхно­стного слоя. Я старается также содействовать влиянию внеш­него мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздель­но властвует в Оно, принципом реальности. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Я олицетворя­ет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в про­тивоположность к Оно, содержащему страсти. Все это соответ­ствует общеизвестным и популярным разграничениям, однако < может считаться верным только для некоторого среднего, иде­ального случая.

Большое функциональное значение Я выражается в том, что-в нормальных условиях ему предоставлена власть над по­буждением к движению. По отношению к Оно Я подобно всад-

6 Сам Groddeck последовал, вероятно, примеру Ницше, который часто • пользовался этим грамматическим термином для выражения безличного и, . так сказать, природно необходимого в нашем существе.

252

пику, который должен обуздать превосходящую силу лошадищ с той только разницей, что всадник пытается совершить это-' собственными силами, Я же — силами заимствованными. Это* сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не* хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее ту­да, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей.

Я складывается и обособляется от Оно, по-видимому, не* только под влиянием системы W, но под действием также дру­гого момента. Собственное тело, и прежде всего поверхность его, представляет собой место, от которого могут исходить од­новременно как внешние, так и внутренние восприятия. Путем-' зрения тело воспринимается как другой объект, ио осязанию оно--дает двоякого рода ощущения, одни из которых могут быть.. очень похожими на внутреннее восприятие. В психофизиология-подробно описывалось, каким образом собственное тело обо­собляется из мира восприятий. Чувство боли, по-видимому, так­же играет при этом некоторую роль, а способ, каким при му­чительных болезнях человек получает новое знание о своих ор­ганах, является, может быть, типичным способом того, как во­обще складывается представление о своем теле.

Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное су­щество, но даже является проекцией некоторой поверхности. Если искать анатомическую аналогию, его скорее всего можно-уподобить «мозговому человечку» анатомов, который находится б мозговой коре как бы вниз головой, простирает пятки вверх. глядит назад и управляет, как известно, слева речевой зоной.

Отношение Я к сознанию обсуждалось часто, однако здесь необходимо вновь описать некоторые важные факты. Мы при­выкли всюду привносить социальную или этическую оценку, к-поэтому нас не удивляет, что игра низших страстей происходит-в подсознательном, но мы заранее уверены в том, что душев­ные функции тем легче доходят до сознания, чем выше указан­ная их оценка. Психоаналитический опыт не оправдывает, од­нако, наших ожиданий. С одной стороны, мы имеем доказа­тельства тому, что даже тонкая и трудная интеллектуальная1! работа, которая обычно требует напряженного размышления,, может быть совершена предсознательно, не доходя до сознания. Такие случаи совершенно бесспорны, они происходят, напри­мер, в состоянии сна и выражаются в том, что человек непо­средственно после пробуждения находит разрешение трудной1 математической или иной задачи, над которой он бился безре­зультатно накануне7.

Однако гораздо большее недоумение вызывает знакомство» с другим фактом. Из наших анализов мы узнаем, что сущест­вуют люди, у которых самокритика и совесть, т. е. бесспорно»

7 Такой факт еще совсем недавно был сообщен мне как возражение-против моего описания «работы сновидения».

253;

высокоценные душевные проявления, оказываются бессозна­тельными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки; то обстоятельство, что сопротивление в анализе оста­ется бессознательным, не является, следовательно, единствен­ной ситуацией в этом роде. Еще более смущает нас новое наблю­дение, приводящее к необходимости, несмотря на самую тща­тельную критику, считаться с бессознательным чувством вины, факт, который задает новые загадки, в особенности если мы все больше и больше приходим к убеждению, что бессознатель­ное чувство вины играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает сильнейшее препятствие выздоров­лению. Возвращаясь к нашей оценочной шкале, мы должны сказать: не только наиболее глубокое, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным. Таким образом, нам как бы демонстрируется то, что раньше было сказано о сознательном Я, а именно что оно прежде всего Я-тело.

III

Я и сверх-Я (идеальное Я)

Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешне­го мира в душевной области, все было бы просто. Однако сю­да присоединяется еще нечто.

В других местах уже были разъяснены мотивы, побудившие нас предположить существование некоторой инстанции в Я, дифференциацию внутри Я, которую можно назвать идеалом Я или сверх-Я8- Эти мотивы вполне правомерны9. То, что эта часть Я не так прочно связана с сознанием, является неожи­данностью, требующей разъяснения.

