Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 94 из 119)

махарлоке и антарлоке, или тонком плане. См.: виджнянамайя-коша,

интеллектуальный ум, коша, тонкое тело.

метафизика. Отрасль философии, рассматривающая вопросы первопричины и

природы реальности. См.: даршана.

микрокосм и макрокосм. "Малый" и "большой" миры (санскр. соответственно

пинда и анда). Микрокосмом обычно называется человеческий организм или же

какая-либо малая часть единого, глобального мира. В индуистской космологии

внешний мир представляет собой макрокосм по отношению к внутреннему миру,

или микрокосму, который в мистическом смысле более велик и полон, чем

физическая вселенная, и функционирует в несколько ином режиме вибрации,

времени и пространства. Микрокосм предшествует макрокосму. Так, например,

бхурлока произошла от антарлоки и Шивалоки. Сознание предшествует

физическим формам. В тантрической традиции тело человека видится как

микрокосм единого и целого божественного проявления, макрокосма. См.:

пинда, таттва, тантризм.

милость. Дарующая откровение энергия Бога, ануграха-шакти, благодаря которой

все души пробуждаются к своей истинной, божественной природе. На ранних

стадиях духовного путешествия милость ощущается преданным как получение

даров или благословений, часто непрошеных, от Бога. Зрелая душа видит себя

окруженной милостью со всех сторон. Такой человек видит все действия Бога

как милость, независимо от того, представляются они ему приятными и

полезными или же нет. Для него сама его любовь к Богу, энергия медитации и

поклонения и духовное устремление, которое руководит его жизнью, безусловно

и полностью являются милостью Бога, божественным даром, заступничеством,

никак не связанным с теми его поступками, которые он совершил или мог бы

совершить. В шайва-сиддханте именно милость пробуждает любовь к Богу в

преданном, смягчает интеллект и подвигает на поиск Самореализации. Милость

нисходит, когда душа достигает определенного уровня зрелости и часто

приходит в форме духовной инициации (шактипата), от садгуру. Милость - это

не только сила просветления или откровения. Она также включает в себя

остальные четыре энергии Шивы - сотворение, сохранение, разрушение и

сокрытие, - через которые Он дает душе мир опыта и ограничивает сознание

души, с тем чтобы она могла развиваться. В более широком значении, милость

- это вечно изливающаяся любовь и сострадание Бога, каруна, также известная

как крипа ("нежность, сострадание") и прасада (буквально "ясность,

чистота"). Кому дается милость Бога? Можно ли ее заслужить? Есть два

классических подхода к проблеме спасения и милости. Их выражают две

известные аналогии: с обезьяной (марката) и котом (марджара). Школа

марката, пожалуй, полнее всего представленная в Ведах, утверждает, что душа

должна прицепиться к Богу, как обезьянка цепляется к своей матери, и таким

образом соучаствовать в "спасении". Школа марджара, которая больше отражает

позицию Агам, считает, что душа должна быть подобна котенку, который

полностью зависит от своей матери (она повсюду носит его, ухватив зубами за

загривок). Такое крайнее состояние любовного подчинения называется

прапатти. См.: ануграха-шакти, прапатти, инициация.

миманса. См.: шад-даршана.

мир. В индуистской теологии словом "мир" могут передаваться следующие

понятия. 1) Лока: один из регионов сознания или планов бытия. 2) Майя: все

проявленное существование; феноменальная вселенная, космос. В этом значении

мир превосходит чисто физическую реальность и включает в себя

эмоциональные, ментальные и духовные сферы бытия. Другой подходящий к этому

значению термин - пракрити. 3) Паша: в шиваизме слово "мир" часто

употребляют для перевода термина паша из фундаментальной агамической триады

Пати-пашу-паша ("Бог, душа, мир"). Тем самым мир определяется как узы или

путы (паша), которые связывают душу, заслоняя от нее ее истинную природу и

давая ей тем самым расти и эволюционировать через опыт индивидуального

бытия. Мир (паша) тройствен и содержит в себе анаву (силу

индивидуализации), карму (принцип причины и следствия) и майю (проявление,

принцип материи, магическую энергию Шивы).

Мирабаи (ок. 1450-1547 гг.). Вишнуитская святая, мистическая поэтесса; по

преданию, была раджпутской принцессой, но отказалась от мира, полностью

предавшись Господу Кришне. Ее песни и история ее жизни популярны и сегодня,

особенно в Гуджарате.

мистицизм. От греч. mystikos, "мистерии". Духовность; поиск прямого

духовного или религиозного опыта. Духовная дисциплина, направленная на

достижение союза с Предельной Реальностью, или Богом, посредством глубокой

медитации или трансообразного созерцания. Характеризуется верой в то, что

Истина превосходит интеллектуальные процессы и должна постигаться

трансцендентными средствами. См.: психик, транс.

митахара. "Умеренный аппетит; ограниченное удовлетворение". См.: яма-нияма.

