Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 41 из 97)

156

если только они имеют что-то общее, и т. д. Если подумать внимательно и сравнить эти положения традиционной логики с действительным понятием, как оно выступает в живом мыш­лении, с процессом заключения, как оно осуществляется в дей­ствительности, если подумать, что является решающим в мате­матическом доказательстве, во взаимосвязях вещей, то увидим, что с помощью категорий традиционной логики здесь ничего не сделано. Я попрошу вас серьезно подойти к проблеме, которую можно охарактеризовать так: то, что мы имеем в традиционной логике,— это ряд искусственных построений по принципу эле­ментного подхода. Встает задача, которая относится к числу трудных: как вообще принципиально возможна логика, кото­рая не основывается на элементах. Все, что имело место до сих пор в тех или иных попытках, нельзя сравнить по строгости с тем, что сделала своим способом традиционная логика. Еще одна яркий пример для доказательства. В целом ряде наук мы имеем теперь такую тенденцию: элементарная методика достиг­ла своей кульминации, а появляющиеся при этом трудности хо­тят преодолеть путем приложения сил из других областей. По­думайте об этих удивительно прекрасных взлетах, которые на­блюдаются в математической аксиоматике, например в работах Гильберта. То, что означает для науки выяснить принципиаль­ные ее основания, и в то же время то, что делает Гильберт, ха­рактеризуются, с одной стороны, как сильнейшая компенсация элементарного подхода. Поговорить бы об этом с Гильбертом и спросить: можно ли составить сумму из самых бессмысленных аксиом? На что он, вероятно, ответит: от этого меня хранит мое математическое чувство. Встает более общий вопрос: мож­но ли основывать математику на элементах и как должна вы­глядеть математическая система, которая не основывается на элементах? Мы видим все больше тех математиков, которые склоняются к работе в этом новом направлении. Но они почти всегда возвращаются к элементное™. Это как рок, который по­стигает многих, так как дрессировка в области поэлементного мышления слишком сильна. Возникает ситуация, для которой характерна внутренне неразрешимая проблема: с одной сторо­ны, признают и серьезно доказывают, что известные основания в математической аксиоматике являются поэлементными, с дру­гой стороны, в ней находят определенные намеки, которые ука­зывают на другую закономерность, и тогда пытаются внести изменения. Но проблема лишь тогда может быть схвачена на­учно, когда открывается основание для позитивных решений. Как может выглядеть такое основание? Это для многих мате­матиков кажется еще большой проблемой, которая, вероятно,, разрешима, если рассматривать современные проблемы, напри­мер, в свете квантовой теории.

Здесь была предпринята попытка дать разбор некоторых от­дельных областей нашей проблемы. Я не знаю, насколько уда­лось мне это сделать. В заключение я скажу еще об одной-

157

принципиальной вещи и затем сделаю небольшое резюме. 'Я рассматриваю положение теоретически и спрашиваю: как должен выглядеть мир, в котором не было бы места науке, по­нятию, проникновению в сущность, вглубь, не было бы пони­мания внутренних связей? Ответ прост: во-первых, как много­образие отдельных элементов. Как, во-вторых, может быть по­нят мир, если пользоваться наукой в смысле элементной науки? Это тоже очень просто. Для этого мне не нужно ничего, кроме •определенных повторяющихся связей бессмысленного ряда эле­ментов; тогда у меня есть все предпосылки для занятий тра­диционной логикой, высшей математикой и вообще наукой. Име­ется третий вид множества, теоретически, правда, очень мало изученный, а именно такое множество, где многообразие не -строится из отдельных кусков, но то, что имеется в одном мес­те этого множества, определяется законом этого множества. Попробуем выразить то же самое образно.

В каком положении мы находимся? Каждый из нас видит только часть, какой-то отрезок мира. Эта часть сама по себе небольшая. Представьте себе, что было бы так: мир — это од-до большое плато, на этом плато сидят музыканты и каждый музицирует. Я хожу вокруг, слушаю и смотрю. Принципиаль­но имеются различные возможности. Первый вариант: предста­вим, что мир — бессмысленное многообразие. Каждый в нем что-то делает, каждый делает для себя. То, что получается в итоге (если я могу услышать, что делают вместе десять чело­век),— случайный эффект от того, что делают все вместе. Это крайний вариант элементной теории. Она является основанием кинетической теории газа. Второй вариант: всякий раз, когда один играет «До», затем другой играет столько же секунд «Фа», •я устанавливаю слепо направленную элементную связь между тем, что делают отдельные музыканты, а то, что происходит в целом, оказывается бессмысленным. Это способ, каким боль­шинство людей представляют физику. Действительная работа физики, правильно понятая, показывает нам мир иначе. Третий вариант можно сравнить с бетховенской симфонией, Здесь мы получили бы возможность понять по части все целое, предполо­жить что-то о структурном принципе этого целого, причем ос­новные законы не являются законами отдельных частей, но ха­рактерными свойствами того, что происходит.

