Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 2 из 97)

Первый период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной ассоцианистической сенсуалистической психоло­гии— в экспериментальном и теоретическом плане — и в то же время отсутствием какой-либо принципиально новой большой психологической теории. Наиболее распространенным направ­лением в европейской психологии во второй половине XIX в. была система В. Вундта. Решающим обстоятельством, которое обеспечило этой системе господствующее положение, явилось введение в психологию экспериментального метода: Вундт стал признанным «основателем экспериментальной психологии»4. Теоретические идеи, на которых базировалась психология Вунд­та, с самого начала отличались двойственностью. Вундт разде­лил всю психологию на две области: «физиологическую психо­логию», объектом изучения которой являются простейшие пси­хические процессы, а методом — психофизиологический экспе­римент, и «психологию народов» — область высших психических

2 Биографические справки написаны канд. психол. наук А. Н. Ждан.

3 Гальперин П. Я- Введение в психологию. С. 14.

4 Лакее Н. Н. Психология//Итоги науки. Т. VIII. М., 1914. С. 47.

функций, основанную на изучении продуктов, «порождений че­ловеческого духа» (Вундт)—языка, мифов, обычаев и т. д. В его системе эклектически сочетались механицизм и волюнта­ризм, психологический атомизм и идеи творческого синтеза, физио­логическая обусловленность психических процессов и собствен­но духовная причинность. Введя в психологию эксперимент, Вундт ограничил возможности его применения областью эле­ментарных процессов. К тому же сам эксперимент, перенесен­ный в психологию из пограничных областей — физиологии орга­нов чувств, психофизики и психометрии, сохранил свойственный этим областям физиологический характер, лишь дополненный данными самонаблюдения.

Однако вскоре после возникновения эксперимента наблюда­ется процесс его проникновения практически во все области психологии. Вместе с тем эксперимент меняет свой характер: из физиологического, каким он был по преимуществу у Вундта, он превращается в собственно психологический у Эббингауза, в вюрцбургской школе и др.

Развитие эксперимента сопровождалось быстрым накопле­нием новых фактов, которые требовали новых теоретических обобщений. В Европе наряду с психологией Вундта и в полеми­ке с ней рождается психология актов Ф. Брентано, австрийская школа (Эренфельс, Мейнонг, Витасек и др.), психология функ­ций К- Штумпфа, вюрцбургская школа психологии мышления и др. В Америке наряду с психологией Э. Титченсра, продол­жающего идеи В. Вундта, большое влияние получили система В. Джемса и выросший на ее основе функционализм (в различ­ных его вариантах), объективные направления в исследовани­ях на животных (Э. Торндайк). Яркую картину этого периода в развитии зарубежной психологии дал Н. Н. Ланге: «В этом ог­ромном и новом движении, при явном разрушении прежних схем и еще недостаточной определенности новых категорий, при, так сказать, бродячем и хаотическом накоплении новых терми­нов и понятий, в которых даже специалисту не всегда легко ра­зобраться, мы получаем такое впечатление, будто самый объ­ект науки — психическая жизнь — изменился и открывает перед нами такие новые стороны, которых раньше мы совсем не за­мечали, так что для описания их прежняя психологическая тер­минология оказывается совершенно недостаточной.

При этом, однако, обнаруживается вторая характерная чер­та новых психологических направлений, на которую мы указа­ли выше: крайнее разнообразие течений, отсутствие общеприз­нанной системы науки, огромные принципиальные различия между отдельными психологическими школами. Все признают ассоцианизм и сенсуализм недостаточными, но чем заменить прежние, столь простые и ясные, хотя и узкие психологические схемы — па это каждая «школа» отвечает по-своему. Ныне об­щей, т. е. общепризнанной, системы в нашей науке не сущест-

7

вует. Она исчезла вместе с ассоциаиизмом. Психолог наших дней подобен Приаму, сидящему на развалинах Трои» Б.

Во втором периоде, собственно периоде «открытого кризиса», возникают новые теоретические направления, пришедшие на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявившие о себе как о новых общепсихологических теориях. Этот период начинается с выступления бихевиоризма в 1913 г.

Третий период характеризуется упадком направлений перио­да открытого кризиса, смешением одних направлений с други­ми, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких, как, например, гуманистиче­ская, в том числе экзистенциальная психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оллпорт, Р. Мей, В. Франкл), когнитивная психо­логия (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман и др.). Он начинает­ся с середины 30-х годов нашего века и продолжается по на­стоящее время.

Такая хронология кризиса позволяет рассматривать период начала 10-х — середины 30-х годов XX в. как особый и относи­тельно самостоятельный этап в развитии зарубежной психоло­гии. Каковы были условия, причины, теоретическая сущность и результаты этого периода?

Можно говорить о трех группах условий,, в контексте кото­рых возник и развивался острый кризис в психологии. Это, во-первых, общественно-исторические, в частности культурно-исто­рические, условия; во-вторых, обстановка в философии и в на­уке; в-третьих, ситуация внутри психологии, внутренние процес­сы, приведшие ее к кризису.

