Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 115 из 119)

повседневной жизни индуист стремится защищать свою исконную чистоту при

помощи мудрого образа жизни, следующего законам дхармы. Этот образ жизни

включает в себя обуздание сексуальных энергий, общение с другими

добродетельными преданными индуистами, воздержание от грубых, гневных и

неприличных слов и поддержание чистоты и здоровья физического тела. См.:

дхарма, папа, покаяние, пунья,яма-нияма.

Чит. "Сознание" или "осознание". В философии - "чистое осознание,

трансцендентное сознание", как в термине Сат-чит-ананда. В обыденном

употреблении чит означает "воспринимать, осознавать". См.: читта, сознание,

ум (универсальный).

читсабха. "Зал сознания". См.: Натараджа.

читта. "Ум, сознание". Ум как субстанция. На личном уровне - то, в чем

записываются ментальные впечатления и опыт. Местопребывание сознательного,

подсознательного и сверхсознательного состояний и тройственной ментальной

способности (антахкараны), состоящей из буддхи, манаса и ахамкары. См.:

сознание, ум (индивидуальный), ум (универсальный).

чудакарана. Церемония ритуального обрития головы. См.: самскара.

Чхандас-веданга. Вспомогательные ведические тексты о метрических правилах

стихосложения. Чханда, метр, относится к четырем лингвистическим

искусствам, необходимым для овладения Ведами и ритуалами яджни. Чхандас

переводится как "желание, воля" или "метрическая наука". Важнейший текст по

чхандасу - приписываемая Пингале (ок. 200 г. до н. э.) Чханда-шастра. См.:

Веданга.

Чхандогья-упанишад(а). Одна из главных Упанишад. Состоит из восьми глав

"Чхандогья-брахманы" Самаведы. Посвящена происхождению и значению звука

Аум, важности Самаведы, "Я", медитации и жизни после смерти. См.: Упанишад.

Ш

шабдакоша. "Оболочка из звуков или слов". Словарь, глоссарий.

шад-даршана. "Шесть воззрений; шесть философий". Шесть классических

индуистских философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и

веданта, каждая из которых кратко сформулирована "основателем" в форме сутр

и разработана другими авторами в обширных комментариях. Даршаны понимаются

как различные попытки описать Истину и путь к ней. 1) Ньяя: "система,

правило; логика". Система логического реализма, основанная ок. 300 г. до н.

э. Гаутамой, знаменитая своей логикой и эпистемологией и занимающаяся

поисками средств достижения правильного знания. Ее методы постановки

вопроса и правила аргументации были приняты всеми школами индуизма. 2)

Вайшешика: "различение" (от вишеша, "различия"). Философия, основанная на

учении Канады (ок. 300 г. до н. э.) о том, что освобождения следует

достигать через понимание природы существования, которое классифицируется

как девять фундаментальных реальностей (дравья): земля, вода, свет, воздух,

эфир, время, пространство, душа и ум. Ньяя и вайшешика часто

рассматриваются как взаимодополняющая пара, в которой ньяя интересуется

логикой, а вайшешика анализирует природу мира. 3) Санкхья: "перечисление,

подсчет". Философия, основанная Капилой (ок. 500 г. до н. э.), автором

Санкхья-сутр. Интересуется в первую очередь таттвами, "категориями

существования", которых насчитывает 25. Первые две - это непроявленный дух,

пуруша, и проявленная первичная природа, пракрити, - полярность мужского и

женского начал, рассматриваемая как основа всего существования. Пракрити,

из которой развиваются все вещи, представляет собой единство трех гун:

саттвы, раджаса и тамаса. Санкхья и йога считаются неразделимой парой, и их

принципы пронизывают весь индуизм. 4) Йога: "обуздание, соединение".

Древняя традиция философии и практики, оформленная Патанджали (ок. 200 г.

до н. э.) в Йога-сутрах. Также известна как раджа-йога, "царская йога", и

аштанга-йога, "восьмичленная йога". Ее задачей является прекращение всех

колебаний сознания и достижение Самореализации. Йога целиком посвящена

практическому осуществлению высокой философии индуизма и достижению личной

трансформации через трансцендентальный опыт, самадхи. 5) Миманса:

"исследование, изучение". Также пурва-миманса ("ранняя" миманса). Основана

Джаймини (ок. 200 г. до н. э.), автором Миманса-сутр, который учил, что

правильное выполнение ведических ритуалов является средством спасения. 6)

Веданта: "конец (или кульминация) Вед". Также уттара-миманса ("поздняя"

миманса). Основанием веданты служат Упанишады и Араньяки (заключительные

части Вед, отсюда и название), а не гимны и ритуальные разделы Вед. Веданта

учит, что существует одна Абсолютная Реальность, Брахман. Человек и Брахман

- одно, и целью жизни является осознание этой истины. Веданта-сутры (или

Брахма-сутры) были написаны Риши Бадараяной (ок 400 г. до н. э.).

