Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 15 из 97)

Понятия Аристотеля демонстрируют, как мы видели выше, прямую связь с исторически данной реальностью и с действи­тельным ходом событий. Для современной физики недостаточ­но указания на прямую связь с исторической реальностью. Факт, столь важный для аристотелевских понятий, что данный процесс был только однажды, или повторялся часто, или по­вторялся неизменно в ходе истории, практически неприменим к наиболее важным вопросам современной физики. Это обстоя­тельство считается случайным или чисто историческим.

Например, закон падения тел не утверждает, что тела очень часто падают вниз. Он не утверждает, что событие, к которому применима формула S—lf2glz — «свободное, и беспрепятствен­ное падение» тела, происходит регулярно или даже часто в

55

действительной истории мира. Является ли описываемое зако­ном событие редким или частым, не имеет отношения к закону. Действительно, в определенном смысле закон относится к тем случаям, которые никогда не реализуются или реализуются лишь приблизительно в действительном ходе истории. Только в эксперименте, в искусственно созданных условиях имеют место-случаи, приближающиеся к событиям, с которыми имеет дело-закон. Утверждения современной физики, которые часто счита­ются антиспекулятивными и эмпирическими, без сомнения, име­ют значительно меньше эмпирического по сравнению с аристо­телевским эмпиризмом и имеют значительно более творческий характер, чем понятия Аристотеля, непосредственно базирую­щиеся на исторической действительности.

В. В психологии

Здесь мы оказываемся лицом к лицу .перед вопросами, ко­торые как .проблемы действительного исследования и теории сильно повлияли на развитие психологии и которые в значи­тельной степени создали почву для ее современного кризиса.

Понятия психологии, по крайней мере в некоторых решаю­щих отношениях, являются полностью аристотелевскими в сво­ем действительном содержании, хотя во многих отношениях форма их представления и изменилась. Современная борьба и теоретические трудности в психологии во многом, и даже в своих частностях, напоминают трудности, которые достигли вершины в период 'борьбы с аристотелевским способом мышле­ния в физике.

1. Аристотелевские понятия

а) Случайность, индивидуального события. В теоретической

структуре психологии доминирует, так же как это было и в аристотелевской физике, вопрос о регулярности в смысле ча­стоты. Это очевидно в ее непосредственном отношении как к отдельным феноменам, так и к закономерности. Например, если показывают фильм о конкретном инциденте в поведении опре­деленного ребенка, то первый вопрос психолога обычно такой: «А все ли дети поступают так или является ли это, по крайней мере, общим?» И если человек отвечает отрицательно, то пока­занное перестает для психолога представлять научный интерес. Обращать внимание на такой «исключительный случай» кажет­ся ему научно незначимым капризом.

Реальное отношение исследователя к отдельным событиям и проблеме индивидуальных черт, вероятно, наиболее ясно вы­ступает в его исследовательской практике, чем во многих тео­риях. Индивидуальное событие кажется ему случайным, неваж­ным, не имеющим научного значения. Однако это может быть какое-то неординарное событие, какой-то потрясающий случай, что-то, что определило судьбу человека или появление истори-

56 )

чески важной личности Стало обычаем в таких случаях под­черкивать «мистический» характер индивидуальности и само­бытности, попятный только «интуиции» или, во всяком случае, не пауке

Оба этих отношения к конкретному событию приводят к одному и тому же заключению, то, что не повторяется, лежит вне пределов сферы понимания.

б) Закономерность как частота. Почтение, с которым рас­сматривается частота в современной психологии, связано с тем фактом, что до спх пор обсуждается вопрос, является ли, а если да, то в какой степени, психический мир закономерным, гак же как в аристотелевской физике это почтение было свя­зано с неуверенностью в закономерности физического мира. Здесь нет необходимости подробно описывать все превратности, которые претерпел тезис о закономерности психического в фи­лософских дискуссиях. Достаточно вспомнить, что даже теперь еще заметно стремление ограничить применение закона об­ластью некоторых «низших» сфер психических событий. Нам важнее отметить, что область, которая считается закономерной не в принципе, а в действительном психологическом исследова­нии— даже в экспериментальной психологии, 'была расширена очень незначительно. Если психология только очень постепен­но и, колеблясь, пробивалась за пределы сенсорики в область воли и аффекта, то это, конечно, связано не только с техниче­скими трудностями, по в основном с тем фактом, что в этой области действительное повторение, возвращение того же само­го события не может ожидаться. А это повторение остается, как это было и у Аристотеля, в значительной степени базисом для допущения закономерности пли понятности события

