Смекни!
smekni.com

Хрестоматия по истории психологии Гальперин П.Я. (стр. 70 из 97)

Каждый из этих двух родов влечений сопровождается осо­бым физиологическим процессом (созидание и распад), в каж­дом кусочке живой субстанции действуют оба рода влечений, но они смешаны в неравных дозах, так что живая субстанция является по преимуществу представительницей эроса.

Каким образом влечения того и другого рода соединяются друг с другом, смешиваются и сплавляются — остается пока со­вершенно непредставимым; но что смешение происходит посто­янно и в большом масштабе, без такой гипотезы нам по ходу наших мыслей не обойтись. Вследствие соединения одноклеточ­ных элементарных организмов в многоклеточные живые суще­ства удается нейтрализовать влечение к смерти отдельной кле­точки и с помощью особого органа отвлечь разрушительные по­буждения во внешний мир. Этот орган — мускулатура, и влече-

263

ние к смерти проявляется, таким образом, вероятно, впрочем лишь частично, как инстинкт разрушения, направленный про­тив внешнего мира и других живых существ.

Коль скоро мы допустим представление о смешении этих двух родов влечений, нам открывается также возможность бо­лее или менее совершенного разъединения их. В таком случае, в садическом элементе полового влечения мы имели бы клас­сический пример целесообразного смешения влечений, а в чис­том садизме как извращении — образец разъединения, не дове­денного, впрочем, до конца. Здесь перед нами открывается об­ширная область фактов, которые никогда еще не рассматри­вались в этом свете. Мы узнаем, что в целях отвлечения вовне инстинкт разрушения систематически становится на службу эро­су; мы догадываемся, что эпилептический припадок является следствием и симптомом разъединения влечений, и начинаем понимать, что наступающее в результате некоторых тяжелых неврозов разъединение влечений и появление влечения к смер­ти заслуживают особого внимания. Если бы мы не боялись по-спешних обобщений, то склонны были бы предположить, что сущность регресса libido, например от гениталыюй к садически-анальной фазе, основывается на разъединении влечений и, на­оборот, прогресс от первоначальной к окончательной гениталь-иой фазе обусловлен умножением эротических компонентов. В связи с этим возникает вопрос, не в праве ли мы рассматри­вать постоянную амбивалентность, которую мы так часто нахо­дим усилившейся в случаях конституционного предрасположе­ния к неврозу, тоже как результат разъединения; впрочем, ам­бивалентность есть столь ранее переживание, что ее скорее нужно оценивать как недоведенное до конца смешение вле­чений.

Нас, естественно, должен заинтересовать вопрос, нельзя ли отыскать проливающие свет отношения между допущенными нами образованиями Я, сверх-Я и Оно, с одной стороны, и дву­мя родами влечений — с другой, и далее: в состоянии ли мы отвести управляющему психическими процессами принципу удо­вольствия строго определенное положение по отношению к двум родам влечения и дифференцированным выше областям душев­ной жизни. Прежде чем приступить к обсуждению этого вопро­сам, нам необходимо устранить одно сомнение, возникающее по поводу самой постановки проблемы. Хотя принцип удовольст­вия не вызывает сомнений и расчленение Я основывается на клинических наблюдениях, однако различение двух родов вле­чений кажется недостаточно доказанным, и возможно, что фак­ты клинического анализа опровергают его.

Один такой факт как будто существует. Противоположно­стью двух родов влечений мы можем считать полярность любви и ненависти. Относительно представителя эроса мы не затруд­няемся и, наоборот, бываем очень довольны, если в инстинкте разрушения, которому ненависть указывает путь, нам удается

264

обнаружить заместителя, с трудом поддающегося пониманию, влечения к смерти. Однако клиническое наблюдение учит нас, что ненависть является не только неожиданно постоянным спут­ником любви (амбивалентность), не только часто предшествует последней в человеческих отношениях, но что в известных слу­чаях ненависть также превращается в любовь, а любовь — в ненависть. Если это превращение представляет собой нечто большее, чем простое следование во времени, т. е. смену одного состояния другим, тогда, очевидно, нет данных для проведения столь капитального различия между эротическими влечениями и влечениями к смерти, различия, предполагающего совершен­но противоположные физиологические процессы. <.. .>

