Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 3 из 97)

В конце XIX — начале XX в. были сделаны фундаменталь­ные открытия в физике, химии и других науках. В. И. Вернад­ский говорил о взрыве научного творчества в этот период. «Он отличается тем, что одновременно почти по всей линии науки в корне меняются все основные черты картины космоса, научно построяемого»9. В. И. Ленин писал о «новейшей революции в естествознании» в конце XIX — начале XX в., охватившей об­ласть физико-химических наук. Открытие электронной структу­ры материи, изменения представлений о времени и пространст­ве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели неко­торых физиков к заключению об «исчезновении» материи, не­правомерно интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сде­ланные в науке в предшествующие периоды. В. И. Ленин отме-

7 Бернал Док. Наука и общество. М., 1953. С. 119.

8 Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985. С. 310.

3 Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 235.

10

чал, что сторонники физического идеализма конца XIX — нача­ла XX в. подвергали критике действительные противоречия ме­тафизического механистического материализма, господствовав­шего тогда-в естествознании. Исходя из диалектико-материали-стического понимания процессов познания и объективного мира, Ленин показал, что то описание материи, которое дается но­вейшей физикой, не опровергает материализма старой физики, но меняет прежние ограниченные понятия о материи и свиде­тельствует о более глубоком ее познании. Факт бесконечного развития научного знания пришел на смену представлению о науке как о застывшей системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии одновремен­но с ростом физико-химических наук привели к изменению в по­нимании положения человека в научно создаваемой картине мира. В. И. Вернадский говорил о глубочайшем изменении на­ук о человеке и о их смыкании с науками, о природе как об од­ном из результатов роста физико-химических наук, этого пере­лома научного понимания космоса.

В такой ситуации в области философии и науки психология в начале 10-х годов XX в. вступила в период открытого кризи­са. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить' на которые привела как к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к по­явлению новых направлений исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки. Преобразование представ­лений о природе и развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического экс­перимента, приложения психологических знаний, в том числе экспериментальных методов, к различным областям науки и практики — медицинской, педагогической, области производ­ства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объ­ективных исследований в детской психологии и в зоопсихоло­гии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических осно­вах старой психологии, казавшихся до этого бесспорными. Эти выступления были свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории, которая покоилась на ложно основан­ном субъективно-идеалистическом представлении о психике. Собственно в этом и состояла причина кризиса психологии. «Кризис современной психологии,— говорил Л. С. Выготский,— приведший к понятию о двух психологиях (психологии объясни­тельной и психологии описательной.— А. Ж-), в сущности гово­ря, есть кризис ее методологических основ и является выраже­нием того факта, что психология как наука в своем фактиче­ском продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми ме-

11

тодологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII и начале XIX в.»10.

Таким образом, в обстановке бурного развития эксперимен­тальной психологии, накопления богатого фактического мате­риала, не соответствующего старым догмам о сознании и пси­хофизическом параллелизме, психология подошла к кризису своих исходных позиций и прежде всего концепции сознания. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кри­зиса и было возникновение новых психологических направле­ний, оказавших и продолжающих оказывать большое влияние на современное состояние психологии. Как мы уже отмечали, это были бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, фран­цузская социологическая школа, «понимающая» (описатель­ная) психология. Каждое из этих направлений выступило про­тив традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII—XIX вв.11 Отвлекаясь от второстепенных или частных моментов, основны­ми чертами этой психологии можно считать следующие.

1. Психика отождествляется с сознанием.

2. Область сознания противопоставляется остальным явле­ниям действительности и отделяется от них «пропастью». Воз­никает проблема соотношения психического как идеального ми­ра с материальным миром (психофизическая проблема) и, в частности, психического с физиологическим (психофизиологиче­ская проблема).

3. Субъективный метод интроспекции считается единствен­ным прямым методом в исследовании сознания.

4. Сенсуалистический атомизм и, как следствие этого, меха­ницизм.

5. Индивидуализм, изучение явлений сознания в пределах индивидуального сознания, которому они непосредственно даны.

6. Бытие психики исчерпывается ее данностью, переживае­мой в сознании. Феномены, выступающие в переживании субъ­екта, выдаются за адекватную и полную картину сознания.

Каждое из новых направлений выступало по преимуществу против одного из этих моментов, Фрейд разрушил представле­ние, в соответствии с которым психическое отождествлялось с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержании со­знания. Он подверг анализу факты бессознательной психиче­ской деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека, в сновидениях и неврозах; он говорил о глу­бинном строении психики, в котором сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой. Тем самым Фрейд поставил под сомнение и возможности самонаблюдения. Поэтому главной за-

10 Выготский Л, С. Развитие высших психических функций. С, 474.

11 См. дб этом статью Э. Боринга в настоящем издании. 12

дачей для него стало найти приемы, открывающие область бес­сознательного, позволяющие проникнуть к бессознательным слоям психики. В общей форме эта задача решалась Фрейдом путем анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (опи­сок, оговорок, очиток, затеривания и т. п.), невротических симп­томов и затем последующего их истолкования (в значительной мере по аналогии с содержанием и символикой сказок, мифов, острот из фольклора и т. п.). Однако методы Фрейда хотя и имеют дело с объективными феноменами, но лишены строгой научности и доказательности.

Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъ­ективности предмета классической психологии и метода интро­спекции. Бихевиоризм требовал объективного подхода не к яв­лениям сознания, непосредственно недоступным объективному наблюдению, а к поведению. Бихевиоризм в острой форме вы­двинул проблему объективности в психологии.

Французская социологическая школа выступила против ин­дивидуализма ассоцианистической психологии с идеями о пер­вично социальной природе человеческой психики и о ее каче­ственном изменении в процессе исторического развития общест­ва. Другую интерпретацию эти идеи (о зависимости психики от общества) нашли в духовно-научной психологии В. Дильтея и затем Э. Шпрангера. Но, подобно социологической школе, они рассматривали сознание человека в отрыве от его реальной практической деятельности. По мнению Дильтея и Шпрангера, изучение сознания невозможно с помощью объясняющих мето­дов, сложившихся в естествознании, в частности эксперимен­тального метода Вупдта. Для психологии как одной из наук о духе Дильтей предлагает особый научный метод, который он обозначил как «понимание» целостного по своей природе созна­ния путем его отнесения к объективным общественным явлени­ям и видам человеческой деятельности: искусству, науке, эко­номике и т. д. Хотя по методу эта психология воскрешает спе­кулятивные направления в психологии, она внесла в зарубеж­ную психологическую мысль новук) большую идею историзма.

Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психо­логии выступила целостная психология — большое течение, име­ющее ряд вариантов (описательная психология тоже является одним из направлений целостной психологии). Особенно пло­дотворное влияние имела берлинская школа гештальтпсихоло-гии. Ее выдающиеся представители М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин «...создали учение о мышлении и восприя­тии, основанное на большом количестве конкретных фактов»12, разработали основы экспериментального подхода к проблемам аффектов, воли, потребностей.