Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 69 из 97)

Сосредоточив еще раз внимание на только что описанном возникновении сверх-Я, мы увидим в нем результат двух чрез­вычайно важных биологических факторов: продолжительной детской беспомощности и зависимости человека и наличия у не­го эдипова комплекса, который был сведен нами даже, к пере­рыву развития вожделения (libido), производимому латентным периодом, т. е. к двукратному началу половой жизни. Это по­следнее обстоятельство является, по-видимому, специфически человеческой особенностью и составляет, согласно психоанали­тической гипотезе, наследие того толчка к культурному разви­тию, который был дан ледниковым периодом. Таким образом, отделение сверх-Я от Я неслучайно, оно отражает важнейшие черты как индивидуального, так и родового развития и даже больше: сообщая родительскому влиянию длительное выраже-9* 259

ние, оно увековечивает существование моментов, которым обя­зано своим происхождением.

Несчетное число раз психоанализ упрекали в том, что он не интересуется высшим, моральным, сверхличным в человеке. Этот упрек несправедлив вдвойне — исторически и методологи­чески. Исторически — потому что психоанализ с самого начала приписывал моральным и эстетическим тенденциям в Я побуж­дение к вытеснению, методологически — вследствие нежелания понять, что психоаналитическое исследование не могло высту­пить, подобно философской системе, с законченной постройкой своих положений, но должно было шаг за шагом добираться до понимания сложной душевной жизни путем аналитического расчленения как нормальных, так и ненормальных явлений. Нам не было надобности дрожать за сохранение высшего в че­ловеке, коль скоро мы поставили себе задачей заниматься изу­чением вытесненного в душевной жизни. Теперь, когда мы от­важиваемся подойти, наконец, к анализу Я, мы так можем от­ветить всем, кто, будучи потрясен в своем нравственном созна­нии, твердил, что должно же быть высшее в человеке: «Оно не­сомненно должно быть, но идеальное Я или сверх-Я, выраже­ние нашего отношения к родителям, как раз и является выс­шим существом. Будучи маленькими детьми, мы знали этих высших существ, удивлялись им и испытывали страх перед ни­ми, впоследствии мы приняли их в себя самих».

Идеальное Я является, таким образом, наследником эдипо­ва комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных libid'ubix судеб его. Выставив этот идеал, Я сумело овладеть эдиповым комплексом и одно­временно подчиниться Оно. В то время как Я является преиму­щественно представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как адвокат внутреннего мира или Оно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и идеалом Я в конечном счете отразят противоречия реаль­ного и психического, внешнего и внутреннего миров.

Все, что биология и судьбы человеческого рода создали в Оно и закрепили в нем,— все это приемлется в Я в форме обра­зования идеала и снова индивидуально переживается им. Вслед­ствие истории своего образования идеальное Я имеет тесней­шую связь с филогенетическим достоянием, архаическим на­следием индивидуума. То, что в индивидуальной душевной жиз­ни принадлежало глубочайшим слоям, становится благодаря образованию идеального Я самым высоким в смысле наших оценок достоянием человеческой души. Однако тщетной была бы попытка локализовать идеальное я, хотя бы только по при­меру Я, или подогнать его под одно из подобий, при помощи ко­торых мы пытались наглядно изобразить отношение Я и Оно. Легко показать, что идеальное Я соответствует всем требо­ваниям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В ка­честве заместителя страстного влечения к отцу оно содержит в

260

себе зерно, из которого выросли все религии. Суждение о соб­ственной недостаточности при сравнении Я со своим идеалом вызывает то смиренное религиозное ощущение, на которое опи­рается страстно верующий. В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запре­ты сохраняют свою силу в идеальном Я, осуществляя в каче­стве совести моральную цензуру. Несогласие между требова­ниями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на отождествлении с другими людьми на основе одинакового идеала Я-

Религия, мораль и социальное чувство — это главное содер­жание высшего человека18 — первоначально составляли одно. Согласно гипотезе, высказанной мной в книге «Totem und Ta­bu», они вырабатывались филогенетически на отцовском комп­лексе; религия и нравственное ограничение — через подавление подлинного комплекса Эдипа, социальные чувства — вследствие необходимости преодолеть излишнее соперничество между чле­нами молодого поколения. Во всех этих нравственных дости­жениях мужской пол, по-видимому, шел впереди; скрещиваю­щаяся наследственность передала это достояние также и жен­щинам. Социальные чувства еще поныне возникают у отдель­ного лица как надстойка над завистливостью и соперничеством по отношению к братьям и сестрам. Так как враждебность не может быть умиротворена, то происходит отождествление с прежним соперником. Наблюдения над кроткими гомосексуали­стами укрепляют предположение, что и это отождествление яв­ляется заменой нежного избрания объекта, кладущего конец аг­рессивно-враждебному отношению17.

