Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 83 из 97)

<.->

Во многих обществах успех зависит также от определенных запретов, которые должны соблюдаться во время отсутствия охотников теми, кто их не сопровождает, в особенности их же­нами. < ... >

Но даже и тогда, когда дичь убита я подобрана, не все еще копчено. Необходимы новые магические операции для заверше­ния круга, начатого операциями, совершенными в начале охоты.

<•>

При помощи этих операций восстанавливаются нормальные отношения между общественной группой, к которой принадле­жит охотник, и группой, к которой принадлежит убитый зверь. Таким образом, заглаживается убийство. Теперь больше нечего бояться мести, и в будущем возможны новые охотничьи экспе­диции, которые будут сопровождаться такими же мистическими обрядами. < ... >

Существует целый ряд обычаев и обрядов, 'Которые лишены всякой двусмысленности по крайней мере в том, что касается их цели: мы разумеем обычаи, соблюдаемые при лечении боль­ных, имеющие целью предупреждение смертельного исхода или восстановление их здоровья. Здесь мы снова увидим, как рас­смотрение обычаев, почти повсеместно существующих в низших

309

обществах, подтверждает те выводы, к которым мы пришли при анализе коллективных представлений, лежащих в основе этих обычаев: мистическую ориентацию первобытного мышления, своеобразные «предприятия», составляющие лишь весьма огра­ниченное место для наблюдения и опыта, связи между сущест­вами и явлениями, подчиненные закону сопричастности. < . .. >

< ... > Первобытный человек, будь то африканец или кто иной, совершенно не пытается отыскивать причинные связи, которые не очевидны сами по себе, и он сейчас же обращается к мистической силе. < ... >

Поэтому причинные связи, которые являются для нас самой основой природы, фундаментом ее реальности и устойчивости, в их глазах имеют весьма мало интереса. «Однажды,— говорит Бентли,— Уайтхел увидел одного из своих рабочих сидящим в дождливый день на холодном ветру. Он предложил ему войти и переодеться. Человек, однако, ответил: «От холодного ветра не умирают, это неважно: заболеть и умереть можно только от козней колдуна». < ... >

То, что нам, европейцам, кажется случайным, всегда явля­ется для первобытного человека проявлением мистической си­лы, которая этим дает себя почувствовать как индивиду, так и целой общественной группе.

Для первобытного мышления вообще нет и не может быть ничего случайного. < . .. >

«Во время моего пребывания в Амбрпзетте,— говорит Мон-тейро,— три женщины из племени кабинда отправились к реке набрать воды. Стоя одна лодле другой, они набирали воду в кувшины; вдруг средняя была схвачена аллигатором, который утащил ее на дно и сожрал. Семья несчастной женщины сейчас же обвинила двух других в том, что они колдовским путем за­ставили аллигатора схватить именно среднюю женщину. Я по­пытался разубедить этих родственников, доказать им нелепость их обвинения, но они ответили мне: «Почему аллигатор схватил именно среднюю женщину, а не тех, которые стояли с краю?» Не было никакой возможности заставить их отказаться от этой мысли. Обе женщины были вынуждены выпить «каска» (т. е. подвергнуться ордалии, испытанию ядом). Я не знаю нехода этого дела, но вероятнее всего, что одна из них или обе погиб­ли или были отданы в рабство». < . .. >

Монтейро не замечает того, что для мышления туземцев ни­какое событие не может быть случайным. Прежде всего алли­гаторы сами по себе не напали бы на этих женщин. Следова­тельно, кто-то должен был подстрекнуть одного из них. Затем, аллигатор должен был хорошо знать, какую именно из трех женщин ему надлежало утащить. Она ему была «предана». Единственный вопрос заключается лишь в том, чтобы узнать, кто именно это сделал... Но факт говорит сам за себя. Алли­гатор не тронул двух женщин, которые стояли по краям, а схва­тил среднюю. Следовательно, именно две крайние женщины

310

«предали» третью. Ордалия, которой их подвергли, имела целью не столько рассеять сомнение, которое едва ли существовало, сколько выявить самое колдовское начало, заключенное в них, н оказать на него мистическое воздействие для того, чтобы ли­шить его способности вредить в будущем. < ... >

Для пралогического мышления причинная связь представля­ется в двух формах, смежных, впрочем, между собой. Либо определенная предассоциация диктуется коллективными пред­ставлениями: например, если будет нарушено известное табу, то произойдет известного рода несчастье, или если произошло такое-то несчастье, то это значит, что нарушено такое-то табу. Либо происшедший факт приписывается, вообще, действию ми­стической причины: разразившаяся эпидемия рассматривается как проявление гнева предков или злобы колдуна, причем в этом убеждаются либо путем гадания, либо подвергнув подозре­ваемых в колдовстве лиц испытанию (ордалии). < ... >

Когда мы описываем опыт, среди которого действует перво­бытное мышление, как отличный от нашего, то дело идет о ми­ре, складывающемся из их коллективных представлений. С точ­ки зрения действия они перемещаются е пространстве подобно нам (и подобно животным), они достигают своих целей при помощи орудий, употребление которых предполагает действи­тельную связь между причинами и следствиями, и если бы они не сообразовались с этой объективной связью подобно нам (и животным), они тотчас же погибли бы. Но как раз что их де­лает людьми, это то, что общественная группа не удовлетворя­ется тем, что действует для того, чтобы жить. Всякий индивид имеет о той реальности, среди которой он живет или действует, представление, тесно связанное со структурой данной группы.

