Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 64 из 97)

241

ние сдерживается всеми другими сознательными стремлениями, противоположными данному. Психоаналитическая работа слу­жит самым высоким и ценным культурным целям, представляя собой хорошего заместителя безуспешного вытеснения.

Какова вообще судьба освобожденных психоапализов бес­сознательных желаний, какими путями мы можем сделать их безвредными для индивидуума? Таких путей много. Чаще все­го эти желания исчезают еще во время психоанализа под влия­нием разумной душевной деятельности, под влиянием лучших противоположных стремлений. Вытеснение заменяется осужде­нием. Это возможно, так как мы большей частью должны толь­ко устранить следствия прежних ступеней развития «я» боль­ного. В свое время индивидуум был в состоянии устранить не­годный компонент сексуального чувства только вытеснением, так как сам он тогда был слаб и его организация недостаточно сложилась; при настоящей же зрелости и силе он в состоянии совершенно овладеть вредным инстинктом. Второй исход пси­хоаналитической работы может быть тот, что бессознательные инстинкты направляются на другие цели. Эти цели были бы найдены самим индивидуумом, если бы он развивался без пре­пятствий. Простое устранение инфантильных желаний не пред­ставляет собой идеальной цели психоанализа. Невротик вслед­ствие своих вытеснений лишен многих источников душевной энергии, которая была бы весьма полезна для образования его характера и для жизни. Мы знаем более целесообразный про­цесс развития, так называемую сублимацию, благодаря кото­рой энергия инфантильных желаний не устраняется, а приме­няется для других высших, иногда несексуальных целей. Как раз компоненты сексуального чувства отличаются способностью сублимации, т. е. замены своей сексуальной цели другой, более отдаленной и более ценной в социальном отношении. Этим при­бавкам энергии со стороны сексуального чувства к нашей ду­шевной деятельности мы обязаны, по всей вероятности, наши­ми высшими культурными успехами. Рано появившееся вытес­нение исключает возможность сублимации вытесненного ин­стинкта; с прекращением вытеснения путь к сублимации опять становится свободным.

Мы не должны упускать из виду третий возможный исход психоаналитической работы. Известная часть вытесненных эро­тических стремлений имеет право на прямое удовлетворение и должна найти его в жизни. Наши культурные требования де­лают жизнь слишком тяжелой для большинства человеческих организмов; эти требования способствуют отстранению от дей­ствительности и возникновению неврозов, причем слишком боль­шим вытеснением вовсе еще не достигается какой-либо чрезвы­чайно большой выигрыш в культурном отношении. Мы не дол­жны возвышать себя до такой степени, чтобы не обращать ни­какого внимания на первоначальные животные инстинкты на­шей природы, и мы не должны забывать, что счастье каждого 242

отдельного индивидуума также должно входить в цели нашей культуры. Пластичность сексуальных компонентов, которая вы­ражается в их способности к сублимации, может повести к большему искушению достигать возможно интенсивной субли­мацией поз можно большего культурного эффекта. Но насколь­ко мало мы можем рассчитывать при наших машинах переве­сти более чем одну часть теплоты в полезную механическую ра-работу, так же мало должны мы стремиться к тому, чтобы вск> массу сексуальной энергии перевести па другие, чуждые ей це­ли. Это не может удасться, и если слишком уже сильно подав­лять сексуальное чувство, то придется считаться со всеми не­взгодами хищнического строения.

Я не знаю, как вы со своей стороны отнесетесь к тому предо­стережению, которое я только что высказал. Я расскажу вам старый анекдот, из которого вы сами выведете полезное за­ключение. В немецкой литературе известен городок Шильде, о жителях которого рассказывается множество различных небы­лиц. Так, говорят, что граждане Шильда имели лошадь, силой которой они были чрезвычайно довольны, одно им только не правилось: очень уж много дорогого овса пожирала эта лошадь. Они решили аккуратно отучить лошадь от этого безобразия, уменьшая каждый день порцию понемногу, пока они не приучи­ли ее к полному воздержанию. Одно время дело шло прекрас­но— лошадь была отучена почти совсем! На следующий деиь она должна была работать уже совершенно без овса. Утром этого дня коварную лошадь нашли мертвой. Граждане Шильда никак не могли догадаться, отчего она умерла.

Вы, конечно, догадываетесь, что лошадь пала с голоду и что без некоторой порции овса нельзя ожидать от животного ника­кой работы.

Благодарю вас за приглашение и то внимание, которым вы меня наградили.

3. Фрейд Я и оно

I

Сознание и бессознательное

Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того,.что неоднократно выска­зывалось раньше.

Деление психики на сознательное и бессознательное являет­ся основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность пси-

243.

хического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не .присоединяться к другим его качествам.

Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет прочтена всеми интересующимися психологией, то я был бы готов к то­му, что уже на этом месте часть читателей остановится и не последует далее, ибо здесь первое применение психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея пси­хического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с простой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они никогда не изучали относящихся сюда феноме­нов гипноза и сновидений, которые, не говоря уже о всей об­ласти патологического, принуждают к пониманию в духе пси­хоанализа. Однако их психология сознания никогда не способ­на разрешить проблемы сновидения и гипноза.

Быть сознательным-—это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надеж­ное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает дли­тельно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение переста­ет быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы •скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим пра­вильное описание. Это бессознательное в таком случае совпада­ет со скрыто или потенциально сознательным. Правда, фило-•софы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не мо­жет иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но ес­ли бы уже в этот месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли дру-тим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т. е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные про­цессы или представления (здесь прежде всего приходится •иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономическим, моментом), которые могут иметь такие же последствия для ду-тневной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть сознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. Нет необходимости подробно повторять то, о чем уже часто говорилось. Достаточно сказать: здесь начина­ется психоаналитическая теория, которая утверждает, что та-

244

кие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они от­личаются от остальных общепризнанных психических элемен­тов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с по­мощью которых можно устранить противодействующую силу н довести соответствующие представления до сознания. Состоя­ние, в котором они находились до осознания, мы называем вы­теснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время пашей психоаналитической ра­боты как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как ти­пичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать созна­тельным, и вытесненное, которое само по себе и без дальней­шего не может стать сознательным. Наше знакомство с психи­ческой динамикой не может не оказать влияния на номенкла­туру и описание. Скрытое бессознательное, являющееся тако­вым только в описательном, но не в динамическом смысле, на­зывается нами предсознательным;1 термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессо­знательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознателы-юе» (vbw) и «бессозна­тельное» (ubw), смысл которых уже не только чисто описатель­ный. Предсознателы-юе (vbw) предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному (bw), чем бессознательное, а так как бессознательное (ubw) мы назвали психическим, мы тем более назовем так и скрытое предсознательное (vbw). По­чему бы нам, однако, оставаясь в полном согласии с философа­ми и сохраняя последовательность, не отделить от сознатель­но-психического как предсознательное, так и бессознательное? Философы предложили бы нам тогда рассматривать и пред­сознательное и бессознательное как два рода или две ступени психоидного, и единение было бы достигнуто. Однако резуль­татом этого были бы бесконечные трудности для изложения, а единственно значительный факт, что психоиды эти почти во всем остальном совпадают с признанно психическим, был бы оттеснен на задний план из-за предубеждения, возникшего еще в то время, когда не знали этих психоидов или самого сущест­венного в них.