Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 90 из 97)

Насколько иначе обстоит дело со связью наших побуждений и чувств, составляющей второй основной предмет расчленения отдельных областей душевной жизни! И однако, тут мы видим перед собой подлинный центр душевной жизни. Поэзия всех времен находит здесь свои объекты; интересы человечества по­стоянно обращены в сторону жизни чувств; счастье и несчастье человеческого существования находятся в зависимости от нее. Поэтому-то психология XVII в., глубокомысленно направившая свое внимание на содержание душевной жизни, и сосредоточи-

1 Ср. вышеуказанную статью Дильтея о реальности внешнего мира. 334

лась на учении о чувственных состояниях, ибо это и 'были ее аффекты. Но насколько важны и центральны эти состояния, нас только упорно они противостоят расчленению. Наши чувства по большей части сливают в общие состояния, в которых от­дельные составные части становятся уже неразличимыми. При сложившихся условиях наши побуждения выражаются в кон­кретном, ограниченном в своей длительности, определенном в своем объекте стремлении, не доходя, однако, как таковые до нашего сознания, т. е. как побуждения, проникающие и охваты­вающие в своей длительности каждое такое стремление и же­лание. И те п другие, т. е. и чувства и побуждения, не могут быть произвольно воспроизведены или доведены до сознания. Возобновлять душевное состояние мы можем только таким нутом, что экспериментально вызываем в сознании тс условия, при которых это состояние возникает. Из этого следует, что паши определения душевных состояний не расчленяют их содер­жания, а лишь указывают на условия, при которых наступает данное душевное состояние. Такова природа всех определений-душевных состояний у Спинозы и Гоббса. Поэтому нам надле­жит прежде всего усовершенствовать методы этих мыслителей. Определения, точная номенклатура и классификация состав­ляют первую задачу описательной психологии в этой области. Правда, в изучении выразительных движений и символов пред­ставлений для душевных состоящий открываются новые вспомо­гательные средства; по в особенности сравнительный метод,, вводящий более простые отношения чувств и побуждений жи­вотных и первобытных народов, иозволяет выйти за пределы антропологии XVII в. Но.даже применение этих вспомогатель­ных средств не дает прочных точек опоры для объяснительного метода, стремящегося вывести явления данной области из огра­ниченного числа однозначно определяемых элементов. < ... >

Третья основная связь в нашей душевной жизни образуется из волевых действий человека. Здесь анализ вновь обретает вер­пую путеводную нить в постоянных соотношениях. Ему предсто­ит прежде всего определить понятия постановки цели, мотива, отношений между целью и средствами, выбора и предпочтения, а затем развить отношения этих понятий между собой. За этим следует анализ отдельного волевого действия. < ... > При этом искусство описательной психологии состоит в том, что предме­том для расчленения она берет (развившийся уже процесс, в ко­тором составные части яснее всего выступают наружу. В рас­членении этом строго разделяются мотив, цель и средства. Про­цесс выбора или предпочтения ясно сознается во внутреннем восприятии. Кроме того, наши целевые действия отчасти выяв­ляются наружу и таким образом объективируются для нас. Волевое действие вытекает из общего уклада жизни наших чувств и побуждений. В нем заключается намерение внести изменения в эту жизнь. Таким образом, он заключает в себе некоторого рода представления о щели. Упомянутое намерение

335

либо направляется на достижение намеченной цели во внешнем мире, либо оно отказывается от того, чтобы путем внешних действий изменить уклад сознания, и стремится прямо произве­сти внутренние изменения в душевной жизни. Тот момент, когда дисциплина внутренних волевых действий возымеет власть над человеком, составляет эпоху в его религиозно-нравственном раз­витии. Поскольку же внутренний процесс или состояние могут •стать фактором волевого решения, постольку они являются и мотивом.

Уже во время взвешивания мотивов с представлением цели связывается представление о средствах. Если из стремления к изменению положения вытекает одно или несколько представ­лений о цели, то в душе возникают проверка, выбор, предпоч­тение, и наиболее подходящее представление цели, средства к достижению которой вместе с тем доступнее 'всего, становится моим волевым решением. Тогда наступают опять проверка, вы­бор и решение относительно всех имеющихся в распоряжении средств к достижению этой цели.

Анализ волевых действий человека «е может, однако, огра­ничиться расчленением отдельного волевого действия. Подобно тому как в области интеллекта единичная ассоциация или еди­ничный мыслительный акт не составляют главного предмета анализа, так не составляет его в области практической единич­ное волевое решение. Тщательный анализ отдельных волевых действий как раз и приводит к нахождению зависимости их от приобретенной связи душевной жизни, обнимающей как основ­ные отношения наших представлений, так и постоянные опреде­ления ценностей, навыки нашей воли и господствующие целе­вые идеи <и содержащей, таким образом, правила, которым, хотя мы часто этого и не сознаем, наши действия 'подчиняются. Та­ким образом, эта связь, постоянно воздействующая на отдель­ные волевые действия, составляет главный предмет психологи­ческого анализа человеческой воли. Мне нет надобности вызы­вать в сознание всю связь моих профессиональных заданий для того, чтобы, сообразно настоящему положению их, подчинить этой связи то или иное действие,— намерение, содержащееся в этой связи задач, продолжает действовать, хотя я и не довожу его до своего сознания. При этом во всяком насыщенном -куль-турными соотношениями сознании перекрещиваются разнооб­разные целевые связи. Они могут никогда не присутствовать одновременно в 'сознании. Для того чтобы оказать свое дейст­вие, каждое из них вовсе не должно непременно находиться в сознании. Но они — не вымышленные фиктивные сущности. Они — психическая действительность. Лишь учение о приобре­тенной связи душевной жизни, действующей, не будучи отчет­ливо сознанной, и включающей в себя другие связи, может сделать понятным такое -положение вещей. Рядом с этим посто­янством волевой 'Связи можно поставить единообразие этой связи в отдельных индивидах. Так возникают основные формы 336

юловсчсской культуры, в которых объективируется постоянная

и единообразная воля Формы эти составляют выдающийся обьск! для анализа, направленного па элементы воли и соеди­нения их Мы изучаем природу, законы и связь наших волевых денетвпй на внешнем устройстве общества, на хозяйственном и правовом порядке. Тут мы имеем такую же объективацию свя*сй в нашем практическом поведении, какую мы находим в числе, во времени, в пространстве и прочих формах нашего по­знания мира в нашем восприятии, представлении и мышлении. Отдельное волевое действие в самом индивиде является лишь выражением длительного направления воли, которое может за­полнить целую жизнь, хотя и не сознается нами постоянно. Ибо характер мира практического в том и состоит, что им управляют длительные отношения, переходящие от индивида к индивиду, не зависящие от движения воли в отдельные момен­ты и сообщающие практическому миру его прочность. Как в области интеллекта, так и в области практической анализ дол­жен быть направлен на эти длительные соотношения.

Остается еще указать лишь на то, что этот описательный и анализирующий метод дает также основу для постижения от­дельных форм душевной жизни, различий полов, национальных характеров, вообще главных типов целевой человеческой жиз­ни, а также типов индивидуальностей.

Глава пятая Отношение между объяснительной и описательной психологией

{ . . > Представители объяснительной психологии будут с пол­ным основанием отстаивать то положение, что испытание и про­ведение какой-нибудь гипотезы в более или менее широкой об­ласти явлений есть важнейший метод психологического преуспе­вания. Ибо там, где опыт не дает уже никакой связи в распо­ряжение психолога, где он не дает уже возможности провести соединение и разграничение, где нельзя добыть эту связь из многообразия отдельных случаев как господствующее правило, там наблюдение, сравнение, эксперимент и анализ должны быть направлены к определенной цели при посредстве гипотезы. Од­нако сторонники объяснительного метода не станут утверждать, что в настоящее время какая-либо одна гипотеза может пред­почтительно перед другими претендовать на то, чтобы раскрыть нам подлинные объяснительные основы душевной жизни По­этому описательная психология со своей стороны вправе наста­ивать па том, что ни одна существующая в настоящее время объяснительная психология не может быть положена в основу паук о духе < . }

<. > Необходима и возможна психология, кладущая в ос­нову своего развития описательный и аналитический методы и лишь во вторую очередь применяющая объяснительные коист-

12—221 337

рукции. (...) Она будет основанием наук о духе, подобно* тому как математика — основа естествознания. Именно в этом здоровом взаимодействии с опытными науками о духе она разо­вьется всесторонне. Путем установления точных определений и номенклатуры она постепенно введет общую научную термино­логию.

Цель изучения психических явлений — познание их связи. Свявь же эта посредством внутреннего опыта дается нам в от­ношениях действования как связь живая, свободная историче­ская. Она является общей предпосылкой, при которой для на­шего восприятия и мышления, для фантазии и действия ста­новится вообще возможным установление связи. Связь чувстви­тельного восприятия не вытекает из чувственных раздражений, в ней соединенных. Таким образом, она возникает лишь из жи­вой, единой деятельности в нас, которая в свою очередь сама является связью. Процессы нашего мышления состоят из такого-же живого объединения. Сравнение, связывание, разделение, слияние всюду поддерживаются психической жизненностью. В пределах дискурсивного 'мышления в эти элементарные про­цессы вступает отношение между субъектом и предикатом, вещью, свойством и действием, субстанцией и причинностью,, причем это отношение возникает из внутреннего опыта. < ... ) Всякая связь, видимая нашим восприятием и устанавливаемая нашим мышлением, вытекает из собственной внутренней жиз­ненности. < ... >