Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 102 из 119)

процессам и энергиям; внутренне или интуитивно осознающий нефизические

реалии; способный использовать такие силы, как ясновидение, яснослышание и

предвидение.

психический. От греч. psyche, "душа". Нефизический, относящийся к душе,

тонким планам, глубинным аспектам человека. См.: мистицизм, одический.

пуджа. "Поклонение, почитание". Агамический ритуал поклонения, выполняемый в

доме, храме или святилище, перед мурти или другим священным объектом или

перед живой личностью, например садгуру. Его внутреннее назначение -

очищение атмосферы вокруг почитаемого объекта, установление связи с

внутренними мирами и вызывание присутствия Бога, богов или гуру. Во время

пуджи богослужитель (пуджари) исполняет различные песнопения, славящие

Божественное и призывающие божественные благословения, и одновременно

совершает так называемые предложения (мини-жертвоприношения) в соответствии

с установленными традициями. Пуджа, поклонение мурти с водой, огнями и

цветами в храмах и святилищах, является агамическим дополнением ведической

яджни, в которой предложения (жертвоприношения) передаются через сакральный

огонь хомы. Это два потока почитания и единения, сосуществующие в индуизме.

К основным элементам шиваитской пуджи относятся: 1) ачамана, выпивание

небольшого количества воды для очищения; 2) Ганапати-прартхана, молитвы к

Ганеше; 3) санкальпа, объявление намерения; 4) гханта, звон колокольчика,

приглашающий дэвов и отгоняющий асуров; 5) авахана, приглашение божества;

6) мантры и дхьяна, медитация на божестве; 7) свагата, приветствие; 8)

намаскара, выражение почтения; 9) аргхья, предложение воды; 10) прадакшина,

обход; 11) абхишека, омовение мурти; 12) дхупа, предложение благовоний; 13)

дипа, предложение светильника с огнем; 14) найведья, предложение пищи; 15)

арчана, воспевание святых имен; 16) арати, финальное предложение огней; 17)

прартхана, личные просьбы; 18) висарджана, прощание. Также важнейшая роль

отводится пранаяме (управлению дыханием), гуру-вандане (почитанию

наставника), ньясе (передаче силы касанием) и мудрам (мистическим жестам).

В предложения пуджи также входят пушпа (цветы), аргхья(вода), тамбула (лист

бетеля) и чандана (сандаловая паста). Различают домашнюю пуджу для себя и

своей семьи (атмартха-пуджу) и публичную пуджу, выполняемую уполномоченным

на то священником в храме (парартха-пуджу). См.: яджня, мурти.

пуджари (хинди). "Поклоняющийся". Индуистский храмовый жрец, а также любой,

кто выполняет пуджу. На санскрите это слово звучит пуджака, на тамильском -

пусари. Еще один термин, обозначающий жреца, в южной традиции - арчака.

Пурохита - это жрец смартистской брахманской традиции, специализирующийся

на домашних ритуалах. См.: пуджа.

пумсавана. "Мужской ритуал; призывание ребенка мужского пола". Традиционный

обряд, выполняемый на ранних стадиях беременности, - моление о сыне. См.:

самскары рождения.

пунарджанма. "Реинкарнация". От санскр. пунах, "снова и снова", и джанма,

"рождение". См.: реинкарнация.

пунья. "Святой; добродетельный; благоприятный". 1) Хороший или праведный. 2)

Действие, заслуживающее почета. 3) Почет, достигаемый посредством

правильных мыслей, слов и действий. Пунья включает все виды благих деяний,

от простейшей помощи ближнему до целой жизни сострадательного творения

блага. Каждый акт пуньи влечет за собой кармические последствия

(кармапхала), или "плод деяния", - награду за действия, слова и мысли,

которые придерживаются дхармы. Пробужденные психики, развившие в себе

ясновидение, легко видят пунью, накапливающуюся во внутренней

подсознательной ауре, как разноцветную, свободно текущую, легкую

астральную, или праническую, субстанцию. Пунья видна как светлые,

пастельные цвета, в то время как ее противоположность, папа, - как более

темные цвета, обычно статичные и неподвижные. Цветовая гамма оттенков папы

и пуньи во многом напоминает современную экспрессионистскую живопись. Цвета

пуньи порождают удовлетворение, глубокую радость, чувство безопасности и

бесстрашия. Папа может растворяться, а пунья создаваться благодаря покаянию

(праяшчитта), аскетизму (тапас) и благим деяниям (сукритья). Пунья

приобретается добродетельной жизнью, следующей многогранным законам дхармы.

Пунья зависит от чистоты действий с учетом многих факторов, в том числе 1)

кармы и эволюции индивидуума, 2) степени жертвенности и неэгоистической

мотивации и 3) времени и места. Например, добродетельные поступки, садхана,

тапас и покаяние более похвальны, когда выполняются в святых местах и в

благоприятное время. В Тирумантирам (105) говорится, что <помощь, оказанная

другому, измеряется не затратами помогающего, а достоинством того, кому

помогают>. Другими словами, небольшая помощь великой и достойной душе

приносит больше пуньи, чем большая помощь, оказанная менее достойной

личности. См.: аура, карма, папа, покаяние.

