Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 16 из 97)

Это формальное расширение метода ни' в малой мере не изменило лежащих в его основании понятий. Они полностью остались аристотелевскими. Конечно, математическая формули­ровка метода только укрепляет и расширяет власть концепций, лежащих в основе. -Бесспорно, это затрудняет видение реально­го характера понятий, а следовательно, и вытеснения их дру­гими, а это сложность, с которой i-ье пришлось бороться физике Галилея, поскольку аристотелевский способ мышления не был столь укреплен и затемнен математикой.

д) Пределы знания. Исключения. Закономерность считается связанной с регулярностью и рассматривается как антитеза ин-.дивидуальному случаю. До тех пор -пока психолог соглашается со всеми обоснованиями психологических предположений, он рассматривает их как только регулярно действующие, и его согласие с ними принимает такой вид, что у него остается зна­ние некоторого различия между просто регулярностью и пол­ной закономерностью, и он приписывает биологическим и, кро­ме того, психологическим предположениям (в противовес физи­ческим) только регулярность. Или если закономерность счита­ется только экстремальным случаем регулярности, в этом случае все различия (между закономерностью и регуляр­ностью) исчезают в принципе, хотя необходимость определения степени регуля'рнрети остается.

Тот факт, что закономерность и индивидуальность считаются антитезами, имеет два типа следствий в реальном исследова­нии. Во-первых, это означает ограничение исследования. Безна­дежными считаются попытки понять реальное, уникальное дви­жение эмоций или действительную структуру конкретной лич­ности. Трактовка этих проблем сводится к одним лишь средним

59

показателям, примером могут служить тесты и вопросники. Любой, кому эти методы кажутся неадекватными, сталкивает­ся с упреком в скептицизме или с сентиментально высокой оценкой индивидуальности и мнением, что область, в которой в болышшетве случаев исключено повторение сходных ситуаций, недоступна научному пониманию и требует сопереживающей интуиции. В обоих случаях эта область изымается из экспери­ментального исследования, так как качественные свойства счи­таются прямо противоположными закономерным. Способ, ка­ким эта точка зрения продолжает защищаться в дискуссиях no-экспериментальной психологии, напоминает даже в своих част­ностях аргументы, против которых боролась физика Галилея. В то время спрашивали, как можно объединять в едином за­коне движение таких качественно различных феноменов, как движения звезд, полет листьев на ветру, полет птиц и падение камня с горы. Но противопоставление закона и индивидуаль­ности соответствует аристотелевской концепции и примитивно­му способу мышления, составляющим философию обычной жизни, как это достаточно часто проявляется в работах самих физиков, но не в их физике, а в их философии.

Убежденность в невозможности полностью понять индиви­дуальный случай подразумевает также в дополнение к этому ограничению некоторую слабость исследования: оно удовлетво­ряется установлением только регулярностей. Требования психо­логин к строгости положении пе идут дальше необходимости их обоснования «в общем», или «в среднем», плн «как правило».

Говорят, что «сложность» и «изменчивость природы» жиз­ненных процессов делают неразумным требование отсутствия исключений. В соответствии со старой поговоркой «Исключение подтверждает правило» психология не рассматривает исключе­ние как контраргументы до тех пор, пока их частота не очень велика.

Отношение психологии к понятию закономерности порази­тельно ясно демонстрирует аристотелевский способ ее мышле­ния. Она основана на очень тощей уверенности в закономерно­сти психических событий и имеет для исследователя-дополни­тельную прелесть отсутствия слишком высоких требований к законности его предположений и к обоснованию их.

е) Историко-географические понятия. Для того взгляда на природу закономерности и роль повторяемости, который, как мы видели, характерен для физики Аристотеля, в дополнение к тем мотивам, которые мы уже отметили, фундаментальную значимость имели и прямые ссылки на действительность в ее историко-географическом смысле. Подобно этому, и это явля­ется свидетельством тесной связи, существующей между этими способами мышления, современная психологи» во многом опре­деляется теми же ссылками на историко-географические дай* ные. Исторический уклон психологических понятий опять-таки* не всегда очевиден, а связан с неисторнческими, систематиче-60

скнми понятиями и неотделим от них. Эта квазиисторическая1 направленность, на мой взгляд, является основой для понима­ния и критики понятийных структур такого типа.

