Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 20 из 97)

Конечно, таким способом аристотелевская позиция только слегка улучшается. Кривая выражает статистическое среднее из большого количества случаев, которое не является обяза­тельным для отдельного случая; и, кроме, того, этот- способ мышления использует вектор независимо от- структуры ситуа­ции.

Конечно, не отрицается, что ситуация по существу опреде­ляет инстинктивное поведение в каждом особом случае, но в от­ношении вопроса о спонтанном поведении ребенка в детских тестах очевидно, что от закона требуется не больше, чем пове­денческое среднее. Такой закон применяется к средней ситуа­ции. Забывается, что как раз не существует такой вещи, как «средняя ситуация», а тем более средний ребенок.

74

Практически ссылка на концепцию «оптимальной» ситуащы идет несколько дальше. Но даже здесь конкретная структура ппуации остается неопределенной: требуется только максимум результатов в определенном направлении.

Однако пи и одном из этих представлений не устранены две фундаментальные ошибки аристотелевского способа мышлы'.ия: векторы, определяющие динамику процесса, все также припи­сываются изолированному объекту, независимо от всей конкрет­ной ситуации; требования, предъявляемые к валидности психо­логических принципов и к пониманию конкретной действитель­ности индивидуального единичного 'Процесса, еще очень недо­статочны.

Этот вывод остается правомерным даже в отношении поня­тий, непосредственно связанных со значением ситуации. Как было отмечено ранее, вопрос, находящийся в центре дискуссии о ситуации, это совсем в аристотелевском смысле вопрос о том, в какой степени ситуация может служить помехой (или способ­ствовать). Ситуация даже считается постоянным объектом, и обсуждается вопрос: что важнее, наследственность или окру­жение? Таким образом, опять на основе понятия о ситуации, взятой абстрактно, проблема динамики рассматривается в фор­ме, которая имеет только статистическое историческое значение. Дискуссия о наследственности и окружении также показывает, даже в своих частностях, насколько эти понятия разделяют объ­ект и ситуацию и выводят динамику из изолированного объекта самого по себе.

Вероятно, лучше всего роль ситуации во всех этих представ­лениях может -быть показана путем ее соотнесения с опреде­ленными изменениями в живописи. Сначала в средневековой живописи, в общем, не <было окружения, а был только пустой (часто золотой) задний план. Даже когда окружение постепен­но появилось, оно обычно состояло из изображения помимо од­ной личности других людей и объектов. И в лучшем случае кар­тина была совокупностью отдельных людей, каждый из кото­рых имел свое независимое существование.

Только позже в живописи появилось пространство: и по­явились иелая ситуация. Эта ситуация как целое стала доми­нировать и каждая отдельная -часть получает свой смысл толь­ко в контексте всей ситуации (например, как у Рембрандта).

4. Начало Галилеевского способа мышления

3 противоположность этим аристотелевским фундаменталь­ным: идеям динамики сейчас в психологии показываются первые ростки Галилеевского способа мышления. Дальше всех в этом отношении продвинулась сенсорная психология.

Сначала даже в сенсорной1 психологии объяснения относи­лись к изолированным единичным восприятиям. Развитие по­следних лет сначала 'Медленно, а потом более быстро вызвало

75

революцию в фундаментальных идеях динамики, показав, что динамика процессов выводится не из отдельных элементов вос­приятия, а из всей структуры. Невозможно .путем рассмотрения элементов определить, что обозначается фигурой в широком смысле этого слова. Далее, вся динамика сенсорных психоло­гических процессов зависит от фона [12] и, кроме того, от структуры всего окружающего поля. Динамика перцепции не может быть понята с помощью абстрактного аристотелевского метода исключения всех случайных ситуаций, но — и этот прин­цип теперь пронизывает все области сенсорной психологии — только путем установления формы определенной структуры в определенном типе окружения.

В последнее время те же самые фундаментальные идеи ди-рамики были распространены! за пределы восприятия и прило­жены к области высших психических процессов — в психологии инстинкта, воли, эмоций и выразительных движений и в гене­тической психологии. Например, бесплодность вечно движущей­ся по кругу дискуссии о наследственности или среды и невоз­можность провести основанное на этой дискуссии разделение характеристик индивидуума 'показывают, что есть что-то лож­ное в основе их фундаментальных предположении. Становится очевидным, что способ мышления, равняющийся на биологиче­скую концепцию фенотипа и генотипа, пытается определить предиспозицию не путем исключения, насколько это возможно, влияния окружения, а учитывая в понятии диспозиции ее -необ­ходимую связь с группой конкретно определенных ситуации.

