Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 81 из 97)

Однако для мышления, подчиненного «закону партиципа­ции», в этом нет никакой трудности. Все общества и союзы* тотемического характера обладают коллективными представле­ниями подобного рода, предполагающими подобное тождество между членами тотемической группы и их тотемом. < ... >

Все это зависит от «партиципации», которая представляется первобытным человеком в самых разнообразных формах: в фор­ме соприкосновения, переноса, симпатии, действия на расстоя­нии ит. д. (...) Мышление первобытных людей может быть названо пралогическим с таким же правом, как и мистическим. Это скорее два аспекта одного и того же основного свойства, чем две самостоятельных черты. Первобытное мышление, если рассматривать его с точки зрения содержания представлений, должно быть названо мистическим, оно должно быть названо пр алогическим, если рассматривать его с точки зрения ассоциа­ций. Под термином «пралогический» отнюдь не следует разу­меть, что первобытное мышление представляет собой какую-то стадию, предшествующую во времени появлению логического мышления. Существовали ли когда-нибудь такие группы чело­веческих или дочеловеческих существ, коллективные представ-

302

линия которых не подчинялись еще логическим законам? Мы этого не знаем: это во всяком случае весьма мало вероятно. То мышление общества низшего типа, которое я называю лра-логичеекпм за отсутствием лучшего названия,— это мышление по крайний мере вовсе не имеет такого характера. Оно не апти-логичпо, оно также и не алогично. Называя его пралогическим, я только хочу сказать, что оно не стремится прежде всего, по­добно нашему мышлению, избегать противоречия. Оно прежде всего подчинено «закону партпщшащш». Ориентированное та­ким образом, оно отнюдь не имеет склонности без всякого основания впадать в противоречия (это сделало бы его совер­шенно нелепым для нас), однако оно и не думает о том, чтобы избегать противоречии. Чаще всего оно относится к ним с без­различием. Этим и объясняется то обстоятельство, что нам так трудно проследить ход этого мышления. < ,.. >

Почему, например, какое-нибудь изображение, портрет явля­ются для первобытных людей совсем пион вещью, чем для нас? Чем объясняется то, что они приписывают им, как мы видели ныше, мистические свойства? Очевидно, дело в том, что всякое изображение, всякая репродукция «сопричастны» природе, свойствам, жизни оригинала. Это «сопрнчастие» не должно быть понимаемо в смысле какого-то дробления, как если бы, например, портрет заимствовал у оригинала некоторую часть той суммы свинств или жизни, которой он обладает. Первобыт­ное мышление не видит никакой трудности в том, чтобы эта жизнь и эти свойства были присущи одновременно и оригиналу и изображению. В силу мистической связи между оригиналом и изображенном, связи, подчиненной «закону нартиципации», изображение одновременно и оригинал, подобно тому как бо-роро суть в то же время арара. Значит, от изображения можно получить то же, что и от оригинала, па оригинал можно дейст­вовать через изображение. Точно так же если бы вожди майда­нов позволили Кэтлииу сфотографировать их, то они не смогли бы спать спокойно последним сном, когда они окажутся в мо­гиле. Почему? Потому, что в силу неизбежного «сопричастия» все то, что произойдет с их изображением, отданным в руки чу­жеземцев, отразится на них самих после их смерти. А почему племя так беспокоится из-за того, что будет смущен покой их вождей? Очевидно, потому, что (хотя Кэтлин этого и не гово­рит) благополучие, племени, его процветание, даже самое его существование зависят, опять-таки в силу мистической «парти-щшащш», от состояния живых или мертвых вождей1. < ... )

Ориентированное ио-ипому, чем паше, озабоченное прежде всего мистическими отношениями и свойствами, имеющее в ка­честве основного закона закон сопричастности мышление перво­бытных людей неизбежно истолковывает совершенно иначе, чем мы, то, что мы называем природой и опытом. Оно всюду видит самые разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние, путем заражения,

303

осквернения, овладения словом, при помощи множества дейст­вий, которые приобщают мгновенно или по истечении более или менее долгого времени какой-нибудь предмет или какое-нибудь существо к данному свойству, действий, которые, например, сакрализуют (делают его священным) или десакралпзуют его (лишают его этого качества) в начале и в конце какой-нибудь церемонии Дальше я рассмотрю лишь с формальной точки зрения известное количество магических и религиозных обрядов в целях показать в них игру механизма пралогнческого мышле­ния, эти обряды вытекают из указанных представлений: они окажутся вдохновляемыми и опирающимися па вере в наличие сопричастия. Таковы, например, верования, относящиеся к раз­ным видам табу. Когда австралиец или новозеландец, устра­шенный мыслью о том, что он, не ведая того, поел запретной пищи, умирает от нарушения табу, то это происходит потому, что он чувствует в себе неизлечимое смертельное влияние, про­никшее в него вместе с пищей. Самым влиянием этим пища также обязана «сопричастию», будь то, например, остатки тра­пезы вождя, которые по неосторожности доел обыкновенный человек.

