Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 88 из 97)

Понятие описательной и расчленяющей психологии добыто на­ми из самой природы наших душевных переживаний, из потреб­ности в непредвзятом и неизвращенном понимании нашей ду­шевной жизни, а также из связи наук о духе между собой и из функции психологии в среде их. < ... > Каким лее образом воз­можен метод, который мог бы решить задачу, поставленную психологии науками о духе?

Психология должна пойти путем, обратным тому, на кото­рый вступили представители метода конструктивного. Ход ее должен быть аналитический, а не построительный. Она должна всходить из развития душевной жизни, а не выводить ее из

327

элементарных процессов. Разумеется, синтез и анализ со вклю­ченными в них дедукцией и индукцией не могут быть разъеди­нены и в пределах психологии. По прекрасному выражению Гёте, они в жизненном процессе познания обусловливают друг друга так же, как вдыхание и выдыхание. Разложивши вос­приятие и воспоминание на их факторы, я проверяю значение достигнутых мной результатов тем, что пускаю в ход связь этих факторов, причем, конечно, задача не может быть решена без остатка, так как хотя я и способен различать факторы в живом процессе, но не могу составить из их связи жизнь. Но тут дело идет лишь о том, что ход такой психологии должен быть исклю­чительно описательным и расчленяющим независимо от того, необходимы ли для этого метода синтетические мыслительные акты. Этому соответствует и друга» основная методическая чер­та такой психологии. Предметом ее должны являться развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей цельности ее.

В противоположность внешнему восприятию внутреннее по­коится на прямом смотрении, на переживании, оно дано не­посредственно. Тут нам в ощущении или в чувстве удовольст­вия, его сопровождающем, дано нечто неделимое и простое. Независимо от того, как могло возникнуть ощущение фиолето­вого цвета, оно, будучи рассматриваемо как внутреннее явление, едино и неделимо. Когда мы совершаем какой-нибудь мысли­тельный акт, в нем различимое множество внутренних фактов вместе с тем собрано в неделимое единство одной функции, вследствие чего -во внутреннем опыте выступает нечто новое,, не имеющее в природе никакой аналогии. < .. . > Таким обра­зом, внутри нас соединения, связи мы постоянно переживаем, тогда как под чувственные возбуждения мы должны подстав­лять связь и соединение. То, что мы таким образом переживаем, мы никогда не можем сделать ясным для рассудка. <... >

Связь эту внутри нас мы переживаем лишь отрывочно; то тут, то там падает «а нее свет, когда она доходит до сознания, ибо психическая сила вследствие важной особенности ее дово­дит до сознания всегда лишь ограниченное число членов внут­ренней связи. Но мы постоянно осознаем такие соединения. При всей безмерной изменчивости содержаний сознания повторяются всегда одни и те же соединения и, таким образом, постепенно вырисовывается достаточно ясный облик их. Точно так же все яснее, отчетливее и вернее становится сознание того, как эти синтезы входят в более обширные соединения и в конце концов образуют единую связь. Если какой-либо член регулярно вы­зывал за собой1 другой член, или одна группа членов вызывала другую, если затем в других повторных случаях этот второй член вызывал за собой третий, или вторая группа членов вы­зывала третью, если то же самое продолжалось и при четвер­том и пятом члене, то из этого должно образоваться с обще­образовательной закономерностью сознание связи между всеми.

328

этими членами, а также сознание связи между целыми группа­ми членов. < .. . > В быстром, слишком быстром течении внут­ренних процессов мы выделяем один из них, изолируем его и воздымаем до усиленного внимания В этой выделяющей дея­тельности дано условие для дальнейшего хода абстракции. Только путем абстракции возможно выделить функцию, способ соединения из конкретной связи. И только путем обобщения мы устанавливаем постоянно повторяющуюся форму функции или постоянство определенной градации чувственных содержаний, скалу интенсивности ощущений или чувств, известную нам всем. Во всех этих логических актах заключаются также акты различения, приравиепия, установления степеней различия. (...) Различение, приравнение, определение степеней разли­чия, соединение, разделение, абстрагирование, связывание во­едино нескольких комплексов, выделение единообразия из мно­гих фактов — вот сколько процессов заключено во всяком внут­реннем восприятии или выступает из сосуществования таковых. Отсюда вытекает интеллектуальность внутреннего восприятия как первая особенность постижения внутренних состояний, обу­словливающего психологическое исследование. Внутреннее вос­приятие подобно внешнему происходит посредством сотрудниче­ства элементарных логических процессов. И именно на внутрен­нем восприятии особенно ясно видно, насколько элементарные логические процессы неотделимы от постижения самих состав­ных частей.

< .. > Вторая особенность постижения душевных состояний. Постижение это возникает из переживания и связано с ним не­разрывно. В переживании взаимодействуют процессы всего душевного склада. В нем дана связь, тогда как чувства достав­ляют лишь многообразие едипичиостей. Отдельный процесс поддерживается в переживании всей целостностью душевной жизни, и связь, в которой он находится в себе самом и со всем целым душевной жизни, 'принадлежит непосредственному опы­ту. Это определяет также природу понимания нас самих и дру­гих. Объясняем мы путем чисто интеллектуальных процессов, но понимаем через взаимодействие в постижении всех душев­ных сил И при этом мы в понимании исходим из связи целого, данного нам живым, для того, чтобы сделать из него для себя постижимым единичное и отдельное. Именно то, что мы живем в сознании связи целого, дает нам возможность понять отдель­ное положение, отдельный жест и отдельное действие. < ... >

Отдельные душевные процессы в нас, соединения душевных фактов, которые мы внутренне воспринимаем, выступают в нас с различным сознанием их ценности для целого нашей жизнен­ной связи. Таким образом, существенное отделяется в самом внутреннем постиженин от несущественного. < ... >

Из всего вышесказанного вытекает дальнейшая основная черта психологического изыскания, а именно та, что изыскание это вырастает из самого переживания и должно постоянно со-

329

хранить в нем прочные корни для того, чтобы быть здоровым и расти. К переживанию примыкают простые логические опера­ции, объединяемые в психологическом наблюдении. Они дают -возможность наблюдение закрепить в описании, обозначить его наименованием и дать общий обзор его путем классификации. Психологическое мышление как бы само собой переходит в пси­хологическое изыскание.

