Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 86 из 97)

Представители объяснительной психологии для обоснования столь обширного применения гипотез обычно ссылаются на естественные пауки. Но мы тут же в самом начале нашего ис­следования заявляем требование наук о духе на право само­стоятельного определения методов, соответствующих их пред­мету. Науки о духе должны, исходя от наиболее общих понятий учения о методе и испытывая их на своих особых объектах, дойти до определенных приемов и принципов в своей области совершенно так, как это сделали в свое время науки естествен­ные. (...) Первейшим отличием наук о духе от естественных служит то, что в последних факты даются извне при посредстве чувств как единичные феномены, меж тем как для наук о духе они непосредственно выступают изнутри как реальности и как некоторая живая связь. Отсюда следует, что в естественных науках связь природных явлений может быть дана только пу-320

тем дополняющих заключений, через посредство ряда гипотез. Для паук о духе, наоборот, вытекает то последствие, что в их области в основе всегда лежит связь душевной жизни как пер­воначально данное. Природу мы объясняем, душевную жизнь сы постигаем. Во внутреннем опыте даны также процессы воз­действия, связи в одно целое функций как отдельных членов душевной жизни. Переживаемый комплекс тут является пер­вичным, различение отдельных членов его — дело уже последу­ющего. Этим обусловливается весьма значительное различие ме­тодов, с помощью которых мы изучаем душевную жизнь, исто­рию и общество, от тех, благодаря коим достигается познание природы. Из указанного различия1 вытекает для трактуемого здесь вопроса вывод, что в области психологии гипотезы никоим образом не могут играть той же роли, какая им присуща в по-зиании природы. В познании природы связные комплексы уста­навливаются благодаря образованию гипотез, в психологии же именно связные комплексы первоначально и постоянно даны в переживании: жизнь существует везде лишь в виде связного комплекса. Таким образом, психология не нуждается ни в каких подставляемых понятиях, добытых путем заключений, для того, чтобы установить прочную связь между главными группами ду­шевных фактов. Определенному внутренним опытом, основному причинному расчленению целого она может 'подчинить описание и расчленение и таких процессов, в которых ряд действий хотя и обусловливается изнутри, но все же совершается без сознания действующих в нем причин, как, например, при репродукции или при влиянии, оказываемом на сознательные процессы из­гладившимся из нашего сознания приобретенным душевным комплексом. < ... > Гипотеза не является неизбежно ее основой. Поэтому, если объяснительная психология и подчиняет явления душевной жизни ограниченному числу однозначно определяе­мых объяснительных элементов преимущественно гипотетиче­ского характера, мы никак не можем согласиться с представи­телями названного течения, утверждающими, что такова неиз­бежная судьба всей психологии и выводящими заключение из аналогии с ролью, которую гипотезы играют в познании при­роды. С другой стороны, в области психологии гипотезы отнюдь не проявляют той полезности, которой они обладают в естест­венном познании. < ... > В граничащих областях природы и душевной жизни эксперимент и количественное определение оказались столь же полезными для образования гипотез, как и при познании природы. В центральных же областях психологии подобное явление не наблюдается.

(...) Объяснительная психология, поскольку она может ос­новываться лишь на гипотезах, неспособных возвыситься до степени убедительной и исключающей все 'прочие гипотезы теории, необходимо должна сообщить свой недостоверный ха­рактер опытным наукам о духе, пытающимся опереться на нее. < ... > Всякая попытка создать опытную науку о духе без пси-

11—221 321

хологни также никоим образом не может повести к положитель­ным результатам. < ... >

<...> Как культурные системы — хозяйство, право, религия, искусство и наука — и как внешняя организация общества в-союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души, так они не могут в конце концив быть, поняты иначе, как из того же источника. Психические факты образуют их важнейшую составную часть, и потому они не мо­гут быть рассматриваемы без психического анализа. Они со­держат связь в себе, ибо душевная жизнь есть связь. Поэтому-то познание их всюду обусловливается пониманием внутренней связности в нас самих.

