Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 76 из 97)

Само содержание коллективных понятий свидетельствует о том же. Почти нет слов, даже в употребляемом нами словаре, смысл которых не простирался бы более или менее далеко за пределы нашего личного опыта. Часто термин выражает вещи, которых мы никогда не воспринимали, опыты, которых мы ни­когда не производили или свидетелями которых мы никогда не были. Даже тогда, когда мы знакомы с некоторыми из объек­тов, к которым термин относится, эти объекты являются лишь отдельными экземплярами, иллюстрирующими идею, но сами по себе никогда не могли бы быть достаточной причиной ее воз­никновения. Язык, следовательно, заключает более чем индиви­дуальное знание, это целая наука, в выработке которой я не уча­ствовал и которую я едва ли в состоянии вполне себе усвоить.

Кто из нас знает все слова языка, на котором он говорит, и всевозможные значения каждого слова?

Последнее замечание объясняет, в каком смысле мы гово­рим, что концепты суть коллективные представления. Они общи целой социальной группе, но не потому, что составляли прос­тую среднюю величину из соответственных индивидуальных представлений; ибо в таком случае они были бы беднее содер­жанием, чем эти последние, между тем как в действительности они по богатству выражаемого ими знания далеко превосходят' знание среднего индивида. Это не абстракции, которые имели бы реальное бытие лишь в индивидуальном сознании, а пред­ставления, столь же конкретные, как те, какие индивид может выработать из своего личного опыта. Если фактически концеп­ты всего чаще являются общими идеями, если они большей частью выражают категории и классы, а не отдельные предме-

23 Может быть, возразят па это, что часто у индивида, в силу простого повторения, способы действия или мышления фиксируются и кристаллизуются в форму привычек, нелегко изменяемых; но привычка есть лишь тенденция автоматически повторять акт или идею всякий раз, как только даны один и тс же условия, ее вызывающие. Привычка не предполагает предварительного существования обязательных типов мышления или действия. Только тогда, когда такие нормы уже установились, можно и должно предполагать соот­ветствующее общественное воздействие на индивида.

285

ты, то это происходит потому, что единичные и изменчивые чер­ты явлений интересуют общество очень редко; в силу своей об­ширности, своих размеров оно может быть возбуждаемо лишь общими и постоянными свойствами вещей.

Вот это именно и создает ценность для нас коллективной мысли. Если концепты были бы лишь общими идеями, они ие обогащали бы особенно познание, ибо общее, как мы уже ука­зывали, не содержит в себе ничего, чего не было бы в частном. Если же это прежде всего коллективные представления, то они прибавляют к тому, что мы извлекли из нашего личного опыта, всю ту мудрость и знание, которые общественная группа нако­пила и сберегла в течение веков. Мыслить концептами не значит просто видеть реальное с наиболее общей стороны, а аначит бросать на ощущение свет, который его выдвигает в нашем со­знании, проникает насквозь и преобразует. Понимать вещь — значит в одно и то же время схватить или определить ее суще­ственные элементы и отнести их к известной совокупности ве­щей, ибо каждая цивилизация имеет характеризующую ее орга­низованную систему концептов.

По отношению к этой системе индивидуальный ум находится в том же положении, в каком стоит vouc; Платона по отноше­нию к миру идей. Он пытается усвоить себе эти понятия, ибо нуждается в них, чтобы сообщаться с себе подобными; но это усвоение всегда остается несовершенным. Каждый из нас судит о них по-своему. В этой системе идей есть такие, которые цели­ком ускользают от нас и остаются вне нашего поля зрения; дру­гие же открываются нам лишь с известных сторон. Есть и та­кие идеи — и их немало,— которые мы извращаем, мысля их, и это потому, что, будучи коллективными по своей природе, они не могут индивидуализироваться без ретуширования, изменения, а следовательно, и извращения. Отсюда происходит то, что мы плохо понимаем друг друга и часто даже без всякого намере­ния употребляем одни и те же слова, но, не придавая им оди­накового смысла, вводим друг друга в заблуждение.

Теперь уясняется, какая доля принадлежит обществу в гене­зисе логической мысли. Последняя возможна лишь с момента, когда человек, сверх беглых представлений, которыми он обя­зан чувственному опыту, достигает понимания целого мира ус­тойчивых идеалов, общих множеству умов. Мыслить логиче­ски— это на самом деле мыслить в той или другой мере безлич­ным способом или еще мыслить sub specie aeternitatis. Безлич­ность и устойчивость — таковы два характеристических призна­ка истины. А логическая жизнь, очевидно, предполагает, что че­ловек знает, хотя бы только смутно, что существует истина, от­личная от чувствительных видимостей. Но каким образом мог он дойти до такого вывода? Обыкновенно думают, что это слу­чилось с ним, лишь только он открыл глаза на мир. Однако в непосредственном опыте нет ничего, что могло бы оправдать та­кое заключение; здесь все противоречит ему. Поэтому дитя и 286

