Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 60 из 97)

Убедиться в том факте, что скрытые мысли сновидений дей­ствительно существуют и что между ними и явным содержани­ем сновидения существуют описанные соотношения, вы можете при анализе снов, техника которого совпадает с психоанализом. Вы совершенно устраняетесь от кажущейся связи элементов в явном сповндешш и собираете воедино случайные мысли, ко­торые получаются при свободном ассоциировании па каждый из здемечпов сновидения, соблюдая при этом основное прави­ло психоанализа. Из этого материала вы узнаете скрытые мыс­ли совершенно так же, как из мыслей больного, касающихся его симптомов и поспоминапий, вы узнаете его скрытые комп­лексы. По найденным таким путем скрытым мыслям вы прямо без дальнейшего рассуждения увидите, насколько справедли­во рассматривать сны взрослых так же, как детские сновиде­ния. То, что после анализа занимает место явного содержания сна в качестве действительного смысла сновидения, совершенно попятно и относится к впечатлениям последнего дня, являясь исполнением неудовлетворенных желаний. Явное содержание сна, которое вы вспоминаете при пробуждении, вы можете оп-8* 227

ределить как замаскированное исполнение вытесненных жела­ний.

Бы можете своего рода синтетической работой заглянуть те­перь в тот процесс, который приводит к искажению бессозна­тельных скрытых мыслей в явное содержание. Мы называем этот процесс работой сна. Эта последняя заслуживает нашего полнейшего интереса, потому что по ней так, как нигде, мы мо­жем видеть, какие непредвиденные психические процессы име­ют место в области бессознательного, или, говоря точнее, в об­ласти между двумя отдельными психическими системами — со­знательного и бессознательного. Среди этих вновь познанных психических процессов особенно выделяются процессы сгуще­ния и смещения. Работа сна есть частный случай воздействия различных психических группировок одной на другую, другими словами — частный случай результата расщепления психики, Работа спа представляется во всем существенном идентичной? с той работой искажения, которая превращает вытесненные комплексы при неудачном вытеснении в симптомы.

Кроме того, при анализе сновидений, лучше всего своих собственных, вы с удивлением узнаете о той неожиданно боль­шой роли, которую играют при развитии человека впечатления1 и переживания ранних детских лет. В мире сновидений ребенок продолжает свое существование во взрослом человеке с сохра­нением всех своих особенностей и своих желаний, даже и тех, которые сделались в позднейший период совершенно негодны­ми. С неоспоримым могуществом возникает перед нами картина того, какие моменты развития, какие вытеснения, сублимации и реактивные явления делают из совершенно иначе конструиро­ванного ребенка так называемого взрослого человека, носите­ля, а отчасти и жертву с трудом достигнутой культуры.

Я хочу также обратить ваше внимание и на то, что при ана­лизе снов мы нашли, что бессознательное пользуется, особенно для изображения сексуальных комплексов, определенной сим­воликой, которая частью индивидуально различна, частью же вполне типична, и которая, по-видимому, совпадает с той сим­волистикой, которой пользуются наши мифы и сказки. Нет ни­чего невозможного в том, что эти поэтические создания наро­дов могут быть объяснены с помощью снов. Наконец, я должен вас предупредить, чтобы вы не смущались тем возражением, что существование странных снов противоречит нашему пони­манию сна как изображающего исполнение наших желаний.. Кроме того, что и эти сны нуждаются в толковании, прежде чем судить о них, должно сказать в общей форме, что боязнь не так уж просто зависит от самого содержания сновидения, как это можно подумать, не обращая должного внимания и не зная условий неврозной боязни. Боязнь есть одна из реакций от­странения нашим «я» могущественных вытесненных желаний, а потому легко объяснима и во сне, если сон слишком явно* изображает вытесненные желания. 228

Вы видите, что снотолкование оправдывается уже тем, что даем- нам данные о трудно познаваемых вещах. Но мы дошли до снотолкования во время психоаналитического лечения невро­тиков. Из всего сказанного вы легко можете понять, каким об­разом снотолкование, если оно не очень затруднено сопротивле­ниями больного, может привести к знакомству со скрытыми и вытесненными желаниями больных и с ведущими от них свое начало комплексами.

Я могу перейти теперь к третьей группе душевных явлений, поучение которых также представляет собой техническое сред­ство психоанализа.