И подобно тому как развитие отдельных наук о духе связано-с разработкой психологии, так и соединение их в одно целое невозможно без понимания душевной связи, в которой они со­единены. Вне психической связи, в которой корениться их отношения, науки о духе представляют собой агрегат, связку» а не систему. < ... > Все, что можно было требовать от психо­логии и что составляет ядро ей свойственного метода, одинако­во ведет нас в одном и том же направлении. От всех изложен­ных выше затруднений освободить пас может лишь развитие-науки, которую я, в отличие от объяснительной и конструктив­ной психологии, предложил бы называть описательной и рас­членяющей. Под описательной психологией я разумею изобра­жение единообразно проявляющихся во всякой развитой чело­веческой душевной жизни составных частей и связей, объеди­няющихся в одну единую связь, которая не выводится, а пере­живается. Таким образом, этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жинзи. Из этого вытекает важное след­ствие. Предметом такой психологии является планомерность в, связи развитой душевной жизни. Она изображает эту связь внутренней жизни в некотором роде типическом человеке. Она рассматривает, анализирует, экспериментирует и сравнивает. Она пользуется всяким возможным вспомогательным средством для разрешения своей задачи. Но значение ее в скале наук основывается именно па том, что всякая связь, к которой она обращается, может быть однозначно удостоверена внутренним восприятием, и каждая такая связь может быть показана как член объемлющей ее в спою очередь более широкой связи, ко­торая не выводится путем умозаключения, а изначально дана.

<••>

Нельзя не пожелать появления психологии, способной уло­вить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в нынешних учениях о душе,— появления такой психологии, которая могла бы сделать, пригодными для человеческого знания, приведя их в общезна­чимую связь, именно те мысли, что у Августина, Паскаля и Лнхтенберга производят столь сильное впечатление благодарят

322

резкому одностороннему освещению. К разрешению подобной задачи способна подойти лишь описательная и расчленяющая психология; разрешение этой задачи возможно только в ее пре­делах. Ибо психология эта исходит из переживаемых связей, данных первично и с непосредственной мощью; она же изобра­жает в неизуродованном виде и то, что еще недоступно расчле­нению. < ... >

Глава вторая Различение объяснительной и описательной психологии

Объяснительная психология возникла из расчленения восприя­тия и воспоминания. Ядро ее с самого начала составляли ощу­щения, представления, чувства удовольствия « неудовольствия в качестве элементов, а также процессы между этими элемен­тами, в особенности процесс ассоциации, к 'которому затем присоединялись в качестве дальнейших объяснительных процес­сов апперцепция и слияние. Таким образом, предметом ее вовсе не являлась полнота человеческой природы и ее связное содер­жание. < ... > Необходима психологическая 'систематика, в ко­торой могла бы уместиться вся содержательность душевной жизни. И в самом деле, могучая действительность жизни, какой великие писатели и поэты стремились и стремятся ее постичь, выходит далеко за пределы нашей школьной психологии. То, что там высказывается интуитивно в поэтических симвилах я. гениальных прозрениях, психология, описывающая все содер­жание душевной жизни, должна в своем месте попытаться изобразить и расчленить.

Наряду с этим приобретает значение для того, кого занимает связь наук о духе, еще и другая точка зрения. Науки о духе нуждаются в такой психологии, которая была бы прежде всего прочно обоснована и достоверна, чего о нынешней объясни­тельной психологии никто сказать не может, и которая вместе с тем описывала бы и, насколько возможно, анализировала бы всю мощную действительность душевной жизни.

Ибо анализ столь сложной общественной и исторической действительности может быть произведен лишь тогда, когда эта действительность будет сперва разложена на отдельные целевые системы, из которых она состоит; каждая из этих целевых си­стем, как хозяйственная жизнь, право, искусство и религия, допускает тогда, благодаря своей однородности, расчленения своего целого. Но целое в такой системе есть не что иное, как душевная связь в человеческих личностях, в ней взаимодейст­вующих. Таким образом, она в конце концов является связью психологической. Поэтому она может быть попята только такой психологией, которая заключает в себе анализ именно этих связей, и результат такой психологии пригоден для теологов, экономистов или историков литературы. < ... > 11* 323

Глава третья Объяснительная психология

В дальнейшем под объяснительной психологией разумеется выведение фактов, данных во внутреннем опыте, в нарочитом испытании, в изучении других людей и в исторической действи­тельности из ограниченного числа добытых путем анализа эле­ментов. Под элементом разумеется всякая составная часть пси­хологического основания, служащая для объяснения душевных явлений. Таким образом, причинная связь душевных процессов по принципу causa adequat effectum, или закон ассоциации, яв­ляется таким же элементом для построения объяснительной психологии, как и допущение бессознательных представлений или пользование ими.