модака. "Сладости". Излюбленное лакомство Ганеши, делающееся в виде шариков

(размером с лимон) из риса, кокоса, сахара и др. Эзотерически символизирует

сиддхи и блаженство духовного постижения, сладчайшее из всех сладостных

вещей. См.: Ганеша, сиддхи.

мокша. "Освобождение; спасение". Иначе - мукти, кайвалья или нирвана.

Освобождение от цикла перевоплощений, сансары, круговорота рождений и

смертей, происходящее после того, как карма станет исчерпанной, а

нирвикальпа-самадхи, реализация истинного "Я", Парашивы, - достигнутым.

См.: видехамукти, дживанмукта, кайвалья, Кундалини, нирвикальпа-самадхи,

Парашива, раджа-йога.

молодая душа. Душа, которая прошла только через несколько рождений и

является, таким образом, еще неопытной или незрелой. См.: душа, эволюция

души.

монах. От греческого monos, "один; одинокий". На санскрите - авадхута,

свами, санньясин, джангама, садху, муни, тапасвин, вайраги, удасин. Человек

(мужчина или женщина), отрекшийся от мира и целиком посвятивший себя

религии, дающий обеты безбрачия и аскетизма. Обычно живет совместно с

другими монахами в монастыре (матхе) либо как отшельник-одиночка или же

непрерывно странствует, задерживаясь где-либо только на ночлег. Живущий в

монастыре монах называется матхаваси, а странствующий или отшельник -

садху. Через подвижничество, практику мистической йоги, самоконтроль и

трансформацию мужской и женской энергии в себе самом, монах достигает

состояния отрешенности от всего мирского, глубокой медитативности ума и

способности реализовать высшее "Я" в себе самом. См.: санньясин, вайраги.

монизм. "Учение о единстве". Философия, основанная на том, что 1) есть

только одна предельная субстанция или принцип; 2) реальность есть единое

целое без независимых частей.

монистический теизм. См.: адвайта-ишваравада.

монотеизм. "Учение об одном Боге". Противоположность политеизма, веры во

многих богов. Термин монотеизм охватывает широкий диапазон философских

позиций, от эксклюзивного (чистого) монотеизма, который признает только

одного Бога (как в авраамических религиях), до инклюзивного монотеизма,

который также признает существование других богов. Говоря в целом, секты

индуизма являются инклюзивно-монотеистическими, так как верят во Всевышнего

Бога и почитают других богов, или махадэвов. Однако этот термин, взятый из

западной философии, не передает полноты индуистского мышления. Поэтому

автор Ведического опыта Раймундо Паниккар предложил новое слово:

космотеандризм, "доктрина мира-Бога-человека", описывающее философию,

которая видит Бога, душу и мир как целое, неразрывное единство. См.:

адвайта-ишваравада, Пати-пашу-паша.

Мригендра-агама. Первый вспомогательный текст (Упагама) Камика-агамы, одной

из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Она особенно ценна, поскольку ее джняна-пада

(философский раздел) полон и широко доступен. Также следует отметить

разделы о жестах рук (мудра), используемых при пудже, и об обустройстве

временных мест (ягашала) для специального богослужения. См.: пада,

шайва-агамы.

мудра. "Знак; жест; печать; символ". 1) Эзотерический жест рук, выражающий

движение особых энергий или сил. Обычно сопровождаемые практикой

визуализации соответствующих божеств, мудры представляют собой важный

составной элемент пуджи, танца и йоги. Наиболее известны следующие жесты:

абхайя-мудра ("жест бесстрашия"), анджали-мудра ("жест почтения"),

джняна-мудра ("жест знания") и дхьяна-мудра ("жест медитации"). 2) В

терминологии "тантры левой руки" мудра означает также один из компонентов

"таинства пяти М", или паньчататтвы, а именно - поджаренные цельные зерна

злаков. См.: хатха-йога, намаскара, тантризм.

мукхья. Глава или руководитель (от мукха, "лицо"). Часто - глава семьи или

родового клана, т. е. кутумба-мукхья, или прамукха. Старейшина. См.:

брихат-кутумба.

мукти. То же, что и мокша. См.: мокша.

Мукти-упанишад. Поздневедическое писание, записанное в XIV веке и

посвященное, помимо прочего, йоге. См.: Упанишад.

мула. "Корень; основание". Основа или базис чего-либо. Причина, источник.

Например, мулагрантха, "изначальный текст; первичное писание".

муламантра. "Основная мантра". 1) Пранава, или священный звук Аум (Ом). 2)

Главная мантра того или иного божества. Например, "Намах Шивайя" -

муламантра Бога Шивы, главная мантра шиваизма. См.: Аум, мантра, "Намах

Шивайя".

муладхара-чакра. "Корневая, или опорная, чакра". Четырехлепестковый

центр-лотос в основании позвоночника. Управляет памятью. См.: чакра.

Мундака-упанишад. Относится к Атхарваведе и посвящена различиям между