С упоминанием филогенезиса всплывают, однако, новые проблемы, от разрешения которых хотелось бы скромно укло­ниться. Но ничего не поделаешь, следует отважиться на попыт­ку, даже если боишься, что она вскроет недостаточность всех твоих усилий. Вопрос гласит: кто в 'Свое время выработал на почве отцовского комплекса религию и мораль — Я дикаря или его Оно? Если это было его Я, почему мы не говорим тогда просто о наследственности в Я? Если же Оно, то насколько это вяжется с характером Оно? Но, может быть, мы не вправе рас­пространять дифференциацию Я, сверх-Я и Оно на столь ран­ние времена? Или же должны честно признаться в том, что вся концепция происходящего в Я ничего не дает для понимания филогенеза и не может быть к нему применена?

Ответим прежде всего на то, что легче всего поддается от­вету. Дифференциацию Я и Оно мы должны признать не толь­ко в первобытном человеке, но и в гораздо более простых су­ществах, так как она является необходимым выражением воз-

11 Наука и искусство здесь оставлены в стороне.

17 Ср.: Massenpsychologie uncl Ich-Analyse. Ober einige neurotische Me­chanism bei Eifersucht. Paranoia uncl Homosexualitat.

261

действия внешнего мира. Сверх-Я мы выводим из тех самых пе­реживаний, которые вели к тотемизму. Вопрос, принадлежал ли этот опыт и достижения Я или Оно, скоро оказывается тож­дественным. Простейшее соображение подсказывает нам, что Оно не в состоянии пережить или испытать внешнюю судьбу иначе, как посредством Я, которое замещает для него внешний

мир. Однако все же нельзя говорить о прямой наследст­венности к Я. Здесь раскры­вается пропасть между реаль­ным индивидуумом и поняти­ем рода. Нельзя также пони­мать разницу между Я и Оно слишком грубо, нельзя забы­вать, что Я есть особая диф­ференцированная часть Оно. Переживания Я вначале, по-видимому, пропадают для на­следственности; если же они обладают достаточной силой

и часто повторяются у многих следующих в порядке рода друг за другом индивидуумов, то превращаются, так сказать, в пере­живания Оно, впечатления которого удерживаются с помощью наследственности. Так, наследственное Оно таит в себе остатки бесчисленных Я-существоваиий, и если Я черпает свое сверх-Я из Оно, то оно, может быть, лишь вновь выводит наружу более старые образования Я, воскрешает их к жизни.

История возникновения сверх-Я делает понятным, что ран­ние конфликты Я с объектными привязанностями Оно могут продолжаться в конфликтах с наследником последних сверх-Я. Если Я плохо удалось подавление комплекса Эдипа, то его энергия обладания, происходящая из Оно, вновь проявится в реактивном образовании идеала Я- Обширная связь этого идеа­ла с бессознательными влечениями объясняет загадку, почему самый идеал может оставаться в значительной степени бессо­знательным и недоступным для Я- Борьба, кипевшая в более глубоких слоях, оказалась не доведенной до конца вследствие быстроты сублимирования и отождествления и продолжается, как на картине Каульбаха «Битва гуннов», в более высокой области.

IV

Два рода влечений

Если расчленение душевного существа на Оно, Я и сверх-Я можно рассматривать как прогресс нашего знания, то оно дол­жно также, как мы уже сказали, оказаться средством к более глубокому пониманию и лучшему описанию динамических от-262

ношений в душевной жизни. Мы уже уяснили себе, что Я нахо­дится под особым влиянием восприятия: выражаясь грубо, можно сказать, что восприятия имеют для Я такое же значе­ние, как влечения для Оно. При этом, однако, и Я подлежит воз­действию влечений, подобно Оно, так как Я является в сущно­сти только модифицированной частью последнего.

Недавно я изложил свой взгляд на влечения в «Ienseits des Lustprinzdps»; этого взгляда я буду придерживаться и здесь, положив его в основу дальнейших рассуждений. Я полагаю, что нужно различать два рода влечений, причем первый род — сек­суальные влечения, или эрос, — значительно заметнее и более доступен изучению. Он охватывает не только подлинное неза­держанное половое влечение и производные от него целесооб­разно подавленные, сублимированные влечения, но также ин­стинкт самосохранения, который мы должны приписать Я и ко­торый мы в начале аналитической работы вполне основательно противопоставили сексуальным влечениям к объектам. Вскрыть второй род влечений стоило нам немало труда; в заключение мы пришли к убеждению, что типичным примером их следует считать садизм. Основываясь на теоретических, подкрепляемых биологией соображениях, выставим гипотезу о влечении к смер­ти, задачей которого является возвращение всех живых орга­низмов в безжизненное состояние, в то время как эрос, все ши­ре охватывая раздробленную на части жизненную субстанцию, стремится усложнить жизнь и при этом, конечно, сохранить ее. Оба влечения иосят в строжайшем смысле консервативный ха­рактер, поскольку оба они стремятся восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни. Таким образом, возникно­вение жизни является с этой точки зрения причиной дальней­шего продолжения жизни, но одновременно также причиной стремления к смерти, а сама жизнь — борьбой и компромиссом между указанными двумя стремлениями. Вопрос о происхожде­нии жизни сохраняет в этом смысле космологический характер, на вопрос же о смысле и цели жизни дается дуалистический ответ.