Это — неловкие поступки как душевноздоровых, так и нерв-пых люден. Обыкновенно таким мелочам не приписывается ни­какого значения. Сюда относится, например, забывание того, что можно было бы знать, именно когда дело идет о хорошо знакомом (например, временное исчезновение из памяти соб­ственных имен); оговорки в речи, что с нами самими очень час­то случается, аналогичные описки и очитки, неудачное исполне­ние какого-либо намерения, потеря и ломка вещей — все такие факты, относительно которых обычно не ищут психологической детерминации н которые остаются без внимания как случайно­сти, как результат рассеянности, невнимательности и т. п. Сюда же относятся жесты и поступки, которых не замечает совер­шающий их. Нечего говорить о том, что этим явлениям не при­дается решительно никакой ценности, как, например, верчению каких-нибудь решительно никакой ценности, как, например, верчению каких-нибудь предметов, бормотанию мелодий, осо­бым движениям. Эти пустяки, недочеты или симптомные пли случайные поступки вовсе не лишены того значения, в котором им отказывают в силу какого-то молчаливого соглашения13. Они всегда полны смысла и легко могут быть истолкованы тем положением, в котором находится их автор, и их анализ при­водит к тому выводу, что эти явления выражают собой импуль­сы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от собственного сознания, или они прямо-таки принадлежат тем вытесненным желаниям и комплексам, с которыми мы уже познакомились как с причиной симптомов и пружиной сновиде­ний. Различные недочеты повседневной жизни заслуживают, следовательно, такой же оценки, как симптомы, и их изучение может привести, как и изучение сновидений, к раскрытию вы­тесненного. С их помощью человек выдает обыкновенно свои самые интимные тайны. Если они особенно легко и часто на­блюдаются даже у здоровых, которым вытеснение бессозна­тельных стремлений в общем хорошо удается, то этим они обя­заны своей мелочности и незначительности. Однако они заслу­живают большого теоретического интереса, так как доказыва-

Iwx Psychopathologie des Alllagslebens. 3 Aufl. 1910.

229

ют существование вытеснения и образования заместителей даже во время здоровья.

Вы уже замечаете, что психоаналитик отличается особо стро­гой уверенностью в детерминации душевной жизни. Для пего в психической жизни нет ничего мелкого, произвольного и слу­чайного, он ожидает повсюду встретить достаточную мотиви­ровку, где обыкновенно таких требований не предъявляется. Более того, он приготовлен к многоразличной мотивировке од­ного и того же душевного факта, в то время как наша потреб­ность в причинности, считающаяся прирожденной, удовлетво­ряется одной-единственной психической причиной.

Припомним, какие же средства раскрытия забытого, скры­того, вытесненного есть в нашем распоряжении. Изучение слу­чайных мыслей больного, возникающих при свободном ассоции­ровании, изучение сновидений и изучение дефективных и симп-томных поступков. Присоедините сюда же и пользование другими явлениями, возникающими при психоаналитическом лечении, о которых я скажу вам позднее несколько слов, обобщая их под именем «переноса». Таким образом, вы придете вместе со мной к тому заключению, что наша техника уже достаточно богата, чтобы разрешить поставленную задачу, чтобы привести в со­знание патогенный психический материал и таким образом уст­ранить страдания, вызванные образованием симптомов-замести­телей. То обстоятельство, что во время наших терапевтических стараний мы обогащаем и углубляем наше знание душевной жизни нормального и больного человека, следует, конечно, оце­нивать как особо привлекательную и выигрышную сторону ра­боты.

Я не знаю, сложилось ли у нас впечатление, что техника, с арсеналом которой вы только что познакомились, особенно трудна. По моему мнению, она вполне соответствует тому пред­мету, для исследования которого она предназначена. Во всяком случае, эта техника не понятна сама по себе, но должна быть изучена как гистологическая или как хирургическая. Вы, веро­ятно, удивитесь, что мы в Европе слышали множество мнений о психоанализе от лиц, которые этой техники совершенно не знают и ее не применяют, а между тем требуют от нас, как бы в насмешку, что мы должны доказать им справедливость наших результатов. Среди этих противников, конечно, есть люди, ко­торым научное мышление вообще не чуждо, которые не отверг­ли бы результата микроскопического исследования только пото­му, что в нем нельзя удостовериться простым глазом, а стали бы сами исследовать микроскопически. В деле же признания психоанализа обстоятельства чрезвычайно неблагоприятны. Психоанализ стремится к тому, чтобы привести вытесненный из сознания материал в сознание, между тем всякий судящий о психоанализе — сам по себе человек, у которого также сущест­вуют вытеснения и который, может быть, с трудом достиг та­кого вытеснения. Следовательно, психоанализ должен вызывать

230

у этих лнд то же самое сопротивление, котороое возникает и у больного. Это сопротивление очень легко маскируется как от­клонение разумом и служит причиной таких доказательств, ко­торые мы устраняем у наших больных, требуя соблюдения ос­новного правила психоанализа. К>к у наших больных, так и у наших противников мы часто можем констатировать очевидное влияние аффективное™ в смысле понижения способности суж­дения. Самомнение сознания, которое так низко ценит снови­дение, относится к одному из самых сильных защитных при­способлений, которые у нас существуют против прорыва бес­сознательных комплексов, и потому-то так трудно привести людей к убеждению в реальности бессознательного и научить их тому новому, что противоречит их сознательному знанию.