Мы вели рассуждение таким образом, как если бы в душев­ной жизни — безразлично в Я или в Оно — существовала спо­собная перемещаться энергия, которая, будучи сама по себе ин­дифферентной, может присоединяться к качественно дифферен­цированным эротической или разрушительной тенденциям и по­вышать их общее напряжение. <.. .>

Кажется допустимым, что эта действующая несомненно в Я и в Оно, способная пермещаться, индифферентная энергия про­исходит из нарцистического запаса libido, т. е. является десек-суализированным эросом. Эротические влечения вообще пред­ставляются нам более пластичными, гибкими и более способ­ными к перемещению, чем влечения к разрушению. Если так, то без натяжки можно предположить, что это способное переме­щаться libido работает в интересах принципа удовольствия, со­действуя уменьшению перегрузки и облегчая разряд. При этом нельзя отрицать известного безразличия того, по какому пути пойдет разряд, если только он вообще происходит. Мы знаем, что эта черта характерна для процессов стремления к облада­нию, свойственных Оно. Она встречается при эротических стремлениях к обладанию, причем развивается совершенное без­различие по отношению к объекту, в особенности при перене­сениях в анализе, которые осуществляются на любые лица. Ранк недавно привел прекрасные примеры того, как невроти­ческие акты мести направляются не на надлежащих лиц.

Наблюдая такое поведение бессознательного, невольно вспо­минаешь смешной анекдот о том, как нужно присудить к по­вешению одного из трех деревенских портных на том основа­нии, что единственный деревенский кузнец совершил преступ­ление, заслуживающее смертной казни. Наказание должно по­следовать, хотя бы оно постигло и невиновного. Эту самую не­ряшливость мы впервые заметили при искажениях первона­чального явления в работе сновидения. Как там объекты, так в нашем случае пути отвлечения отодвигаются на второй план. Аналогичным образом дело обстоит с Я, разница лишь в боль­шей точности выбора объекта, а также пути отвлечения.

Если эта энергия перемещения есть десексуализированное libido, то ее можно назвать также сублимированной, ибо служа

265

восстановлению единства, которым — или стремлением к кото­рому— отличается Я, она все же всегда направляется на осу­ществление главной цели эроса, заключающейся в соединении и связывании. Если мы подведем под эти перемещения также и мыслительные процессы в широком смысле слова, то и работа мышления окажется подчиненной силе сублимированного эро­тического влечения.

Первоначально все libido сосредоточено в Оно, в то время как Я находится еще в состоянии развития или еще немощно. Оно вкладывает часть этого libido в эротические стремления к обладанию объектом, после чего окрепшее Я пытается овла­деть этим объектным libido и навязать Оно в качестве лю­бовного объекта себя самое. Нарцизм Я, таким образом, явля­ется вторичным, отнятым у объектов.

Все снова и снова мы убеждаемся в том, что влечения, ко­торые мы можем проследить, оказываются восходящими от эро­са. Не будь высказанных нами в «lenseits des Lustprinzips» со­ображений и не будь, кроме того, садических дополнений к эро­су, мы вряд ли могли бы держаться дуалистического воззре­ния. Но так как мы вынуждены держаться его, то нам прихо­дится создать впечатление, что влечения к смерти большей частью безмолвствуют и что весь шум жизни исходит преиму­щественно от эроса1. <.. .>

V Зависимости Я

...Мы неоднократно повторяли, что Я в значительной части обра­зуется из отождествлений, приходящих на смену оставленным стремлениям к обладанию Оно, что первые из этих отождест­влений неизменно ведут себя как особая инстанция в Я, проти­вопоставляют себя Я в качестве сверх-Я, в то время как впо­следствии окрепшее Я в состоянии держать себя более стойко по отношению к таким воздействиям отождествлений. Своим осо­бым положением в Я или по отношению к Я сверх-Я обязано мо­менту, который должен быть оценен с двух сторон: во-первых, он является первым отождествлением, которое произошло в то время, когда Я было еще немощно, и, во-вторых, он — наслед­ник комплекса Эдипа и, следовательно, ввел в Я весьма важ­ные объекты. Этот момент относится к позднейшим изменениям Я, пожалуй так же, как первоначальная сексуальная фаза дет­ства к позднейшей сексуальной жизни после половой зрелости. Хотя сверх-Я и подвержено всем позднейшим воздействиям, оно все же в течение всей жизни сохраняет то свойство, которое было ему сообщено благодаря его возникновению из отцовского