Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 25 из 97)

Ситуация несколько меняется, когда мы подходим к изуче­нию более сложных форм поведения, таких, как воображение, суждение, рассуждение и понимание. В настоящее время все наши знания о них существуют только в терминах содержа­ния 7. Наши мысли извращены пятидесятилетней традицией в

6 Часто их предпринимают, очевидно, с целью получить картину того, что должно происходить при этом в нервной системе.

7 Необходимо задать вопрос: в чем сущность того, что в психологии на­зывается образом? Еще несколько лет назад я думал, что централыю-возпи-кающие зрительные ощущения так же ясны, как и возникающие перифери­чески. Я никогда не представлял самому себе чего-либо другого. Более тща-

92

изучении состояний сознания, так что мы можем смотреть на эти проблемы только под одним углом зрения. Необходимо при­знать: мы не способны продвинуть исследование этих форм по-

тельиая проверка заставила меня отказаться от представления об образе в смысле Гальтона. Вся доктрина центрально-возникающих образов в настоя­щее время является очень ненадежно обоснованной. Энджел так же, как и Фериалд, пришел к заключению, что объективные определения типов образа невозможны. Интересным подтверждением их экспериментальной работы бу­дет то, если мы постепенно найдем ошибку в построении этих огромных структур ощущений (или образов), возникающих центрально. Гипотеза о том, что все так называемые «высшие процессы» продолжаются в виде ос­лабленного состояния исходных мускульных актов (включая сюда и речевые процессы), которые интегрируются в систему, работающую па основе ассо­циативного принципа, я уверен, прочная гипотеза. Рефлексивпый процесс такой же механический, как навык. Схема навыка, которую давно описал Джемс, когда каждый афферентный поток освобождает следующий соот­ветствующий моторный заряд, так же верна для процессов мышления, как и для мускульных актов Малочисленность «образов» является правилом. Ины­ми словами, все мыслительные процессы включают слабые сокращения в мускульной системе и особенно в самой тонкой системе мускулатуры, кото­рая производит речь. Если это верно, а я не вижу, как это можно отрицать, образ становится психической роскошью (даже если он действительно су­ществует), без своего какого-либо функционального значения. Если экспери­ментальная процедура подтвердит эту гипотезу, мы получим осязаемое яв­ление, которое может быть изучено как поведенческий материал. День, когда мы сможем изучить эти рефлексивные процессы с помощью такого метода, относительно так же далек, как день, когда мы сможем говорить с помощью-физико-химических методов о различии в структуре и расположении молекул между живой протоплазмой и неорганической субстанцией. Решение обеих проблем ждет для себя появления адекватных методов и аппаратуры.

После того как была написана эта статья, я услышал об обращении, с которым выступили профессора Торидайк и Энджел па сессии Американской психологической ассоциации в Кливленде. При благоприятных обстоятельст­вах я надеюсь ответить на один вопрос, поднятый Торндайком.

Торндайк бросил подозрение в адрес идеомоторного акта. Если он име­ет в виду только идеомоторпый акт и не включает сеисомоторный акт в свое общее обвинение, я охотно соглашусь с ним. Я выброшу образ совсем н попытаюсь показать, что практически все мышление происходит в виде сенсомоториых процессов гортани (по не в виде безббразного мышления), которые редко становятся сознаваемыми всеми, кто не ищет ощупью образ­ность в лабораториях. Это просто объясняет, почему многие из хорошо об­разованных людей ничего не знают об образе. Я сомневаюсь, задумывался ли Торпдайк об этом вопросе таким образом Он и Вудвортс, по-видимому, отрицают речевые механизмы. Показано, что выработка навыка происходит бессознательно. Во-первых, мы знаем о том, что он есть, когда он уже сфор­мировался,— когда он становится объектом. Я уверен, что «сознание» точно-так лее мало может сделать по усовершенствованию процессов мышления. С моей точки зрения, мыслительные процессы в действительности являются моторными навыками гортани Улучшения, изменения и т. п. в этих навыках вес происходят тем же самым путем, как и изменения, которые происходят в других моторных навыках. Этот взгляд приводит к выводу о том, что нет рефлексивных процессов (центрально-возникающих процессов): человек всег­да исследует объекты, в одном случае объекты в общепринятом смысле, в другом — их заместители, а именно движения в речевой мускулатуре. Из это­го следует, что нет теоретических границ для бихевиористского метода. К со­жалению, все еще остаются практические трудности, которые тем не менее могут быть преодолены с помощью исследования речевых движении таким же образом, каким может быть исследовано все телесное поведение.