Нам придется начать несколько издалека. Нам удалось ос­ветить мучительное страдание меланхолика предположением, что в Я восстановлен утерянный объект, т. е. что произошла за­мена привязанности к объекту (Objectbesetzung) отождествле­нием 10. В то время, однако, мы еще не уяснили себе всего зна­чения этого процесса и не знали, насколько он прочен и часто повторяется. С тех пор мы говорим: такая замена играет боль­шую роль в образовании Я, а также имеет существенное зна­чение в выработке того, что мы называет своим характером.

8 Zur Einfurung dcs Narzismus, Massenpsychologie und Icli-Analyse.

* Ошибочным я нуждающимся в исправлении может показаться только обстоятельство, что я приписал этому сверх-Я функцию контроля реаль­ностью. Если бы испытание реальностью оставалось собственной задачей Я, это совершенно соответствовало бы отношениям его к миру восприятий. Также и более рашше недостаточно определенные замечания о сердцевине Я должны теперь найти правильное выражение в том смысле, что только си­стема воспр-сознат. может быть признана сердцевиной Я.

10 Trauer mid Melancholic.

254

Первоначально, в примитивной оральной (ротовой) фазе индивида трудно отличить обладание объектом от отождествле­ния. Позднее можно предположить, что желание обладать объ­ектом исходит из Оно, которое ощущает эротическое стремле­ние как потребность. Вначале еще хилое Я получает от облада­ния объектом знание, удовлетворяется им или старается уст­ранить его путем вытеснения ".

Если мы бываем обязаны или нам приходится отказаться от сексуального объекта, наступает нередко изменение Я, кото­рое, как и в случае меланхолии, следует описать как водруже­ние объекта в Я; ближайшие подробности этой замены нам еще1 неизвестны. Может быть, с помощью такой иитроекции (вкла­дывания), которая является как бы регрессией к механизму оральной фазы, Я облегчает или делает возможным отказ от объекта. Может быть, это отождествление есть вообще условие, при котором Оно отказывается от своих объектов. Во всяком случае, процесс этот, особенно в ранних стадиях развития, на­блюдается очень часто; он дает нам возможность построить теорию, что характер Я является осадком отвергнутых привя­занностей к объекту, что он содержит историю этих избраний объекта. Поскольку характер личности отвергает или прием­лет эти влияния из истории эротических избраний объекта, ес­тественно наперед допустить целую скалу способности сопро­тивления. Мы думаем, что в чертах характера женщин, имев­ших большой любовный опыт, легко найти отзвук их обладаний объектом. Необходимо также принять в соображение случаи од­новременной привязанности к объекту и отождествления, т. е. изменение характера прежде, чем произошел отказ от объекта. При этом условии изменение характера может оказаться более длительным, чем отношение к объекту, и даже, в известном смысле, консервировать это отношение.

Другой подход к явлению показывает, что такое превраще­ние эротического выбора объекта в изменение Я является так­же путем, на котором Я получает возможность овладеть Оно и углубить свои отношения к нему, правда, ценой далеко идущей терпимости к его переживаниям. Принимая черты объекта, Я как бы навязывает Оно самого себя в качестве любовного объ­екта, старается возместить ему его утрату, обращаясь к нему с такими словами: «Смотри, ты ведь можешь любить и меня — я так похож на объект».

11 Интересной параллелью замены выбора объекта отождествленном слу­жит вера первобытных народов в го, что свойства принятого в пищу жннот-ного перейдут к лицу, вкушающему эту пищу, и основанные на этой вере, запреты. Она же, как известно, служит также одним из оснований канпба-лизма и сказывается в целом ряде обычаев тотемного принятия пищи вплоть до святого причастия. Следствия, которые здесь приписываются овладению объектом при помощи рта, действительно оказываются верными по отноше­нию к позднейшему выбору сексуального объекта.

255

Происходящее в этом случае превращение вожделения к объекту в вожделение к себе (нарцизм), очевидно, влечет за собой отказ от сексуальных целей, известную десексуализа-цию, а стало быть, своего рода сублимирование. Более того, тут возникает вопрос, заслуживающий внимательного рассмот­рения, а именно: не есть ли это обычный путь к сублимирова­нию, не происходит ли всякое сублимирование посредством вме-тиательства Я, которое сперва превращает сексуальное вожде­ление к объекту в нарцизм с тем, чтобы в дальнейшем поста­вить, может быть, этому влечению совсем иную цель12? Не мо­жет ли это превращение влечь за собой в качестве следствия также и другие изменения судеб влечения, не может ли оно при­водить, например, к расслоению различных слившихся друг с другом влечений? К этому вопросу мы еще вернемся впослед­ствии.