Такие же представления лежат в основе общераспростра­ненного верования, согласно которому известные люди превра­щаются в животных каждый раз, когда они надевают шкуру этих животных (например, тигра, волка, медведя и т. д.). В этом представлении для первобытных людей все является мистическим Их не занимает вопрос, перестает ли человек быть человеком, превращаясь в тигра, или тигром, делаясь снова человеком. Их интересует прежде всего и главным образом ми­стическая способность, которая делает этих лиц при известных условиях «сопричастными», по выражению философа Мальбран-ша, одновременно и тигру и человеку, а следовательно, и более страшными, чем люди, которые только люди, или чем тигры, которые только тигры.

«Как же это так,— спрашивал добрый Добрицгоффер у аби~ понов,— вы всегда без всякого страха убиваете тигров на рав­нине; откуда же у вас этот трусливый страх перед мнимым тиг­ром внутри селения'» На это абипоны отвечали, улыбаясь: «Вы, отцы, ничего не смыслите в этом. Мы не боимся тигров на рав­нине, мы их убиваем, потому что мы их можем видеть, по вот искусственных тигров мы боимся, да, мы боимся их потому, что мы их не можем ни видеть, ни убить». Точно так же гуичол, ко­торый надевает на голову перья орла, имеет целью не только украсить себя и не это главным образом. Он помышляет о том, чтобы при помощи этих перьев приобщиться к зоркости, про­зорливости, силе и мудрости птицы. Сопричастие, лежащее в основе коллективного представления,— вот что заставляет его действовать таким образом. < ... >

В пралогическом мышлении память имеет совершенно иную форму и другие тенденции, ибо материал ее является1 совершен-

304

но иным. Она является одновременно очень точной и весьма эф­фективной. Она воспроизводит сложные коллективные представ­ления с величайшим богатством деталей и всегда в том поряд­ке, в котором они традиционно связаны между собой в соответ­ствии с мистическими отношениями. < . .. >

Особенно замечательной формой этой памяти, столь развитой у первобытных людей, является та, которая до мельчайших де­талей сохраняет облик тех местностей, по которым прошел тузе­мец, и которая позволяет ему находить дорогу с такой уверен­ностью, которая поражает европейца. Эта топографическая память у североамериканских индейцев «граничит с чудом: им достаточно побывать один раз в каком-нибудь месте для того, чтобы навсегда точно запомнить его. Каким бы большим и не­проходимым пи был лес, они пробираются сквозь него не ллу-тая, как только они достаточно сориентировались. Туземцы Акадии и залива Св. Лаврентия часто отправлялись в своих челноках из коры на полуостров Лабрадор. <...> Они делали по 30 или 40 морских лье без компаса и неизменно попадали как раз на то место, где они собирались высадиться. < ... > В самую туманную погоду они несколько дней могут безоши­бочно идти по солнцу». < ... >

Здесь перед нами совершенно отчетливые примеры того, что мы называем мистической абстракцией, которая, при всем сво­ем отличии от логической абстракции, является тем не менее процессом, часто употребляющимся в первобытном мышлении. Если, действительно, среди условий абстрагирования (отвлече-чения) исключающее (т. е. производящее отбор и выделение признаков,— Ред.) внимание является одним из главных, если это внимание необходимо направляется на те черты и элементы объекта, которые имеют наибольший интерес и наибольшее значение в глазах субъекта, то мы ведь знаем, какие элементы и черты имеют наибольшие интерес и значение для мистиче­ского и пралогического мышления. Это прежде всего те черты и элементы, которые устанавливают связи между данными ви­димыми, осязаемыми предметами и тайными невидимыми сила­ми, которые циркулируют всюду, духами, призраками, душами и т. д., обеспечивающими предметам и существам мистические свойства и способности. <...>

Еще яснее, чем в абстрагировании, принципы и приемы, свойственные пр алогическому мышлению, выявляются в его обобщениях. < .. . >

«Пшеница, олень и «гикули» (священное растение) являются в известном смысле для гуичолов одной и той же вещью».

Это отождествление на первый взгляд кажется совершенно необъяснимым. Для того чтобы объяснить его, Лумгольц истол­ковывает его в утилитарном смысле: пшеница есть олень (в ка­честве питательного вещества), гикули есть олень (в качестве питательного вещества), наконец, пшеница есть гикули на том