Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 77 из 119)

множественное число слова "бог" (в настоящем русском переводе - с маленькой

буквы) относится к высоко продвинутым существам, пребывающим в своих

светящихся духовных телах на причинном плане. Бог (с большой буквы), или

Всевышний Бог, - это Шива, Создатель. Боги (с маленькой буквы), дэвы и

махадэвы, являются Его творениями. См.: дэва.

Бог Верховный. Всевышний Бог, источник или творец всех других богов, существ

и всего мироздания.

Богиня. Женское представление или манифестация Божественного; Шакти или

Дэви. Богиней может называться восприятие или изображение в женском образе

существа причинного плана (махадэвы), которое в своем естественном

состоянии не имеет пола. Чтобы показать, что Божественное трансцендентно по

отношению к полу и сексуальности, иногда Бога изображают сочетающим в себе

признаки обоих полов, - таковы, например, Ардханаришвара, "Господь

наполовину женского пола", или Господь Натараджа, который носит женскую

серьгу в одном ухе и мужскую - в другом.

Богореализация. Прямое и личное переживание Божественного внутри себя. Этот

термин может относиться к: 1) савикальпа-самадхи ("энстазии с формой")

различных уровней, от переживания внутреннего света до реализации

Саччидананды, чистого сознания или первичной субстанции, протекающей через

все формы, или 2) нирвикальпа-самадхи ("энстазии без формы"), союзу с

трансцендентным Абсолютом, Парашивой, Богом-<Я>, что за пределами времени,

формы и пространства. В Танце с Шивой термин Богореализация используется по

отношению к обоим видам самадхи, в то время как Самореализация относится

только к нирвикальпа-самадхи. См.: раджа-йога, самадхи, Самореализация.

бодхака. "Пробуждающий". Духовный учитель. См.: гуру, садгуру, ачарья.

Брахма (в русской передаче иногда Брама). Имя Бога в Его аспекте Создателя.

Шиваиты считают Брахму, Вишну и Рудру тремя аспектами Шивы. Смарты

группируют Брахму, Вишну и Шиву в святую троицу, в которой Шива выполняет

функцию разрушителя. Брахму-Создателя не следует смешивать с: 1) Брахманом,

трансцендентным Абсолютом Упанишад; 2) Брахманами (в ед, числе - Брахмана),

классом ведических текстов; 3) брахманами (в ед, числе - "брахман"),

индуистской кастой священников. См.: Брахман, Парамешвара.

брахмавада. "Учение о Брахмане". Один из синонимов веданты (особенно

адвайта-веданты).

Брахма-мухурта. "Время Бога". Очень благоприятное время для садханы. У

индуистов принято просыпаться до этого времени, принимать ванну и начинать

утреннее поклонение. Брахма-мухурта длится около 1,5 часов. Это последняя

мухурта ночи в 8-мухуртной системе или последние три мухурты ночи в 15- или

16-мухуртной системе. Соответственно, ее точная длительность - 144 или 135

минут. См.: мухурта.

Брахма(н). "Высший Дух; Высшее Бытие; Абсолют; Бесконечно распространивший

Себя" (от корня брих, "распространяться, возрастать, увеличиваться"). Имя

Всевышнего Бога в Ведах, где Он описывается как: 1) трансцендентный

Абсолют, 2) всеподдерживающая и всепроникающая Энергия (Шакти) и 3)

Верховный Господь, или Изначальная Душа. В шиваитских Агамах и других

писаниях используется слово Парашива для обозначения Брахмана. Таким

образом, для шиваитов и шактистов Брахман и Шива суть одно и то же. Брахман

рассматривается обычно с двух позиций: 1) Ниргуна-Брахман, <Бог без

качеств>, - бесформенная Абсолютная Реальность, Парабрахман, Парашива,

полностью трансцендентный по отношению ко всему существующему (и даже к

Парашакти!) и 2) Сагуна-Брахман, <Бог с качествами>; Шива, проявляющий Себя

как Парашакти и Парамешвара; вездесущий, всеведущий, всемогущий,

всенаполняющий и вселюбящий Бог. Не следует путать термин Брахма(н) с, 1)

Брахмой, создателем материального мира; 2) Брахманой (мн. число -

Брахманы), классом ведических текстов-шрути; а также с 3) брахманом

(брамином), индуистским высококастовым жрецом. См.: Парамешвара, Парашакти,

Парашива.

брахман (брамин) (санскр. брахмана). Высшая каста индусского общества,

выполняющая функции священников и духовных учителей. В широком смысле -

любая духовно высокоразвитая душа, тяготеющая к постижению Брахмана (Бога)

и ведущая одобренный предписаниями Вед и Агам образ жизни. См.:

варна-дхарма.

Брахмана. 1) Один из четырех больших разделов каждой из Вед; посвящен в

основном деталям яджни, или священного поклонения огню, и специфическим

обязанностям и правилам поведения для священников, но также богат и

философским содержанием. 2) Первая из четырех варн, или общественных

классов, к которой принадлежат благочестивые души исключительной учености,

в частности священники, учителя и видящие руководители человечества.

Представитель этой варны в русской передаче называется брахман или брамин.