Если объединить все указанные особенности психологическо­го метода, то на основании их можно будет ближе определить понятие описательной психологии и указать отношение его к лонятию психологии аналитической.

В естественных науках издавна существует противопостав­ление описательного и объяснительного методов. Хотя относи­тельность его и выступает все ярче по мере развития описа­тельных естественных наук, но оно, как известно, все еще сохраняет свое значение. Но в психологии понятие описатель­ной науки приобретает гораздо более глубокий смысл, чем тот, какой она имеет в области естественных паук. Уже ботаника и тем более зоология исходят из связи функций, которая может быть установлена лишь путем истолкования физических фактов. < ... > В психологии же эта связь функций дана изнутри в пере­живании. Всякое отдельное психологическое познание есть лишь расчленение этой связи. Таким образом, здесь непосредственно и объективно дана прочная структура, и потому в этой области описание покоится на несомненном и общеобязательном осно­вании. Мы находим эту связь не путем добавления ее к отдель­ным членам, а наоборот, .психологическое мышление расчленяет и различает, исходя из данной связи. К услугам такой описа­тельной деятельности находятся логические операции сравнения, различения, измерения, степеней, разделения и связывания, абстракции, соединения частей в целое, выведения единообраз­ных отношений из единичных случаев, расчленения единичных процессов, классификации. Все эти действия как бы заключа­ются в методе наблюдения. Таким образом, душевная жизнь концентрируется как связь функции, объединяющая свои со­ставные части и вместе с тем в свою очередь состоящая из от­дельных связей особого рода, из которых каждая содержит но­вые задачи для психологии. Задачи эти разрешимы только путем расчленения — описательная психология должна быть в то же время и аналитической. < .. . >

Под анализом мы всюду разумеем расчленение данной слож­ной действительности. Посредством анализа выделяются со­ставные части, которые в действительности связаны между со­бой. Находимые таким путем составные части весьма разнооб­разны. Логик анализирует три понятия. Химик анализирует тело, отделяя посредством опыта заключающиеся в нем веще­ственные элементы один от другого. Совершенно иначе опять-таки анализирует физик, который в закономерных формах дви­жения выделяет составные части акустического или оптического 330

явления. Но как бы ни были различны эти процессы, оконча­тельной целью всякого анализа является отыскание реальных факторов путем разложения действительности, и всюду экспери­мент и индукция служат лишь вспомогательными средствами анализа. Взятый в этом общем аспекте аналитический метод присущ 'наукам о духе так же, как и наукам естественным. Од­нако метод этот принимает различные формы в зависимости от области приложения его. Уже в обыденном постижении душев­ной жизни с постижением связи везде само собой связаны раз­личение, отделение, расчленение. Вся ширина и глубина пони­мания душевной жизни человека покоятся на устанавливающей отношения деятельности. Со своей стороны, различение, отде­ление и анализ придают ясность и определенность этому пони­манию. Когда же психологическое мышление в своем естествен­ном ходе без.перерывов, без врезывающихся гипотез переходит в психологическую науку, то отсюда для анализа в данной области проистекает неизмеримая выгода. В живой целостности сознания, в связи его функций, в восстановленной путем абст­ракции картине общеобязательных форм и соединений этой связи анализ находит тыл для всех своих операций. Всякая задача, которую ставит себе анализ, и всякое понятие, которое он образует, обусловливаются этой связью и находят себе в ней место. Таким образом, анализ совершается здесь путем отне­сения процессов расчленения, при помощи которых должен быть разъяснен отдельный член душевной связи, ко всей этой связи. В анализе всегда содержится -нечто от живого, художе­ственного процесса понимания. Из этого вытекает возможность существования психологии, которая, исходя из общезначимо улавливаемой связи душевной жизни, анализирует отдельные члены этой связи, со всей доступной ей глубиной описывает и исследует ее составные части и связующие их функции, но не берется за конструирование всей причинной связи психических процессов. Душевная жизнь все-таки не может быть компони-рована из составных частей, не может быть конструирована путем сложения, и насмешка Фауста над Вагнером, химически изготавливающим гомункулюса, прямо относится к такого рода попытке. Описательная и расчленяющая психология кончает гипотезами, тогда как объяснительная с них начинает. < ... > Она может принять в себя гипотезы, к которым приходит объ­яснительная психология1 относительно отдельных групп явлений; но ввиду того что она измеряет их применительно к фактам и определяет степень их правдоподобия, не пользуясь ими как конструктивными моментами, принятие их ею не уменьшает ее собственной общезначимости. Она может в конце концов под­вергнуть обсуждению и синтезирующие гипотезы объяснитель­ной психологии, по при этом она должна признать всю 'пробле­матичность их. Больше того, она обязана выяснить невозмож­ность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Раньше, чем перейти к более подробному рассмотрению трех