Пурана. "Древнее". Индуистские народные сказания, содержащие этические и

космологические учения о Боге, человеке и мире. Пураны вращаются вокруг

пяти тем: первотворение, вторичное творение, генеалогия, циклы времени и

история. Существует 18 главных Пуран, которые классифицируются как

шиваитские, вишнуитские или шактистские. К главным Пуранам относятся: 1)

Брахма-пурана, 2) Падма-пурана, 3) Вишну-пурана, 4) Шива-пурана, 5)

Бхагавата-пурана, 6) Нарада-пурана, 7) Маркандея-пурана, 8) Агни-пурана, 9)

Бхавишья-пурана, 10) Брахма-вайварта-пурана, 11) Вараха-пурана, 12)

Линга-пурана, 13) Сканда-пурана, 14) Вамана-пурана, 15) Матсья-пурана, 16)

Гаруда-пурана, 17) Брахманда-пурана, 18) Курма-пурана. См.: смрити,

Бхагавата-пурана.

пурнима. "Полный". Полнолуние. См.: Гуру Пурнима.

пурохита. "Передний; лидер; семейный священник". У смартов - брахман-жрец,

специализирующийся на домашних церемониях. См.: смарта.

пуруша. "Дух, пребывающий в теле или во вселенной". Личность; дух; человек.

В метафизическом смысле - душа, не имеющая пола. В йоге и санкхье -

трансцендентное "Я". Синоним атмана. Пуруша также может обозначать Высшее

Существо или Душу, как иногда в Упанишадах. В гимне Ригведы "Пуруша-сукта"

пуруша - это космический человек, у которого тысяча голов, тысяча глаз,

тысяча рук и ног, охватывающий всю землю, распространяющийся во всех

направлениях в одушевленные и неодушевленные вещи. В системе санкхья пуруша

- это одна из двух высших безначальных реальностей, каковыми являются

материя и дух, пракрити и пуруша, женский и мужской принципы. Пуруша есть

покоящийся, непроявленный аспект реальности, в отличие от пракрити,

проявляющегося, - первичной природы, из которой развертывается космос. В

шиваитской космологии пуруша является 25-й из 36-ти таттв, на один уровень

тоньше, чем пракрити. За их пределами лежат тонкие сферы шуддха-майи.

Парашива трансцендирует все таттвы. См.: атман, джива, пракрити, душа,

таттва.

пурушартха. "Человеческое богатство или назначение". Четыре цели, к которым

люди могут на законных основаниях стремиться. Также называются чатурварга,

"четверичное добро", и являются основой индуистской этики. 1) Дхарма:

"праведная жизнь". Осуществление добродетели, добросовестный труд,

выполнение обязанностей и долга, соблюдение ограничений и предписаний - т.

е. служение обществу. Это включает в себя и поиск истины под руководством

гуру из какойлибо парампары и сампрадайи. Дхарма имеет четыре основные

формы. Она является руководителем артхи и камы. См.: дхарма. 2) Артха:

"богатство". Материальное благополучие, деньги, имущество. Артха - это

стремление к богатству при главенстве дхармы. Включает в себя

удовлетворение основных потребностей - в пище, одежде и жилище - и

распространяется на содержание уютного дома, семьи, осуществление успешной

карьеры и выполнение религиозных обязанностей. В самом широком понимании

богатство означает финансовую независимость, отсутствие долгов, наличие

достойных детей, хороших друзей, свободного времени, верных слуг, надежных

служащих, а также радости даяния, включая церковную десятину (дашамамшу),

кормление бедных, поддержку студентов, защиту всех существ, содержание

семьи и гостеприимство. Артха определяет не столько богатство, сколько

качество жизни и обеспечивает личную и социальную безопасность, необходимую

для камы, дхармы и мокши. Она позволяет домохозяину выполнять пять

ежедневных жертвоприношений (паньча-махаяджня): Богу, предкам, дэвам, всем

существам и людям. См.: яджня. 3) Кама: "удовольствие, наслаждение;

любовь". Земная любовь, эстетическое, культурное и интеллектуальное

удовлетворение, мирские удовольствия (включая сексуальное), радости семьи.

См.: Кама-сутра. 4) Мокша: "освобождение". Свобода от перерождений,

достигнутая посредством высшего достижения, реализации Личного Бога,

Парашивы. Духовные достижения и сверхсознательные радости, отречение и

йога, ведущие к Самореализации. Мокша приходит при осуществлении дхармы,

артхи и камы (на тамильском языке называемые арам, поруль и инбам и

объясняемые Тируваллуваром в Тирукурале) в текущей или прошлых жизнях,

благодаря чему личность больше не привязана к мирским радостям и печалям.

Это высшая цель жизни, или парамартха.См.: освобождение, мокша.

пуруша-дхарма. "Мужской кодекс поведения". См.: дхарма.

пустота. Пустое пространство. В индуистской философии - отсутствие времени,

формы и пространства. Бог Шива в Своем совершенстве Парашивы является

священной пустотой, но не "такой, как пустота внутри пустой коробки...

[Это] полнота всего". См.: Парашива.

путь (санскр. марга или пантха). В индуизме путь является очень важным