Таким образом, любая психология, которая не рассматри­вает закономерность как нечто, свойственное самой природе психического, а следовательно, п всем психическим процессам, даже тем, что происходят только однажды, должна нмегь кри­терий, чтобы решать, как физика Аристотеля, имеет пли нет она дело в каждом отдельном случае с закономерными фено­менами И снова, как в физике Аристотеля, частота нгги повто­ряемость взяты за такой критерий. Свидетельством глуопиы и движущей силы этой связи (между повгорением и закономер­ностью) является то, что она использована для определения эксперимента, научного инструмента, который если прямо не противопоставляется физике Аристотеля, то по крайней море приобрел важность только в относительно позднее время Даже для Вундта повторение было неотъемлемой частью концепции эксперимента. Только в последние годы психология начала от­казываться от этого требования, которое отделяет большую часть психического от экспериментальных исследовании.

Однако, вероятно, еще более важным, чем ограничение экс­периментального исследования, является тот факт, что эта не­померная ценность повторения (т. е. рассматривание частоты

57

как критерия и проявления закономерности) оказывает преоб­ладающее влияние на формирование представлений в психоло­гии, особенно в ее молодых ветвях.

Так же как это происходит в физике Аристотеля, современ­ная детская психология рассматривает как характерные для данного возраста, а психология эмоций как характерные для ' данного выражения те свойства, которые являются общими в группе индивидуальных случаев. Это абстрактное аристотелев­ское понятие класса определяет вид и господствует в процедуре классификации.

в) Класс и сущность. Современная детская психология, а также психология аффектов подтверждают своим примером аристотелевское обыкновение рассматривать абстрактно опре­деленные классы как сущностную природу отдельного объекта и, следовательно, как объяснение его поведения. То, что явля­ется общим у детей определенного возраста, принимается за фундаментальное свойство данного возраста. Факт, что трех­летние дети достаточно часто негативно настроены, рассматри­вается как свидетельство того, что негативизм свойствен при­роде трехлетних, и концепция негативного возраста или стадии тогда рассматривается как объяснение (хотя, возможно, и не­полное) появления негативизма в данном конкретном случае.

Аналогично понятие потребностей, например потребность при голоде или материнский инстинкт, суть не более, чем абст­рактное выделение черт, свойственных группе актов, которые происходят относительно часто. Эта абстракция принимается за обязательный факт поведения и в свою очередь используется для объяснения частого появления инстинктивного поведения, например заботы о потомстве. В сходном положении находится большинство объяснений выражения характера или темпера­мента. Здесь, так же как и во многих других фундаментальных теориях, касающихся способностей, таланта, н в сходных тео­риях, используемых исследователями интеллекта, современная психология в действительности сведена к объяснениям в тер­минах аристотелевских сущностей. Этот тип объяснения'долгое время критиковался как психология способностей и объяснение с порочным кругом, но не 'был заменен никаким другим спосо­бом мышления.

г) Статистика. Классификационный характер концепций и подчеркивание роли частоты методологически проявились в со­временной психологин утверждением о важности статистики. Статистическая процедура, по крайней мере, в ее самом обыч­ном применении в психологии — самое поразительное проявле­ние аристотелевского способа мышления. Чтобы продемонстри­ровать общие черты данной группы фактов, вычисляется сред­нее. Это среднее приобретает ценность образца и используется для характеристики (как умственный возраст) свойств «опреде­ленного» двухлетнего ребенка. Между современной психологи-

58

ей, которая так много работает с числами и графиками, и физикой Аристотеля есть внешнее различие. Но это различие, достаточно типичное, значительно больше является различием в технике выполнения, чем в действительном содержании кон­цепции. По существу, статистический способ мышления, кото­рый является' необходимым следствием1 аристотелевских кон­цепций, очевиден так же, как это мы уже увидели и в физике Аристотеля. Различие заключается в том, что вследствие не­обычайного развития математики и общего научного метода статистическая процедура в психологии стала яснее и отчет­ливее.

В последние годы все усилия психологии по пути дальней­шего уточнения шли в направлении усовершенствования и рас­ширения статистических методов. Эти усилия достаточно оправданы,-так как они показывают решимость достичь адек­ватного понимания всей реальности психической жизни. Но на самом деле они основаны, по крайней мере частично, на амби­циях продемонстрировать научный статус психологии, исполь­зуя как можно больше математику и доводя все вычисления до последнего возможного десятичного знака. .