Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 93 из 97)

Если же в противоположность этому описательному методу попытаться создать объяснительную теорию, стремящуюся про­никнуть по ту сторону внутреннего опыта, то совокупность од­нозначно определяемых внутрипсихических элементов окажется недостаточной для разработки проблемы; поэтому сторонники объяснительной психологии, ограничивающиеся подобными пси­хическими элементами в их конструкциях, обычно обходят уче­ние о развитии душевной жизни. Объяснительная психология либо должна вставить человеческое развитие во всеобщую мета­физическую связь, либо должна стремиться постичь его во все­общей связи природы. Научную же обработку истории челове­ческого 'развития остается еще создать. Ей предстояло бы изу­чить влияние трех классов условий: телесного развития, влияний физической среды и окружающего духовного мира. В том Я, ко­торое при этих условиях развертывается, нужно уловить отно­шения душевной структуры из отношений целесообразности и ценности жизни к прочим моментам развития,— уловить, как из этих соотношений выделяется господствующая связь души, «че­канная форма, которая живет и развивается», т. е. это значит нарисовать картины возрастов жизни, в связи которых состояло это развитие, и -совершить анализ различных возрастов по фак­торам, их обусловливающим. Детство, когда из структуры ду­шевной жизни может быть выведена игра как необходимое про-

345

явление жизни. Утренняя заря, когда выси и дали еще окутаны дымкой; все бесконечно, границы ценностей не испытаны, над всей действительностью дуновение бесконечности; в первичной независимости н в свежей подвижности всех душевных побуж­дений, со всем будущим впереди, складываются идеалы жизни. Затем, в противоположность этому, в старческом возрасте ду­шевный облик властно господствует, между тем как телесные органы становятся немощными: смешанное и затихшее наджиз-ненное настроение, вытекающее из господства много в себе по­работавшей души над отдельными состояниями духа; это и со­общает особую возвышенность художественным произведениям, созданным в старости, как Девятая симфония Бетховена или заключение гётевского Фауста. <. . .>

Глава девятая Изучение различий душевной жизни. Индивид

<.. .> Индивидуальность <. ..) возникает из различий путем сплетения их в единое подчиненное целесообразности целое. Она не прирождена <&bsol; . .>, а складывается лишь в процессе развития. <.. .) Второе условие повышения индивидуальности в обществе заключается во всем, что способно облегчить это сплетение в единое подчиненное целесообразности целое. <.. .>

Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882—1963)—немецкий философ, психолог, педагог. Профессор в Лейпциге (с 1918 г.), Берлине (с 1920 г.), Тюбингене (с 1946 г.).

Развивал идеи структурной психологии, делал ударение па целостную психическую жизнь как уникальную структуру, которая не сводится к эле­ментарным процессам. «Психология как наука о духе» Э. Шпрангера явля­ется дальнейшим развитием описательной психологии В. Дилиея, учеником которого он был. По мнению Шпрангера, понимание индивида возможно на основе его отношения к историческому окружению — явлениям культуры. Выделяя шесть основных человеческих ценностей, Шпраигер развивал пред­ставления (в своей главной философской и психологической работе «Формы жизни», 1914) о шести идеальных культурных типах человека: теоретическом человеке, экономическом, эстетическом, социальном, политическом, религиоз­ном.

Большое влияние на немецкую педагогику оказала книга Э. Шпрангера «Психология юношеского возраста» (1924; в 1958 г. вышла 28-м изданием).

Э. Шпрангер является автором разносторонних работ по вопросам исто­рии европейской культуры, педагогики, философии, религии.

В хрестоматию включена первая глава основного труда Э. Шпрангера «Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie» • (Формы жизни), в кото­рой Шпрангер, продолжая идеи Дильтея о двух психологиях: «естественно­научной» и «психологии как науке о духе», излагает свое понимание задач психологии как науки о духе, которую считает единственно оправданной наукой о человеческой психологии.

1 Lebensformen..., 1914; 3 Aufl, 1922. S. 1—20. 346

Э. Шпрангер

ДВА ВИДА ПСИХОЛОГИИ

Исследование характера человека и его основных форм можно было бы начать с имеющего длительную историю спора о том, имеется ли вообще в науке что-то, что называют характером. Последователи чистого эмпиризма утверждают, что нужно стро­го придерживаться реальных душевных процессов и их измене­ний, а для гипотезы о постоянном или закономерно развиваю­щемся носителе этих переживаний и реакций у нас нет ника­ких оснований. Если не признают принадлежность всех душев­ных явлений тому или иному Я, тогда само Я часто понимают как текущие процессы, как акты, объявляя недопустимым при­менение к Я понятия субстанции. Если субстанция не обознача­ет ничего другого, кроме «материальной субстанции», то эта сдержанность совершенно оправдана. Кант ограничивал поня­тие субстанции постоянной неизменной субстанцией, о которой мы мыслим априори как о лежащей в основе всех явлений при­роды, изменяющихся во времени. Такое понятие субстанции яв­ляется, однако, только трансцендентальным, т. е. понятием, су­ществующим в теории познания для обозначения вообще по­стоянного. Когда мы говорим о субстанции в эмпирических нау­ках, то при этом мы не думаем об априорном постоянстве и не­изменности, но только о собственном законе или о понятии за­кономерности, с помощью которого мы определяем субъект, о котором думаем как об относительно постоянном во времени. Субстанция растворяется здесь в комплексе закономерных от­ношений, которые мыслятся как действительные по отношению к субъекту, существующему во времени и в пространстве.