93

ведения, пользуясь поведенческими методами, открытыми к на-•стоящему времени. В частичное оправдание хотелось бы обра­тить внимание на вышеупомянутый раздел, где я отметил, что интроспективный метод сам достиг cul-de-sac, что касается его как метода. Темы стали настолько «избиты» оттого, что к ним •обращались так много, что'их можно будет изложить хорошо только через некоторое время. По мере того как методы станут более совершенными, мы получим возможность исследовать все более сложные формы поведения. Проблемы, которые сейчас отбрасываются, станут важными, и мы сумеем рассмотреть их так, как они выступают под новым углом зрения и в более кон­кретном виде. Будем ли мы включать в психологию мир чистой психики, используя термин Йеркса? Признаюсь, что я не знаю. Планы, которым я оказываю большее предпочтение в психоло­гии, практически ведут к исключению сознания в том смысле, в каком этот термин используется психологами сегодня. Я факти­чески отрицаю, что эта реальность психики открыта для экспе­риментального исследования. В настоящий момент не хочу вхо­дить дальше в эту проблему, так как она неизбежно ведет в об­ласть метафизики. Если вы хотите дать бихевиористу право ис­пользовать сознание тем же самым образом, как его используют другие ученые-естествоиспытатели, т. е. не превращая сознание в специальный объект наблюдения, вы разрешили мне все, что требует мой тезис.

В заключение я должен признаться в глубокой склонности, которую имею к этим вопросам. Почти Ш лет я посвятил экс­периментам над животными. Вполне естественно, что моя тео­ретическая позиция выросла на основе этой работы, и она на­ходится в полном соответствии с экспериментальными исследо­ваниями. Возможно, я создал себе «соломенное чучело» и сра­жаюсь за него. Возможно, нет полного отсутствия гармонии между позицией, изложенной здесь, и позицией функциональной психологии. Я склонен думать, однако, что обе позиции не мо­гут быть просто гармоничными. Конечно, моя позиция является достаточно слабой в настоящее время и ее можно рассматри­вать с различных точек зрения. Однако, признавая все это, я полагаю, что мое мнение окажет широкое влияние на тип пси­хологии, которой суждено развиваться в будущем. То, что не­обходимо сделать сейчас,— это начать разрабатывать психоло­гию, делающую поведение, а не сознание объективным предме­том нашего исследования. Несомненно, есть достаточное коли­чество проблем по управлению поведением, чтобы мы занима­лись только ими и совсем не думали о сознании самом по себе. Вступив на этот путь, мы хотим в короткое время так же дале­ко отойти от интроспективной психологии, как далеко современ­ная психология находится от той, которую преподают в универ­ситетах.

РЕЗЮМЕ

1. Психологии человека не удавалось выполнить требований,, предъявляемых к ней как к естественной науке. Утверждение,, что объект ее изучения—явления сознания, а интроспекция — единственный прямой метод для получения этих фактов, оши­бочно. Она запуталась в спекулятивных вопросах, которые хотя и являются существенными, но не открываются эксперименталь­ному подходу. В погоне за ответами на эти вопросы она уходит вес дальше и дальше от проблем, которые затрагивают жизнен­но важные человеческие интересы.

2. Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции также мало, как такие нау­ки, как химия и физика. Все согласны, что поведение животных может быть исследовано без привлечения сознания. Господст­вовавшая до сих пор точка зрения сводилась к тому, что такие данные имеют цену постольку, поскольку они могут быть ин­терпретированы с помощью аналогий в терминах сознания. По­зиция, принятая нами, состоит в том, что поведение человека и поведение животных следует рассматривать в той же самой плоскости и как в равной степени существенные для общего по­нимания поведения. Можно обходиться без сознания в психоло­гическом смысле. Отдельные наблюдения за «состояниями со­знания» являются, согласно этому предположению, задачей психолога не больше, чем физика. Мы могли бы рассмотреть этот возврат к нерефлексивному и наивному использованию сознания. В этом смысле о сознании можно сказать, что оно яв­ляется инструментом или средством, с помощью которого рабо­тают все науки. Так или иначе средство, которое надлежащим образом используется учеными, в настоящее время является проблемой для философии, а не для психологии.

3. С предлагаемой здесь точки зрения факты в поведении амебы имеют ценность сами по себе без обращения к поведе­нию человека. В биологии исследование видовых различий и унаследованных черт у амебы образует отдельный раздел, кото­рый должен излагаться в терминах законов, лежащих в основе жизнедеятельности данного вида. Выводы, достигаемые таким путем, не распространяются па какую-либо другую форму. Не­смотря на кажущийся недостаток всеобщности, такие исследова­ния должны быть выполнены, если эволюция как целое когда-либо будет регулируемой и управляемой. Подобным образом законы поведения амебы (область ее реакций и определение действующего стимула, образование навыка, устойчивость на­выка, интерефреиция и закрепление навыков) должны быть оп­ределены и оцениваемы в себе и для себя, независимо от того, насколько они являются всеобщими и имеющими значение и для других форм, если явления поведения когда-либо войдут в-сферу научного контроля.