Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 63 из 97)

Не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психо­сексуального развития ребенка мы удалились от психоанализа-и от лечения неврозных расстройств. Если хотите, психоанали­тическое лечение можно определить как продолжение воспита­ния в смысле устранения остатков детства.

Регресс и фантазия.— Невроз и искусство.— Перенос (Ubertragung).— Боязнь освобождения вытесненного.— Исходы психоаналитической работы.— Вредная степень вытеснения сексуального

Изучение инфантильного сексуального чувства и сведение нев­розных симптомов на эротические влечения привели нас к не­которым неожиданным формулам относительно сущности и тен­денций неврозных заболеваний. Мы видим, что люди заболева­ют, если им нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий или вследствие внутреннего недостатка в приспособляемости. Мы видим, что-тогда они бегут в болезнь, чтобы с помощью последней найти замену недостающего удовлетворения. Мы узнали, что в болез­ненных симптомах проявляется часть половой деятельности больного или же вся его сексуальная жизнь. Главная тенденция этих симптомов — отстранение больного от реального мира — является, по нашему мнению, самым вредным моментом забо­левания. Мы полагаем, что сопротивление наших больных про­тив выздоровления не простое, а слагается из многих мотивов-. Против выздоровления не только «я» больного, которое не хочет прекратить вытеснения, благодаря которым оно выдвинулось из своего первоначального состояния, но и сексуальные ин­стинкты не хотят отказаться от замещающего удовлетворения-238

до тех пор, пока неизвестно, даст ли реальный мир что-либо .лучшее.

Бегство от неудовлетворяющей действительности в болезнь '(мы так называем это состояние вследствие его биологической вредности) никогда не остается для больного без непосредст­венного выигрыша в отношении удовольствия. Это бегство со­вершается путем обратного развития (регресса), путем возвра­щения к прежним фазам сексуальной жизни, которые в свое время доставляли удовлетворение. Этот регресс, по-видимому, двоякий: во-первых, регресс во времени, состоящий в том, что libido, т. е. эротическая потребность, возвращается на прежние ступени развития, и, во-вторых, формальный, состоящий в том, что проявление эротической потребности выражается примитив­ными певоначальными средствами. Оба этих вида регресса на­правлены, собственно, на период детства, и оба ведут к вос­становлению инфантильного состояния половой жизни.

Чем глубже вы проникаете в патогенез нервного заболева­ния, тем яснее становится для вас связь неврозов с другими продуктами человеческой душевной жизни, даже с самыми цен­ными. Не забывайте того, что мы, люди с высокими требова­ниями нашей культуры и находящиеся под давлением наших внутренних вытеснений, находим действительность вообще не­удовлетворительной и потому ведем жизнь в мире фантазий, в котором мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнения наших желаний. В этих фантазиях есть много настоящих конституциональных свойств личности и много вытесненных стремлений. Энергичный и пользующийся успехом человек — это тот, которому удается благодаря работе воплощать свои фантазии, желания в действительность. Где это не удается вследствие препятствий со стороны внешнего мира и вследствие слабости самого индивидуума, там наступа­ет отстранение от действительности, индивидуум уходит в свой -более удовлетворяющий его фантастический мир. Б случае за­болевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах. При известных благоприятных условиях субъекту еще удается найти, исходя от своих фантазий, другой путь в реальный мир, вместо того чтобы вследствие регресса во време­на детства надолго уйти от этого реального мира. Если враж­дебная действительности личность обладает психологически еще загадочным для нас художественным дарованием, она мо­жет выражать свои фантазии не симптомами болезни, а худо­жественными созданиями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности. Там же, где при су­ществующем несогласии с реальным миром нет этого драго­ценного дарования или оно недостаточно, там неизбежно libido, следуя самому происхождению фантазии, приходит путем рег­ресса к воскрешению инфантильных желаний, а следователь­но, к неврозу. Невроз заменяет в паше время монастырь, в ко-'торый обычно удалялись все те, которые разочаровывались' в

239

жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни.

Позвольте мне здесь привести главный результат, к которо­му мы пришли на основании нашего психоаналитического ис­следования. Неврозы не имеют какого-либо им только свойст­венного содержания, которого мы не могли бы найти и у здо­рового, или, как выразился С. G. Jung, невротики заболевают теми же самыми комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. Все зависит от количественных отношений, or взаимоотношений борющихся сил, к чему приведет борьба: к здоровью, к неврозу или к компенсирующему высшему твор­честву.