Кризис в психологии наметился в сложной обстановке, ког­да в буржуазном обществе произошло дальнейшее обострение противоречий, обусловленное переходом его к имперализму. В этот период в развитии капиталистического общества проис­ходят глубокие экономические и социально-политические сдви­ги. Они выразились в росте мирового производства и вместе с тем в качественных изменениях в экономике, в политике и идеологии капиталистических стран. Это развитие процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии; агрессивная внешняя политика, выражавшая борь­бу за перераспределение колоний и рынки сбыта, приводящая к империалистическим войнам, среди которых мировая война 1914—1918 гг. явилась первым из величайших социальных по­трясений XX в.

Писатель и гуманист С. Цвейг в своей книге «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» художественно и вместе с тем точно изобразил войну как катастрофу, которую невозможно согласовать с разумом и справедливостью. Он назвал ее порой

3 Ланге Я, Н. Психология//Итоги науки., Т. VIII. С. НО.

«массового духовного помешательства»6, раскрыл губительные последствия разбуженной ею в людях ненависти, жестокости, слепого национализма. Углубление и обострение противоречий капитализма, которые являются результатом господства моно­полий и финансовой олигархии, привели к образованию массо­вых политических движений, течений и партий, к обострению борьбы между разными общественными группами и классами и прежде всего между буржуазией и рабочим классом, роль ко­торого как революционного класса неуклонно возрастает. Вме­сте с этим происходит процесс превращения буржуазии из про­грессивного класса в консервативный и даже реакционный. Ес­тественно, что это обстоятельство нашло свое отражение в больших измеисниях буржуазной идеологии. Вскоре после окон­чания первой мировой войны как продукт перерождения бур­жуазной демократии и реакции на социалистическую револю­цию 1917 г. в России и революционный подъем в ряде европей­ских стран складывается фашизм.

Литературу и искусство затопляют многообразные антиреа­листические течения, полные мистических мотивов, настроения страха п отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарования в прежних «добропорядочных» нор­мах буржуазной морали, оживление волюнтаристических взгля­дов на общество и историю приводили буржуазную интеллиген­цию к ложным представлениям о человеческой личности, к неве­рию в духовные ценности человека, выливались в проповедь господства «природного», биологического начала в человеке. Рушится господствовавшая до конца XIX столетия патриар­хальная мораль. Как вспоминает С. Цвейг в уже упомянутой книге, роман «Мадам Бовари» был публично запрещен фран­цузским судом как безнравственный, а романы Э. Золя во вре­мена его молодости считались порнографическими. Период на­чала XX в. ознаменовался революцией нравов. С. Цвейг на­звал его «зарей Эроса». В науке новое отношение к проблеме отношений между полами нашло свое разрешение у Фрейда, а созданный им психоанализ становится одним из основных те­чений в психологии XX столетия.

В философии наиболее распространенными течениями в этот период были позитивизм в форме махизма и эмпириокри­тицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеалистическая фи­лософия жизни, феноменология Гуссерля. Продолжалось боль­шое влияние волюнтаристических идей А. Шопенгауэра, Э. Гарт-мана, Ф. Ницше. Все эти философские направления, конечно, очень разные. Но их объединяет общая черта: они утверждают

4 Цвейг С, Вчерашний мир. Воспоминания европейца // Цвейг С. Статьи, эссе. Воспоминания европейца. М., 1987. С. 318; см. также: Юнг К. Г. Про­блема души современного человека//Фплос. пауки. 1989. № 8. С. 114—126.

9

ограниченность человеческого познания, приходят к заключе­нию, что деятельность разума имеет лишь вспомогательное значение. Наука может дать лишь картину неживой природы. Выдвигаются идеи об иррациональных инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум, логическое же мышление не может проникнуть в сущность жизни. По оценке Дж. Бернала, «в результате социальных затруднений в конце XIX в. стал воскрешаться антиинтеллектуализм, нашедший свое выражение в философских теориях Сореля и Бергсона. Ин­стинкт и интуиция стали расцениваться как нечто более важ­ное, чем разум... Разум отвергается как устаревшее понятие...»7. Так реальные противоречия между личностью и обществом фи­лософии осознавались как результат извечной несовместимости биологической природы человека с моральными требованиями любого общества. Это приводило к оправданию социальной не­справедливости, конфликтов, преступлений, войн, невозможно­сти установления нормальных человеческих отношений. Все эти течения западной философии представляют собой разные по­пытки философского осмысления экономических и политических реалий, научных достижений и теологических представлений, мироощущения человека, ввергнутого в коллизии XX в. Они оказали существенное влияние на психологию. Многие психоло­ги последовали за философией Маха в своей методологии. Как отмечает М. Г. Ярошевский, «несмотря на фиктивность махист -ских решений, их влияние испытало большинство психологиче­ских школ капиталистического Запада»8. По оценке известного американского историка психолога Э. Боринга, под влиянием Маха находились Кдольпе и Титченер, гештальтпеихология и бихевиоризм.