животное даже не подозревают указанного выше различия. Ис­тория, сверх того, показывает, что нужны были века для выяв­ления и утверждения такого понимания истины. В нашем за­падном мире оно было ясно осознано со всеми своими послед­ствиями лишь начиная с эпохи великих мыслителей Греции; и, когда, наконец, оно было достигнуто, событие это показалось чудом, что Платон и высказал на своем великолепном языке. Но ранее выражения своего в философских формулах, то же по­нимание уже существовало в виде смутного чувства. Чувство это философы только очистили, а не создали. Размышлять над ним и анализировать его они могли, лишь приобретя его, а дело идет именно о том, откуда оно произошло, из какого опыта оно зародилось. Мы утверждаем, что из коллективного. Именно в виде мысли коллективной пробудилась впервые в человечестве безличная мысль; по крайней мере, другого источника последней мы указать не можем. Только в силу существования общества существует кроме ощущений и индивидуальных образов и сис­тема представлений, обладающих прямо чудесными свойства­ми: с помощью их люди понимают друг друга и одни умы про­никают в другие. Пользуясь ими, индивид, по крайней мере смутно, догадывается, что над его частными представлениями возвышается мир понятий — типов, которым он подчиняет свои личные идеи; перед его изумленными взорами открывается ду­ховное царство, к которому он причастен, но которое превосхо­дит его. Это — первая интуиция царства истины. Несомненно, что с того момента, когда индивид столкнулся с этим новым ду­ховным миром, он приступил и к исследованию его сокровенной природы. Он пытался найти причины явных преимуществ этих выдающихся представлений и в той мере, в какой полагал, что открыл эти причины, старался использовать их с той целью, чтобы своими собственными силами вывести заключающиеся в. них следствия; другими словами, он присвоил себе право тво­рить концепты. Таким именно путем и индивидуализировалась способность понимания.

Могут возразить, что мы рассматриваем концепт лишь с од­ной из его сторон, что он имеет не одну только роль удостове­рять согласие умов друг с другом, но также, и даже более, их согласие с природой вещей. По-видимому, концепт имеет пра­во существовать лишь под условием быть истинным, т. е. объ­ективным, и его безличность должна быть лишь простым след­ствием его объективности. Умы должны иметь общение в самих вещах, мыслимых, насколько возможно, адекватно. Мы не отри­цаем того, что эволюция концептов в одной своей части проис­ходила именно в этом смысле. Понятие, которое вначале счита­лось за истинное, потому что оно было коллективным, постепен­но делалось коллективным лишь под условием признания его истинным.

Не следует, впрочем, терять из виду, что теперь еще боль­шая часть обслуживающих нас концептов методически не обос-

287

нована; мы их берем из общего языка, т. е. из коллективного опыта, не подвергая их никакой предварительной критике. По­нятия, научно выработанные и критически проверенные, всегда составляют слабое меньшинство. Более того, между ними и те­ми, которые получают весь свой вес и авторитет лишь в силу своей коллективности, существует только различие в степени. Коллективное представление потому уже, что оно коллективно, заключает в себе достаточную гарантию объективности. Если бы оно было несогласно с природой вещей, оно не могло бы полу­чить обширную и продолжительную власть над умами. В сущ­ности, то, что создает доверие, внушаемое научными идеями, сводится всегда к возможности методически проверять их. Кол­лективное же представление, в силу необходимости, подвергается бесконечно повторяющейся проверке: те, кто соглашается с ним, проверяют его своим собственным опытом. Оно, следовательно, не может быть вполне неадекватным своему объекту. Правда, оно может выражать его посредством несовершенных символов, но ведь и научные символы всегда лишь приблизительны.

И обратно, даже когда они созданы по всем правилам нау­ки, концепты черпают свой авторитет далеко не из одной объек­тивной ценности своей. Для того чтобы им верили, мало одной их истинности. Если они не согласованы с другими верования­ми, мнениями и вообще с совокупностью коллективных пред­ставлений, они будут упорно отрицаться. Если в настоящее время достаточно, чтобы на них стоял штемпель науки для то­го, чтобы их принимали, так сказать, в кредит, то это лишь по­тому, что мы слепо верим в науку. Но такая вера ничем суще­ственно не отличается от веры религиозной. Ценность, которую мы приписываем науке, зависит в конце концов от представле­ния, которое мы коллективно создаем себе о ее природе и о ее роли в жизни. Поэтому все в социальной жизни, даже сама наука, покоится на общественном мнении. Несомненно, можно взять мнение в качестве объекта изучения и создать этим путем особую науку; в этом преимущественно и состоит задача социо­логии. Но наука о мнении не творит мнения; она только осве­щает его и делает его более сознательным. Правда, этим путем она может привести и к перемене мнения, но знание продолжа­ет зависеть от мнения и тогда, когда ему кажется, что оно дает ему свой закон; ибо лишь из мнения оно получает силу, необхо­димую для того, чтобы действовать на мнение.