Первобытное мышление, как и наше, интересуется причина­ми происходящего, однако оно ищет их в совершенно ином направлении. Оно живет в мире, где всегда действуют или го­товы к действию бесчисленные, вездесущие тайные силы. Как мы уже видели, всякий факт, даже наименее странный, прини­мается .сейчас же за проявление одной или нескольких таких сил. Пусть польет дождь в такой момент, когда поля нуждаются во влаге, и первобытный человек не сомневается, что это про­изошло потому, что предки и местные духи получили удовлет­ворение и таким образом засвидетельствовали свою благосклон­ность. Если продолжительная засуха сжигает урожай и губит скот, то это произошло, может быть, от того, что нарушено ка­кое-нибудь табу или что какой-'нибуд «редок, который счел себя униженным, требует умилостивления. Точно так же никогда никакое предприятие не может иметь удачу без содействия не­видимых сил. Первобытный человек не отправится на охоту или рыбную ловлю, не пустится в поход, не примется за обработку поля или постройку жилища, если при этом не будет благо­приятных предзнаменований, если мистические хранители соци-

311

альной группы не обещали формально своей помощи, если самые животные, на которых собираются охотиться, не дали своего согласия, если охотничьи и рыболовные снаряды не освящены и не осенены магической силой и т. д. Одним словом, видимый мир и невидимый едины, и события видимого мира в каждый момент зависят от сил невидимого. Этим и объясняется то место, которое занимают в жизни первобытных людей сны, предзнаменования, гадания в тысяче разных форм, жертвопри­ношения, заклинания, ритуальные церемонии, магия. Этим и объясняется привычка первобытных людей пренебрегать тем, что мы называем естественными причинами, и устремлять все внимание на мистическую причину, которая одна будто бы и является действительной. Пусть человек заболел какой-нибудь органической болезнью, пусть его ужалила змея, пусть его раз­давило при падении дерево, пусть его сожрал тигр или кроко­дил, первобытное мышление причину усмотрит не в болезни, не в змее, не в дереве, не <в тигре или крокодиле: если даиный человек погиб, то это произошло, несомненно, потому, что некий колдун «приговорил» и «предал» его. Дерево, животное явились-здесь лишь орудиями. Другое орудие могло бы выполнить ту же роль, что н это. Все эти орудия являются, так сказать, взаимо­заменимыми и зависящими от той невидимой силы, которая их употребляет.

Для направленного таким образом сознания не существует чисто физического акта. Никакой вопрос, относящийся к явле­ниям природы, не ставится для него так, как для нас. Когда мы хотим объяснить какой-нибудь факт, мы в самой последователь­ности явлений ищем тех условий, которые необходимы и доста­точны для данного явления. Когда нам удается установить эти условия, мы большего и не требуем. Нас удовлетворяет знание закона. Позиция первобытного человека совершенно иная. Он, возможно, и заметил постоянные антецеденты (предшествую­щие явления) того факта, который его интересует, и для дейст­вия, для практики он в высшей степени считается со своими наблюдениями, однако реальную причину он всегда будет ис­кать в мире невидимых сил, по ту сторону того, что мы 'назы­ваем природой, в «метафизике» в буквальном смысле слова. Короче говоря, наши проблемы «е являются проблемами для него, а его проблемы чужды нам. Вот почему ломать голову над вопросом, какое разрешение он дает какой-нибудь нашей проблеме, придумывать такое решение и пытаться из него де­лать выводы, способные объяснить тот или иной первобытный институт,— значит устремиться в тупик.

Так, например, Джеймс Фрззер считал возможным постро­ить теорию тотемизма на незнании первобытными людьми фи­зиологического процесса зачатия. В связи с этим происходили длительные дискуссии по вопросу о том, как себе представляют первобытные люди процесс воспроизведения у человека, какое представление имеют о беременности члены самых низших об-312

щсств. Было бы, однако, небесполезно, быть может, рассмот­реть сначала предварительный вопрос о том, ставится ли во­обще первобытным мышлением проблема зачатия в такой фор­ме, которая позволила бы указанной дискуссии прийти к како­му-нибудь решительному выводу.