Таким о'бразом, в психологических областях, являющихся наиболее фундаментальными для >всего поведения живых су­ществ, переход к галилеевскому взгляду на динамику кажется неизбежным. Согласно этому взгляду .векторы диктуются не поведением единичных изолированных объектов, а определя­ются многочисленными связями факторов всей конкретной си­туации в целом, т. е., по существу, .состояниями индивидуума и структуры психологической ситуации в данный момент. Дина­мика процесса всегда должна выводиться из связи конкретной ситуации с конкретным индивидуумом и, поскольку дело каса­ется внутренних сил, из многочисленных .связей различных функциональных систем, которые образуют индивидуума.

Полное выполнение этого принципа, конечно, требует за­вершения задачи, решение которой сейчас только начато, т. е. необходимо 'подходящее представление о конкретной психоло­гической ситуации в соответствии с ее индивидуальными харак­теристиками и связанными с ними функциональными свойства­ми и представление о конкретной структуре психологической личности и о ее внутренних динамических фактах. Вероятно, то обстоятельство, что технически такое конкретное представ­ление не только физической, по и психологической ситуации не может быть выполнено 'без помощи топологии, самой молодой ветви математики, поддерживает психологическую динамику в

76

наиболее важных областях психологии по аристотелевскому способу мышления. Но более важными, чем эти технические вопросы, могут быть общие реальные и философские предполо­жения: слишком слабая научная смелость в вопросе о законо­мерности психического, слишком низкие требования к валидно-сти психологических законов, и тенденция, которая идет рука об руку с этим пристрастием к чистой регулярности, к специ­фическим историко-географическим понятиям.

Случайности исторических процессов преодолеваются не пу­тем исключения из систематического рассмотрения изменяю­щихся ситуаций, а только изучением всей индивидуальной природы конкретного случая. Постоянно надо держать в уме, что общая валидность закона и конкретность индивидуального случая не являются антитезами и что ссылка на всеобщность конкретной целой ситуации должна заменить ссылку на мак­симально возможную историческую коллекцию частых повторе­ний. Методологически это означает, что важность события и его валидность как доказательства не могут оцениваться с помощью частоты его появления. Наконец, для психологии это означает, как это было и в физике, переход от абстрактной про­цедуры классификации к, по существу, конкретному конструк­тивному методу.

Мне кажется, что тот факт, что современная психология не­далека от того времени когда доминирование аристотелевских концепций сменится галилеевским способом мышления про­явится и в более внешнем вопросе, касающемся психологиче­ских исследований.

Одной из характерных черт ранней спекулятивной стадии во всех всех науках является то, что школы, представляющие раз­личные системы, противостоят друг другу до такой степени, ка­кая не существует, например, в современной физике. Когда в современной физике появляется различие в гипотезах, то все равно остается общий базис, который не знаком школам спе­кулятивной стадии Это только внешнее проявление того факта, что концепция поля ввела метод, позволяющий шаг за шагом приблизиться к пониманию. Таким образом, происходит непре­рывный прогресс науки, который постоянно вес более ограни­чивает возможности для всей совокупности различий между различными физическими теориями.

Мне кажется, что во многом показательным является раз­витие школ в современной психологии, приводящее к переходу к подобным процессам в развитии не только в сенсорной, но и во всех областях психологической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cassirer Б. Substanzbegriff und Funktionsbogriff. Untcrsachunger» fiber die Grundfragen der Erkonntniskritik. Berlin, 1910.

2. Koffka K- The growth of the mind: an introduction to child psycho­logy (Trans, by R. M. Ogden). N. Y.: London, 1924.

3. Kohler W, Gestaltprobleme und Anfange einer Gestalttheorie. Berlin, 1924.

4. Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1929.

5. Livy-BnM L. La Mentalite primitive. Paris, 1922 (5th Ed., 1927).

6. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedflrfnis, mit Vorbemerkungen fiber die psychischen Krafte und Energien und die Strukture der Seele. Berlin, 1926.

7. Lewin K- Gesetz und Experiment in der Psychologic. Berlin — Schlachtensee, 1927.