Брахманда. "Яйцо Брахмана". Вся вселенная в целом; проявленный космос. См.:

лока, три мира.

брахманистская традиция, брахманизм. Традиционный уклад жизни брахманов,

сложившийся в поздневедический и постведический период и состоящий в

изучении Вед, рецитации мантр и гимнов, совершении жертвоприношений от

имени себя самого и других. Часто используется как синоним смартизма.

брахма-рандхра. "Врата Брахмана". Также известна как нирвана-чакра. Едва

заметное отверстие на макушке головы, место выхода канала сушумны, через

который Кундалини поднимается. Только полностью очищенные души покидают

тело через "врата Брахмана". См.: джняна, Кундалини, видеха-мукти.

Брахма-сутра (-сутры). Известны также как Веданта-сутры. 550 афоризмов,

составленных Бадараяной (ок. 400 г. до н. э.). Первое систематическое

изложение упанишадической мысли. Афоризмы так кратки, что практически не

понятны без комментариев. Посредством интерпретации этого текста, а также

самих Упанишад и Бхагавад-гиты более поздние школы веданты выражали и

формулировали свои собственные воззрения на упанишадические принципы.

Третье название, под которым известна эта важная работа, - Шарирака-сутры,

"афоризмы о воплощенной душе". См.: Упанишада, веданта.

Брахма-сутра-бхашья. Объемный комментарий Шрикантхи (XIII век) к

Брахма-сутрам, имевший целью подвести ведический фундамент под шиваитский

ограниченный недуализм (шива-адвайту). См.: шива-адвайта, веданта.

Брахма-сутра-шанкара-бхашья. Объяснение одного из трех главных трактатов по

философии веданты, данное Шанкарой. См.: смарта.

брахмачари(н). Неженатый ученик, практикующий воздержание, строго

соблюдающий некоторые обеты и религиозные дисциплины, включающие садхану,

преданное служение и послушание духовному наставнику. Брахмачарины обычно

живут в ашраме вместе со своим гуру. По окончании периода брахмачарьи

(духовного ученичества и послушания) брахмачарин либо становится женатым

мирянином (грихастхой), либо принимает полные монашеские обеты, становясь

санньясином. Это же слово часто используется для обозначения неженатого

молодого человека в возрасте от 12 до 24 лет (или даже вплоть до женитьбы).

См.: ашрама-дхарма, санньяси, монах.

брахмачарини. Женщина, практикующая брахмачарью. См.: брахмачари(н).

брахмачарья. Период ученичества и духовного послушания. См.: брахмачари(н),

яма-нияма.

Брахмотсава. "Праздник Всевышнего". Каждый индуистский храм имеет наиболее

важный для него в году праздник, называемый Брахмотсава. Термин аналогичен

христианскому понятию "престольный праздник".

Брихадараньяка-упанишад. Одна из важнейших Упанишад, часть

Шатапатха-брахманы Яджурведы. Приписывается мудрецу Яджнявалкье. Посвящена

аспектам поклонения и медитации и трактует о тождественности

индивидуального "я" и Высшего "Я". См.: Упанишад.

Брихаспати. 1) "Владыка молитвы". Ведический наставник богов и Владыка

Слова, иногда отождествляемый с Господом Ганешей. 2) Выдающийся

представитель шайва-сиддханты (ок. 900 г.). См.: Ганеша.

брихат-кутумба. "Расширенная семья". Иначе - махакутумба. Одна или несколько

семей вместе со всеми их близкими и дальними родственниками. В отличие от

обычной малой семьи, живущей на одной территории и в одном жилище,

расширенная семья может занимать обширную географическую территорию. Во

главе расширенного семейства стоит патриарх, брихат-кутумба-прамукха (или

мукхья), почитаемый в качестве старейшины каждой малой семьей, входящей в

расширенную семью. Тот, в свою очередь, советуется по всем важным вопросам

с кула-гуру, семейным учителем (также, как правило, наследственным).

Несколько расширенных семей вместе составляют касту или подкасту. См.:

грихастха, грихастха-дхарма, объединенная семья.

Будда (санскр. Буддха, "просветленный; пробужденный"). Сиддхартха Гаутама

(624-544 до н. э.), принц из шиваитского рода Шакьев, жившего на территории

современных Непала и восточной части Индии. В поисках истины отрекся от

мира и стал монахом. После достижения просветления стал проповедовать свое

собственное учение, на основе которого впоследствии сложился буддизм. См.:

буддизм.

буддизм. Религия, основанная на учениях Сиддхартхи Гаутамы, известного как

Будда (ок. 624-544гг. дон. э.). Он отказался от идеи бессмертной души у

человека и не проповедовал никакого Высшего Божества. Вместо этого он учил,

что человек должен стремиться преодолеть жадность, ненависть и иллюзию и

достичь просветления через осознание Четырех Благородных Истин и следование

Восьмеричному Пути. Из священных книг буддизма особенно известна

Дхаммапада. Буддизм вырос из индуизма как вдохновенное реформаторское

движение, которое отвергло кастовую систему и авторитет Вед. Таким образом,

он классифицируется как "настика", неверие, и не является частью индуизма.