Кёлер (Kohler) Вольфганг (1887—1967)—нсм'сцкий психолог, вместо с Вертгеймером и Коффкой основал гештальтпсихологию, Разрабатывал про­блемы восприятия, научения, интеллектуального поведения животных. С по­зиций физической теории поля сформулировал принципы соотношения психи- ки с физическим миром и психических явлений с мозгом. Развивал и отстаи­вал принципы гсштальтпсихологии в полемике с бихевиоризмом, а также со • старой ассоциативной психологией. Его книга «Gestalt-Psychology» (1929) является лучшим изложением этого направления.

Родился в Ревеле (теперь Таллинн) 21 января 1887 г. Университетское образование получил в Тюбингене (1905—1906), Бонне (1906—1907) и Бер­лине (1907—1909). В Берлинском университете получил докторскую степень

158

за исследование по психологии слуха, выполненное под руководством1 К. Штумпфа. Одновременно изучал здесь физику у М. Планка и был спе­циалистом в области акустики. В 1910 г. прибыл во Франкфурт, занимал должность ассистента по психологии у Ф. Шумана. В 1911 г. стал здесь же приват-доцентом. Во Франкфурте Кёлер, а также Коффка выступили в ка­честве испытуемых в экспериментальном исследовании Вертгеймера по вос­приятию движения и затем участвовали в объяснении результатов экспери­ментов. Принципы, положенные в основу этого объяснения, дали начало но­вому направлению в психологии — гештальтпсихологии, а Вертгеймер, Кёлер-и Коффка объективно выступили его основателями.

В 1913 г. Кёлер получил приглашение от Прусской академии наук воз­главить научную экспериментальную станцию по изучению антропоидов на о. Тенерифе (Канарские о-ва). Был директором этой станции (1913—1920). Результатом исследований этого периода явилось вышедшее в 1917 г. «Ис­следование интеллекта человекоподобных обезьян», в котором с позиций,-гештальтпсихологии Кслер интерпретировал процесс решения человекообраз­ными обезьянами ряда элементарных экспериментальных задач как разум­ное — интеллектуальное — поведение. Несмотря на то что задачи были раз­нообразными, все они были построены таким образом, что возможность слу­чайного решения путем «слепых проб и ошибок» исключалась: животное мог­ло достичь желаемой цели, только если схватывало объективные отношения между элементами ситуации, существенными для успешного решения. По­этому решение задачи объективно свидетельствовало о разумном поведении и принималось за его критерий. Вся операция, производимая животными, описывалась как имеющая характер целостного действия, подчиняющегося структуре поля задачи, в котором отдельное действие не есть ответ на изо­лированный стимул, но приобретает смысл только в соединении с другими — как часть целостной операции. Само восприятие отношений происходит, по-Кёлсру, внезапно, путем «инсайта».

В 1920 г. Кёлер возвращается в Германию, в Гёттннген, где он сменил ушедшего в отставку Мюллера. В этом же году выходит книга Кёлера «Фи­зические гештальты в покое и стационарном состоянии», в которой он вы­ступил с принципом психофизического изоморфизма. Считается, что именно-это исследование повлияло на последовавшее в 1922 г. приглашение из Бер­линского университета заведовать психологической лабораторией и занять место профессора философии и психологии на кафедре. На этом посту Кё­лер оставался до 1935 г. В Берлине он выступил одним из основных пред­ставителей берлинской школы гештальтпсихологии и одним из редакторов журнала «Psychologische Forschung», органа гештальтпсихологии.

В течение 1934—1935 гг. читал лекции в Гарвардском университете (США), а в 1935 г. переехал в Америку. Здесь Кёлер состоял профессором философии и психологии в Свотморском колледже (Пенсильвания), где ос­тавался до своей отставки (1955 г.). В эти годы Кёлером проводились ис­следования в области восприятия (по последействию фигуры) и по изучению электрических процессов в мозгу, связанных со зрительным восприятием.

В 1955—1956 гг. был членом Института перспективных исследований в Принстоие.

Умер 11 июня 1967 г. в Энфилде (Нью-Хемпшир).

Включенный в хрестоматию отрывок из книги Кёлера «Die physische Gestalten in Ruhe und in stazioneren Zustand» (Brunswick: Vieweg, 1920. S. 189—193) содержит основные положения принципа психофизического изоморфизма, который выдвигался в качестве объяснительного механизма психических процессов. В статье В. Кёлера «Some Tasks of Gestalt Psycho­logy» (Murchison С. (ей.). Psychologies of 1930. Worch., 1930) дается крат­кое изложение основных направлений экспериментальных исследований:! гештальтпсихологии в области восприятия, памяти, мышления.