Я не понимаю, как мы можем обойтись без такого понятия субстанции в науках о духе. Оно есть не что иное, как предпо­сылка к тому, чтобы вообще научно понять образ действий ду­ховного субъекта, субъекта, идентичного во времени. Лишь че­рез субстанцию духовный субъект определяется как «существен­ное», и многообразие его способов действий приводится в «су­щественную связь». Положение вещей во всех случаях стано­вится еще более запутанным благодаря тому, что мы не можем рассматривать индивидуальный духовный субъект со всеми его свойствами как что-то неизменное, но что ои сам должен мыс­литься как подвергающийся развитию, в процессе которого его «сущность» закономерно сохраняется через известные измене­ния состояний, необходимо следующих одно из другого. Однако в наши намерения не входит заниматься психологией развития. Но мы сделаем поперечный разрез через развитие, а именно ос­тановимся на ступени достигнутой зрелости и рассмотрим на этой стадии самого субъекта как носителя постоянных духов­ных способов действия. Тот факт, что здесь мы имеем дело с за­кономерностью, мы выражаем посредством того, что сверх вре-

347

менно протекающих отдельных переживаний и актов предпола­гаем в отдельном субъекте диспозиции переживания и диспози­ции действия.

Они не являются какими-то скрытыми от науки качествами, но представляют осадок закономерного от всего накопленного опыта и схватывают идентичное в меняющемся во времени. Лишь благодаря тому, что-мы исходим как из предпосылки из закономерного характера образа действий духовного субъекта, это вообще становится предметом сознания. Если бы это был неуправляемый случайный хаос, т. е. если бы его нельзя было свести к всеобщей духовной сущности и духовным существен­ным связям, то мы должны были бы совершенно отказаться от научной характерологии. Но Кант был прав, когда утверждал, что уже в опыте науки содержатся известные допущения, пред­посылки мышления; они образуют каркас соответствующей науки.

Все это еще ничего не говорит об особом характере духов­ной закономерности. Но мы не хотим ограничиться теоретико-познавательным объяснением. Напротив, необходимо предста­вить саму характерологию. Мой предварительный вопрос на­правлен только на принцип, в соответствии с которым отделяют­ся друг от друга основные типы духовных жизненных форм. И каждый тип сам должен быть сведен к закону, из которого станет понятной внутренняя конструкция этого типа. Попадает ли такое исследование под точку зрения психологии — это еще требует изучения.

Многие строго ограничивают предмет психологии субъектом, т. е. процессами и состояниями, которые принадлежат индиви­дуальному Я и которые могут быть даны лишь косвенно чужо­му сознанию, т. е. могут быть рекомендованы с помощью соб­ственных субъективных процессов. В такой науке было бы с са­мого начала загадкой, что мы вообще подходим к внутреннему миру другого. В действительности этот внутренний мир связан известными отношениями с объективными образованиями. Под термином «объективный» я понимаю прежде всего нечто неза­висимое от отдельного, ему противостоящее и действующее на Я- К нему принадлежит какой-то сектор чувственно восприни­маемого, который дан нам от так называемой природы. Но сю­да принадлежат также и духовные объективности, которые, хотя и являются привязанными каким-то образом к физическо­му миру и обязаны ему своей формой протекания (инструмен­ты, язык, произведения искусства и др.), в то же время означа­ют духовно обусловленные связи, в систему которых с самого начала включается индивидуальное Я. Наконец, кроме этой объективности, лежащей в материальной плоскости, и объек­тивности, лежащей в системе данностей духовного развития и взаимодействия, в которых она возникает исторически и законо­мерно, нулшо различать еще третий и важнейший вид объектив­ности, а именно надындивидуальный смысл, который в них со-348

держится. Когда я рассматриваю книгу (значит, прежде всего кусок материи) как предмет купли-продажи, я тем самым вклю­чаю ее в хозяйственную смысловую связь; рассматривая ее как продукт познания, я включаю ее в научную связь; если я обра­щаю внимание на оформление книги — в эстетическую связь. Несомненно, в моем сознании имеются различные установки, из которых исходят эти смыслы, и каждое такое смысловое на­правление подлежит особому закону. Например, закономерность в области познания иная, чем закономерность в системе эконо­мических отношений или в области эстетического созидания и творчества. Значит, поскольку я думаю, что субъект с его пере­живаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира ду­ха, исторического и общественного по своему характеру, тем са­мым я уже освобождаю состояния Я от положения уединения, подобного находящемуся на острове, и ставлю их в связь с ре-.альными образованиями или объективностями. А именно суще­ствует объективное в трояком смысле: