Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 66 из 97)

В другом месте4 я уже указывал, что "действительное раз-

3 Jenseits des Lustrincips.

4 Das Unbewuflte Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse. III. 1905 (а также: Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre. 4 Folge. 1918).

248

личие между бессознательным и предсознательиым представ­лением (мыслью) заключается в том, что первое совершается при помощи материала, остающегося неизвестным (непознан­ным), в то время как второе (vbw) связывается с представле­ниями слов. Здесь впервые сделана попытка дать для системы vbw и ubw такие признаки, которые существенно отличны от признака отношения их к сознанию. Вопрос: «Каким образом что-либо становится сознательным?» целесообразнее было бы облечь в такую форму: «Каким образом что-нибудь становится предсознательным?» Тогда ответ гласил бы так: «Посредством соединения с соответствующими словесными представлениями».

Эти словесные представления суть следы воспоминаний; они были когда-то восприятиями и могут, подобно всем остальным следам воспоминаний, стать снова сознательными. Прежде чем мы успеем углубиться в обсуждение их природы, нас осеняет новая мысль: сознательным может стать лишь то, что некогда уже было сознательным восприятием; за исключением чувств, все, что хочет стать внутренне сознательным, должно пытаться перейти во внешнее восприятие. Последнее возможно благода­ря следам воспоминаний.

Следы воспоминаний мы мыслим пребывающими в системах, которые непосредственно примыкают к системе воспринимаемо­го сознательно, так что их содержание легко может быть пере­несено изнутри на элементы этой системы. Здесь тотчас же приходят на ум галлюцинации и тот факт, что самое живое вос­поминание все еще отличается как от галлюцинаций, так и от внешнего восприятия, однако не менее быстро мы находим вы­ход в том, что при возникновении какого-либо воспоминания его содержание остается заключенным в системе воспоминания, в то время как неотличимая от восприятия галлюцинация мо­жет возникнуть и в том случае, если ее содержание не только переносится от следов воспоминаний к элементу восприятия, но -всецело переходит в последний.

Остатки слов происходят главным образом от слуховых вос­приятий, благодаря чему для системы vbw дано как бы особое чувственное происхождение. Зрительные элементы словесного представления можно как второстепенные, приобретенные по­средством чтения, оставить пока в стороне, так же как и двига­тельные образы слова, которые, если исключить глухонемых, имеют значение вспомогательных знаков. Слово в конечном итоге есть все же остаток воспоминания услышанного слова.

Однако нам не следует, ради упрощения, забывать о значе­нии зрительных следов воспоминания — не слов, а предметов — или отрицать возможность осознания процессов мысли путем возвращения к зрительным следам, что, по-видимому, является преобладающей формой у многих. О своеобразии такого зри-

тельного мышления мы можем получить представление, изучая

сновидения и предсознательные фантазии по наблюдениям Va-rendonck'a. Выявляется, что при этом сознается пренмущест-

249

венно конкретный материал мысли, что же касается отношении, особенно характеризующих мысль, то для них зрительное вы­ражение не может быть дано. Мышление при помощи зритель­ных образов является, следовательно, лишь очень несовершен­ным процессом сознания.

Этот вид мышления, в известном смысле, стоит ближе к бес­сознательным процессам, нежели мышление при помощи слов, и как онто-, так и филогенетически, бесспорно, древнее его.

Возвращаясь к нашему аргументу, мы можем сказать: если таков именно, путь превращения чего-либо бессознательного в предсознательное, то на вопрос: «Каким образом мы делаем вытесненное предсознательным?»— следует ответить: «Созда­вая при помощи аналитической работы упомянутые предсозна-тельные посредствующие звенья». Сознание остается на своем месте, но и бессознательное не поднимается до степени созна­тельного.

В то время как отношение внешнего восприятия к Я совер­шенно очевидно, отношение внутреннего восприятия к Я требу­ет особого исследования. Отсюда еще раз возникает сомнение в правильности допущения, что все сознательное связано с по­верхностной системой воспринятого сознательного (W—Bw).

Внутреннее восприятие дает ощущения процессов, происхо­дящих в различных, несомненно, также глубочайших слоях ду­шевного аппарата. Они мало известны, и лучшим их образцом может служить ряд удовольствие — неудовольствие. Они пер­вичнее, элементарнее, чем ощущения, возникающие извне, и мо­гут появляться в состояниях смутного сознания. О большом эко­номическом значении их и метапсихологическом обосновании этого значения я говорил в другом месте. Эти ощущения лока­лизованы в различных местах, как и внешние восприятия, они могут притекать с разных сторон одновременно и иметь при этом различные, даже противоположные, качества.

Ощущения, сопровождающиеся чувством удовольствия, не содержать в себе ничего побуждающего к действию, наоборот, ощущения неудовольствия обладают этим свойством в высокой степени. Они побуждают к изменению, к совершению движе­ния, и поэтому мы рассматриваем неудовольствие как повыше­ние энергии, а удовольствие — как понижение ее. Если мы на­зовем то, что сознается как удовольствие и неудовольствие, ко­личественно-качественно «иным» в потоке душевной жизни, то-возникает вопрос: может ли это «иное» быть осознанным в том месте, где оно находится, или оно должно быть доведено до системы воспринятого сознательного (W)?

Клинический опыт решает в пользу последнего предположе­ния. Он показывает, что это «иное» проявляется как вытеснен­ное побуждение. Оно может развить движущую силу без того, чтобы Я заметило какое-либо принуждение. Лишь сопротивле­ние принуждению и задержка устраняющей реакции приводят к осознанию этого «иного» как неудовольствия. Подобно иапря-260

жению потребностей, может быть бессознательной также и боль, которая представляет собой нечто среднее между внеш­ним и внутренним восприятием и носит характер внутреннего восприятия даже в том случае, когда причины ее лежат во внешнем мире. Поэтому остается верным, что ощущения и чув­ства также становятся сознательными лишь благодаря сопри­косновению с системой восприятия (W), если же путь к ней прегражден, они не осуществляются в виде ощущений, хотя со­ответствующее им «иное» в потоке возбуждений остается тем же. Сокращенно, но не совсем правильно мы говорим тогда о бессознательных ощущениях, придерживаясь аналогии с бессо­знательными представлениями, хотя эта аналогия и недоста­точно оправдана. Разница заключается в том, что для приведе­ния в сознание бессознательного представления необходимо •создать сперва посредствующие звенья, в то время как для ощу­щений, притекающих в сознание непосредственно, такая необ­ходимость отпадает. Другими словами, разница между Bw и Vbw для ощущений не имеет смысла, так как Vbw здесь исклю­чается: ощущения либо сознательны, либо бессознательны. Да­же в том случае, когда ощущения связываются со словесными представлениями, их осознание не обусловлено последними: они становятся сознательными непосредственно.

Роль представлений слов становится теперь совершенно яс­ной. Через их посредство внутренние процессы мысли стано­вятся восприятиями. Таким образом, как бы подтверждается положение: всякое значение происходит из внешнего восприя­тия. При осознании (Oberbesetzung) мышления мысли действи­тельно воспринимаются как бы извне и потому считаются ис­тинными.

Разъяснив взаимоотношение внешних и внутренних воспри­ятий и поверхностной системы воспринятого сознательного (W—Bw), мы можем приступить к построению нашего пред­ставления о Я. Мы видим его исходящим из системы восприя­тия (W), как из своего ядра-центра, и в первую очередь охва­тывающим Vbw, которое соприкасается со следами воспомина­ний. Но, как мы уже видели, Я тоже бывает бессознательным.

Я полагаю, что здесь было бы очень целесообразно последо­вать предложению одного автора, который из личных сообра­жений напрасно старается уверить, что ничего общего с высо­кой и строгой наукой не имеет. Я говорю о G. Groddeck'e5, не­устанно повторяющем, что то, что мы называем своим Я, в жизни проявляется преимущественно пассивно, что в нас, по его выражению, «живут» неизвестные и неподвластные нам си­лы. Все мы испытывали такие впечатления, хотя бы они и не овладевали нами настолько, чтобы исключить все остальное, и я открыто заявляю, что взглядам Groddeck'a следует отвести

s Qrcddeck G. Das Buch vora Es. International., Psychoanalitischcr Vcr-lag, 1923.

251

надлежащее место в науке. Я предлагаю считаться с этими взглядами и назвать сущность, исходящую из системы W и пре­бывающую вначале предсознательной, именем Я, а те другие-области психического, в которые эта сущность проникает и ко­торые являются бессознательными, обозначить, по примеру Groddeck'a6, словом Оно.

Мы скоро увидим, можно ли извлечь из такого понимания какую-либо пользу для описания и уяснения. Согласно пред­лагаемой теории индивидуум представляется нам как непоз­нанное и бессознательное Оно, которое поверхностно охвачено-Я, возникшим как ядро из системы W. При желании дать гра­фическое изображение можно прибавить, что Я не целиком ох­ватывает Оно, а покрывает его лишь постольку, поскольку си­стема W образует его поверхность, т. е. расположено по отно­шению к нему примерно так, как зародышевый кружок распо­ложен в яйце. Я и Оно не разделены резкой границей, и вместе-с последним Я разливается книзу.

Однако вытесненное также сливается с Оно и есть только-часть его. Вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено только от Я; с помощью Оно ему открывает­ся возможность связаться с Я. Ясно, что почти все разграни­чения, которые мы старались описать на основании данных патологии, относятся только к единственно известным нам по­верхностным слоям душевного аппарата. Для избражения этих отношений можно было бы набросать рисунок (с. 262), конту­ры которого служат лишь для наглядности и не претендуют на какое-либо истолкование. Следует, пожалуй, прибавить, что Я» по свидетельству анатомии мозга, имеет «слуховой колпак» только на одной стороне. Он надет на него как бы набекрень.