Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 26 из 97)

95

4. Предлагаемый отказ от состояний сознания как само­стоятельного объекта исследования уничтожает барьер, кото­рый существует между психологией и другими науками. Дан­ные психологии становятся функциональными коррелятами структуры и сами сводятся к объяснению в физико-химических терминах.

5. Психология как наука о поведении хочет в конце концов пренебречь несколькими из действительно существующих проб­лем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. По всей вероятности, даже эти оставшиеся проблемы мо­гут быть сформулированы таким образом, что усовершенство­ванные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.

Джон Б. Уотсон БИХЕВИОРИЗМ1

Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior — поведение) — •особое направление в психологии человека и животных, бук­вально— паука о поведении. В своей современной форме би­хевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в Рос­сии. В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким обра­зом, со старым антропоморфическим направлением в зоопсихо­логии. Антропоморфическая школа устанавливала у животных такие сложные действия, которые не могли быть названы «ин­стинктивными». Не подвергая этой проблемы экспериментально­му исследованию, она утверждала, что животные «разумно» от­носятся к вещам и что поведение их, в общем, подобно челове­ческому, Ллойд Морган ставил наблюдаемых животных в та­кие условия, при которых ohpi должны были разрешить опреде­ленную задачу, например поднять щеколду, чтобы выйти из огороженного места. Во всех случаях он установил, что разре­шение задачи начиналось с беспорядочной деятельности, с проб и ошибок, которые случайно приводили к верному реше-

1 Ввиду новизны предмета и большого интереса, возбужденного им сре­ди современных представителей науки, в том числе и марксистов, Редакция БСЭ обратилась к одному из создателей бихевиоризма, проф. Дж Б Уот-сону (в Нью-Йорке) с просьбой написать для БСЭ статью о бихевиоризме. Написанная Дж. Уотсоном специально для БСЭ статья дает общее освещение задач содержания бихевиоризма и печатается здесь в неизмененном виде Од­нако Редакция считает своим долгом сказать, что, несмотря па выдержан­ную чисто материалистическую точку зрения Уотсопа, этот материализм не носит диалектического характера Более подробную оценку этого направления и указание места, занимаемого им в современной психологии, см. в статье Психология

96

иию. Если же животным снова « снова ставилась та же задача, то в конце концов они научались разрешать ее без ошибок: у животных развивалась более или менее совершенная привычка. Другими словами, метод Моргана был подлинно генетическим. Эксперименты Моргана побудили Торндайка в Америке к его работе (1898). В течение следующего десятилетия примеру Торндайка последовало множество других ученых-зоологов. Од­нако никто из них ни в коей мере не приблизился к бихевиори-стической точке зрения. Почти в каждом исследовании этого десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных. Уош-борн дает в своей книге «The animal Mind» (1-е издание, 1908) общие психологические предпосылки, лежащие в основе работ того времени о психологии животных. Уотсон в своей статье «Psychology as the Behaviorist Views It» («Psychological Re­view», XX, 1913) первый указал на возможность новой психоло­гии человека и животных, способной вытеснить все прежние концепции о сознании и его подразделениях. В этой статье впервые появились термины бихевиоризм, бихевиорист, бихевио-ристический, В своей первоначальной форме бихевиоризм осно­вывался на недостаточно строгой теории образования привычек. Но вскоре на нем сказалось влияние работ Павлова и Бехте­рева об условных секреторных и двигательных рефлексах, и эти работы, в сущности, и дали научное основание бихевиоризму. В тот же период возникла школа так называемой объективной психологии, представленная Икскюлем, Веером и Бете в Гер­мании, Нюэлем и Боном во Франции и Лебом в Америке. Н© хотя эти исследователи и способствовали в большой мере на­коплению фактов о поведении животных, тем не менее их пси­хологические интерпретации имели мало значения в развитии той системы психологии, которая впоследствии получила назва­ние «бихевиоризм». Объективная школа в том виде, как она была развита биологами, была, по существу, дуалистической и вполне совместимой с психофизическим параллелизмом. Она была скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании.

Сущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма под­линным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естест­венных наук. В психологии поведения могут быть использова­ны те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихе­виорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания дея­тельности человека, этими терминами старая психология про­должала пользоваться потому, что эта старая психология, на-

4—221 97

чавшаяся с Вундта, выросла из философии, а философия, в. свою очередь, из религии. Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникно­вения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его под- разделения являются поэтому не более как терминами, дающи­ми психологии возможность сохранить — в замаскированной,, правда, форме — старое религиозное понятие «душа». Наблю­дения над поведением могут быть представлены в форме сти­мулов (С) и реакций (Р). Простая схема С—Р вполне пригод­на в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Подставим, например, в приведенной формуле вместо С прикос­новение к роговой оболочке глаза, а вместо Р мигание. Задача бихевиориста решена, если эти данные являются результатом тщательно проверенных опытов. Задача физиолога при изуче­нии того же явления сводится к определению соответственных нервных связей, их направления и числа, продолжительности и: распространения нервных импульсов и т. д. Этой области би­хевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблему физико-химическую — определение физической и химической природы нервных импульсов, учет работы произведенной реак­цией и т. п. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются бихевиористическая, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформу­лированы в терминах стимулов и реакции, бихевиоризм полу­чает возможность предсказывать эти явления и руководить-(овладеть) ими — два существенных момента, которых требует всякая наука. Это можно выразить еще иначе. Предположим, что наша задача заключается в том, чтобы заставить человека чихать; мы разрешаем ее распылением толченого,перца в воз­духе (овладение). Не так легко поддается разрешению соотно­шение С—кР в «социальном» поведении. Предположим, что в. обществе существует в форме закона стимул «запрещение» (С), каков будет ответ (Р) ? Потребуются годы для' того, чтобы оп­ределить Р исчерпывающим образом. Многие из наших проблем должны еще-долго-ждать разрешения вследствие медленного' развития науки в целом. Несмотря, однако, на всю сложность отношения «стимул-реакция», бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реак­ций не могла быть описана в этих терминах.

Основная задача бихевиоризма заключается, следовательно,, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае — при данном стиму­ле (или, лучше сказать, ситуации) — бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана. Совершенно очевидно, что при такой широкой задаче бихевиоризм еще далек от цели. Правда, эта задача очень трудна, но не неразрешима, хот* иным она казалась абсурдной. Между тем человеческое общест-98

во основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы та­кие ситуации, которые приведут к определенным типам поведе­ния (типам реакций, которые общество предписывает индиви­дам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак — словом, все вообще исторически возникшие институты не могли бы су­ществовать, если бы нельзя было предсказывать — в самом об­щем смысле этого слова — поведение человека; общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было соз­давать такие ситуации, которые воздействовали бы на от­дельных индивидов и направляли бы их поступки по строго оп­ределенным путям. Правда, обобщения бихевиористов основы­вались до настоящего времени преимущественно на обычных, бессистемно применявшихся методах общественного воздейст­вия. Бихевиоризм надеется завоевать и эту область и подверг­нуть экспериментально-научному, достоверному исследованию •отдельных людей и общественные группы. Другими словами, бихевиоризм полагает стать лабораторией общества. Обстоя­тельство, затрудняющее работу бихевиориста, заключается в том, что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее. Мы называем это про­цессом обусловливания (раньше это называли образованием привычек). Эта трудность заставила бихевиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблю­дает так называемую физиологическую систему рефлексов, или, .лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь • безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных не­заученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно, невелико. Это приводит к необходимо­сти р совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство 'Сложных реакций, которые старые психологи называли инстинк­тами, например ползание,' лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), в настоящее время считаются надстроенными или условными. Другими словами, бихевиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы сущест­вование наследственных форм поведения, а также существова­ние наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Он считает, что при наличии сравни­тельно немногочисленных врожденных реакций, которые при­близительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения .внешней и внутренней средой возможно направить формирова­ние любого ребенка по строго определенному пути.