Хотя мы уже критиковали статистический способ мышления, по отдельные использованные им формулы в конце концов не важны для тех вопросов, которые мы обсуждаем. Дело не в том, что берется среднее арифметическое, что исследователь складывает и делит, не это является предметом данной крити­ки. Конечно, эти операции будут продолжать широко использо­ваться и в будущей психологии. Критика направлена не на то,, что применяются статистические методы, а на то, как они при­меняются н, особенно, какие случаи комбинируются в группы.

В современной психологии подчеркивается ссылка на исто-рико-географнческие данные и зависимость заключений от ча­стоты действительного появления события. В самом деле, что-касается прямой ссылки на исторические данные, то способ, с помощью которого приходят к заключению о природе одно­го-, двух- или трехлетнего ребенка путем вычисления статисти­ческих средних, полностью соответствует бэконовской коллек­ции данных случаев сухости в его таблице присутствия. Конеч­но, в этих усреднениях сделана некоторая, очень грубая уступ­ка требованиям неисторических концепций: явно патологиче­ские случаи, а иногда даже те случаи, которые связаны с нестандартным окружением, обычно исключаются. Помимо этого соображения исключение наиболее сильных отклонений, представление, что случаи располагаются в статистической группе, в сущности остается на историко-географичеокой почве. Для группы, определенной в историко-географичеекпх терми­нах, например для годовалых детей Вены или Нью-Йорка, в 1928 г. вычислены средние данные, которые, без сомнения, име­ют огромное значение для историков или учителей, но которые не теряют своей связи с историко-географическими явлениями» если даже продолжить вычисление среднего для всех детей Германии, Европы или всего мира или десятилетие вместо од­ного года. Такое расширение исторического и географического базиса не уничтошсает специфическую зависимость этой концеп­ции от частоты, с которой индивидуальные случаи происходят в историко-географически определенном месте.

Следовало бы раньше обратить внимание на утонченность статистики, основанной на ограничении историко-географиче-ского базиса, такой, как рассмотрение годовалых детей проле­тарского района Берлина в первые послевоенные годы. Такие группировки обычно основаны как на количественных особен­ностях конкретных случаев, так и на историко-географических определениях. Но даже такие ограничения в действительности противоречат духу статистики, основанному на частоте. Они даже означают методологически некоторый сдвиг в сторону конкретных особенностей. В связи с этим нельзя забывать, что даже при крайней степени утонченности, как, например, при

61

исследовании одного ребенка, реальное определение осуществ­ляется в псторико-гсографическнх терминах или, в лучшем слу­чае, социологических категориях; это происходит в соответст­вии с критерием, который coqflHHHCT в одну группу такие слу­чаи, которые психологически сильно различаются или даже противопоставляются друг другу. Следовательно, такие стати­стические исследования не могут, как правило, объяснить ди­намику затронутых процессов.

Прямая ссылка на исторически данную действительность, которая характерна для аристотелевской теоретической струк­туры, очевидна и в дискуссии об эксперименте и его близости к реальным условиям. Конечно, можно справедливо критико­вать эксперименты, посвященные простым реакциям, основы экспериментальной психологии воли или эксперименты рефлек­сологии по причине их сильного расхождения с жизненными условиями Но это расхождение во многом основано на стрем­лении исследовать такие процессы, которые пс представляют из себя индивидуальные особенности в конкретном случае, но которые как «простые элементы» (возможно, простейшие дви­жения) являются общими для любого поведения или которые, так сказать, происходят в каждом случае. В противовес выше­сказанному часто требуется приближение к жизненным усло­виям, как, например, в психологии волн В частности, подразу­мевается, что исследуют случаи, которые невозможно воссоз­дать экспериментально, в которых происходят наиболее важные решения в жизни. И здесь также нам противостоит ориентация на историческое значение. Это требование, которое, если перенести его в физику, означало бы, что некорректно исследовать гидродинамику в лаборатории, лучше исследовать величайшие реки мира. Тогда выступают два момента: в обла­сти теории и закона —высокая оценка исторически важного и презрение к обычному; в области эксперимента — выбор про­цессов, которые происходят часто (или являются общими для многих 'Событий). Оба показательны как мера аристотелевско­го смешения исторических и систематических вопросов, кото­рые имеют от систематики связь с абстрактными классами и презрение ко всей реальности конкретного случая.