Я еще не сообщил вам самого важного, опытом добытого' факта, которым подтверждается наше положение о сексуаль­ной пружине невроза. Всякий раз, когда мы исследуем невро­тика психоаналитически, у последнего наблюдается неприятное явление переноса, т. е. больной переносит на врача целую мас­су нежных и очень часто смешанных с враждебностью стрем­лений. Это не вызывается какими-либо реальными отношения­ми и должно быть отнесено на основании всех деталей появле­ния к давним, сделавшимся бессознательными фантазиям-же­ланиям. Ту часть своей душевной жизни, которую больной не может более вспомнить, он снова переживает в своем отноше­нии к врачу, и только благодаря такому переживанию он убеж­дается в существовании и в могуществе этих бессознательных сексуальных стремлений. Симптомы, представляющие собой — воспользуемся сравнением из химии — осадки прежних любов­ных (в широком смысле слова) переживаний, могут быть раст­ворены только при высокой температуре переживаний, при на­личности переноса и тогда только переведены в другие продук­ты психики. Врач играет роль каталитического фермента при1 этой реакции, по прекрасному выражению Ferenczi, того фер­мента, который на время притягивает к себе освобождающиеся аффекты. Изучение переноса может дать вам также ключ к пониманию гипнотического внушения, которым мы вначале пользовались как техническим средством для исследования пси­хического бессознательного у наших больных. Гипноз оказался тогда терапевтическим средством, но в то же время он препят­ствовал научному пониманию положения дел, так как хотя гип­ноз и устранял в известной области психические сопротивления, но, однако, на границе этой области он возвышал их валом, че­рез который нельзя было перейти. Не думайте, что явление пе­реноса, о котором я, к сожалению, могу вам сказать здесь очень мало, создается под влиянием психоанализа. Перенос наступает при всех человеческих отношениях, так же как в от­ношениях больного к врачу, самопроизвольно; он повсюду яв­ляется истинным носителем терапевтического влияния, и он1 действует тем сильнее, чем менее мы догадываемся о его на­личности. Психоанализ, следовательно, не создает переноса, а

240

только открывает его сознанию и овладевает им, чтобы напра­вить психические процессы к желательной цели. Я не могу ос­тавить эту тему без того, чтобы не узнать, что явление перено­са играет роль не только при убеждении больного, но также и при убеждении врачей. Я знаю, что все мои приверженцы убе­дились в справедливости моих положений благодаря наблюде­ниям явления переноса, и вполне понимаю, что убежденность в своем мнении нельзя приобрести без того, чтобы не проделать самому несколько психоанализов и не иметь возможности на самом себе испытать действие переноса.

Я думаю, что мы должны учитывать два препятствия со сто­роны интеллекта для признания психоаналитического хода мыс­ли: во-первых, отсутствие привычки всегда считаться с самой; строгой, недопускающей никаких исключений детерминацией в-области психики и, во-вторых, незнание тех особенностей, ко­торыми бессознательные психические процессы отличаются от хорошо нам известных сознательных. Одно из самых распрост­раненных сопротивлений против психоаналитической работы как у больных, так и у здоровых основывается на последнем из ука­занных моментов. Боятся повредить психоанализом, боятся вы­звать вытесненные сексуальные инстинкты в сознании больного,, опасаясь, что этот вытесненный материал осилит высшие этиче­ские стремления и лишит больного его культурных приобретений. Замечают, что больной имеет душевные раны, но боятся их ка­саться, чтобы не усилить его страданий. Правда, спокойнее не-касаться больных мест, если мы не умеем при этом ничего сде­лать, кроме как причинить боль. Однако, как известно, хирург не страшится исследования и работы на больном месте, если он намерен сделать операцию, которая должна принести дли­тельную пользу. Никто не думает о том, чтобы обвинять хирур­га за неизбежные страдания при исследовании и при реактив­ных послеоперационных явлениях, если только операция дости­гает своей цели и больной благодаря временному ухудшению своего состояния получает излечение. Подобные отношения су­ществуют и при психоанализе: последний имеет право предъ­явить те же требования, как и хирургия. Усиление страданий, которое может иметь место во время лечения, при хорошей технике владения методом гораздо меньше, чем это бывает при хирургических мероприятиях, и не должно идти в расчет при тяжести самого заболевания. Внушающий опасения исход,, именно уничтожение культурности освобожденными инстинкта­ми, совершенно невозможен, так как эти опасения не считают--ся с тем, на что указывает нам наш опыт, а именно, что психи­ческое и соматическое могущество желания, в случае неудачи1 его вытеснения, значительно сильнее при его наличности в об­ласти бессознательной, чем в сознательной; так что переход та­кого желания в сознание ослабляет его. На бессознательное желание мы не можем оказывать влияния, оно стоит в стороне-от всяких противотечений, в то время как сознательное жела-