Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 89 из 97)

331

основных глав < ... > описательной психологии <...>, мы дадим ее расчленение.

Общая часть такой дескриптивной психологии описывает, дает номенклатуру и, таким образом, работает над будущим согласованием психологической терминологии. < ... > Дальней­шей задачей общей части является выделение структурной свя­зи в развитой душевной жизни. < . . . >

(...) Другой основной закон душевной жизни, действующий как бы в направлении длины, а именно закон развития. Если бы в душевной структуре и в движущих силах не наблюдалось це­лесообразности и связи по признаку ценности, двигающей ее в определенном направлении, то течение жизни не было бы раз­витием. <... > У человека развитие это имеет тенденцию при­вести к прочной связи душевной жизни, согласованной с жиз­ненными условиями ее. < ... >

Третье общее соотношение заключается в смене состояний сознания и в воздействии приобретенной связи душевной жизни на каждый отдельный акт сознания. < ... > Благодаря проник­новению в это отношение свободная жизненность душевной жизни может быть раскрыта аналитически. В центре приобре­тенной душевной связи находится всегда бодрствующий пучок побуждений и чувств. Он сообщает интерес новому впечатле­нию, вызывает представление и придает известное направление воле. Интерес переходит в процесс внимания. Однако усилен­ное возбуждение сознания, составляющее сущность такого внимания, существует не в абстракции, а состоит из процессов, которые оформляют восприятие, формируют представление вос­поминания, образуют цель или идеал, и все это происходит всегда в живой, как бы вибрирующей связи со всем приобре­тенным укладом душевной жизни. Все здесь жизнь. < . .. >

За этой общей частью следует расчленение трех основных связей, скрепленных в структуре душевной жизни. < . . . > При­обретенная связь душевной жизни содержит как бы правила, от которых зависит течение отдельных душевных процессов. По­этому эта связь составляет главный предмет психологического описания и анализа внутри каждого из трех основных связан­ных в душевную структуру членов душевной жизни, именно интеллекта, жизни побуждения и чувств и волевых действий; эта приобретенная связь дана нам прежде всего в развитом человеке, именно в нас самих. Но ввиду того что она попадает в сознание не как нечто целое, она прежде всего постижима для нас лишь опосредствованно в отдельных воспроизведенных частях или в своем действии на душевные процессы. Поэтому мы сравниваем ее творения, для того, чтобы постигнуть ее пол­нее и глубже. На произведениях гениальных людей мы можем изучить энергетическое действие определенных форм умственной деятельности. В языке, в мифах, в религиозных обычаях, нра­вах, праве и внешней организации выявляются такие разульта-ты работы общего духа, в которых человеческое сознание <... >

332

объективировалось и, таким образом, может быть подвергнуто расчленению. Что такое человек, можно узнать не путем раз­мышлений над самим собой и даже не посредством психологи­ческих экспериментов, а только лишь из истории. < . .. >

Уже в исторических изменениях, происходящих в результа­тах работы общего духа, раскрываются такие живые процессы; это происходит, например, в изменении звуков, в изменении значения слое, в изменении представлений, связываемых с име­нами божеств. Также н в биографических документах, дневни­ках, письмах бывает можно почерпнуть такие сведения о внут­ренних процессах, которые освещают генезис определенных форм духовной жизни. < ... >

Этот анализ возникновения форм и действия душевной связи по его главным составным частям начинается с гонко расчле­ненной связи восприятий, представлений и познаний в развитой душевной жизни полноценного человека.

Основные длительные связи, в которых движется наш интел­лект, могут быть разложены на элементарные составные части и процессы. Изменяясь по отношению друг к другу, содержания и соединения содержаний отделяются одного от другого. Прав­да, на первых порах это не означает ничего иного, кроме того, что мы таким путем и в самом ощущении различаем качество и интенсивность. Качество и интенсивность еще не становятся вследствие этого составными частями ощущения Но чем выше соединения, в которых происходит синтез, тем решительнее вы­ступает в них в виде деятельности свободная жизненность на­шего постижения и отделяется от данности ощущений. Если я пытаюсь себе представить одновременно некоторое количество светлых точек на серой поверхности (из подобного опыта, кста­ти, могут быть выведены различные интересные следствия), то возможность перейти от 5 к более крупной цифре зависит кроме навыка еще и от того, конструирую ли я при помощи отношений определенную фигуру, и чем большее число точек я стараюсь в пей объединить, тем яснее я отдаю себе отчет в моей деятель­ности. При улавливании какой-нибудь мелодии объединяется в одно действие еще большее количество отношений. Сознание деятельности проявляется во всех такого рода высших и более живых соединениях, совершенно отлично от способа, каким мне даны ощущения. Если же мы пожелаем перенести это различе­ние на постижение образования крупных умственных связей, каковы пространство, время, причинность, если мы и тут по­желаем отделить от ощущений функции, в которых создаются их отношения, то здесь надобно, с другой стороны, принять во внимание, что для каждой связи в самих ощущениях должна заключаться возможность их упорядочения — она должна там заключаться, чтобы я мог ее извлечь. Если мы образуем хотя бы связь звукового ряда, отношения близости одного тона к другому должны быть основаны на природе самих звуковых

333

впечатлений. Эти отношения, следовательно, даны одновремен­но с известным количеством звуковых ощущений. Точно так же я в другом месте пытался доказать ', что отношения причинно­сти первоначально даны вместе с агрегатами ощущений в жиз­ненности процесса. Таким образом <...> во всякой умственной связи имеется отношение различимых составных частей, допу­скающее аналитическое изображегше, по никак не конструкцию такой связи. Объяснительная психология хочет конструировать такие великие длительные связи, как пространство, время, при­чинность из некоторых ею изучаемых элементарных процессов ассоциации, слияния, апперцепции; описательная психология, наоборот, отделяет описание и анализ этих <...> связен от объясняющих гипотез. < . . . >

Описательная психология может лишь в последовательном порядке описывать элементарные процессы, которые пока не могут быть с достоверностью сведены к простейшим. Узнавание, ассоциация и воспроизведение, слияние, сравнение, отождеств­ление и определение степеней различия <...>, разделение и объединение суть такого рода процессы. Внутренние соотноше­ния, в которых находятся между собой некоторые из них, напо­минают о том, что и здесь общеобязательные описание и анализ могут доходить лишь до определенного пункта и что и здесь для установления безусловных утверждений возникают такие же затруднения, как и в вопросе о последних составных частях наших восприятий и представлений, в особенности в психологии восприятия звука. В расчленении интеллекта тут всюду прояв­ляется то, что мы выставили в качестве общего отношения, а именно встреча описательной и объяснительной психологии на крайних концах анализа. Сама опытная проверка найденных элементарных фактов на возникающей таким путем связи в какой-либо отдельной области является необходимой вспомога­тельной операцией описательной психологии для определения степени вероятности выставляемых гипотез. Ибо только путем определения степени вероятности отдельных гипотез описатель­ная психология сохраняет возможность давать себе необходи­мый отчет в том отношении, в котором она в данный момент находится к наиболее выдающимся трудам и гипотезам объяс­нительной психологии.