шайва. Имеющий отношение к шиваизму. То же, что и шиваит. В мире в настоящее

время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.

Шайва-агамы. Богооткровенные писания шиваитов (шайвов). Строго теистические,

они описывают Шиву как Всевышнего Господа, имманентного и трансцендентного.

Подразделяются на 64 кашмирских Шайва-агамы и 28 Агам шайва-сиддханты . К

последней группе относятся основополагающие писания секты шайва-сиддханта.

Из них десять принадлежат к категории "шивабхеда" и считаются

дуалистическими: 1) Камика, 2) Йогаджа, 3) Чинтья, 4) Карана, 5) Аджита, 6)

Дипта, 7) Сукшма, 8) Сахасрака, 9) Амшумат, 10) Супрабхеда. Восемнадцать

Агам относятся к категории "рудрабхеда" и являются недуалистическими: 11)

Виджая, 12) Нихшваса, 13) Сваямбхува, 14) Анава, 15) Вира (Бхадра), 16)

Раурава, 17) Макута, 18) Вимала, 19) Чандраджняна (или Чандрахаса), 20)

Мукхабимба (или Бимба), 21) Продгита (или Удгита), 22) Лалита, 23) Сиддха,

24) Сантана, 25) Сарвокта (Нарасимха), 26) Парамешвара, 27) Кирана и 28)

Ватула (или Парахита). Риши Тирумулар в своем Тирумантирам упоминает о

28-ми Агамах и перечисляет названия девяти. Из них восемь - Карана, Камика,

Вира, Чинтья, Ватула, Вимала, Супрабхеда и Макута - находятся в

вышеприведенном списке 28-ми Агам, а девятая, Калоттара, в настоящее время

считается Упагамой, то есть вспомогательным текстом, Ватулы. Камика - это

Агама, которой наиболее широко пользуются в тамильских шиваитских храмах,

поскольку к ней имеется комментарий-руководство (паддхати) Агхорашивы.

Вира-шиваиты особо почтительно относятся к Ватула- и Вира-агаме. Писания

Шайва-агам более, чем чтолибо другое, объединяют все школы шиваизма. Сами

Агамы утверждают, что все они полностью согласуются с учениями Вед,

содержат сущность Вед и должны изучаться с той же высокой степенью

преданности. См.: Агамы, Веды.

шайва-вишишта-адвайта. См.: шива-адвайта.

шайва-сиддханта. Самая широко распространенная и влиятельная из шести

основных школ шиваизма сегодня, особенно сильная среди тамилов южной Индии

и Шри-Ланки. Первым гуру традиции шуддха- ("чистой") шайва-сиддханты был

Махарши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до н. э.). В средние века учения

Агхорашивы и Мейкандара породили плюралистический поток в шайва-сиддханте.

См.: Приложение 2.

шакахара. "Вегетарианская диета". От шака, "овощ", и ахара, "употребление в

пищу". См.: яма-нияма.

шакта. Последователь шактизма или имеющий к нему отношение. См.: индуизм,

шактизм, тантризм.

шакта-тантризм. См.: тантризм, шактизм.

Шакти. "Сила, энергия". Активная сила или проявленная энергия Шивы, которая

пронизывает все существующее. Ее наиболее тонким аспектом является

Парашакти, или Саччидананда, чистое сознание и первооснова всех форм. Эта

божественная энергия развертывается как иччха-шакти (сила желания, воли,

любви), крия-шакти (сила действия) и джняна-шакти (сила мудрости, знания),

символизируемые тремя зубцами тришулы, или трезубца, Шивы. Из них

появляются пять энергий: откровения, сокрытия, растворения, сохранения и

сотворения. В шайва-сиддханте Шива есть все, а Его божественная энергия,

Шакти, неотделима от Него. Это единство символизирует образ Ардханаришвары,

"полуженского Бога". В народном, деревенском индуизме единство Шивы и Шакти

замещается понятием о Шиве и Шакти как отдельных сущностях. Шакти

представлена как женское начало, а Шива - как мужское. В индуистских

храмах, искусстве и мифологии Они изображаются как божественная чета. Такая

иконография уходит корнями в Пураны. Шакти персонифицируется во многих

формах спутниц богов. Например, богини Парвати, Лакшми и Сарасвати являются

мифологическими спутницами соответственно Шивы, Вишну и Брахмы. Философия,

однако, настаивает, что Бог и энергия Бога суть Одно, а метафора

неразлучной божественной четы только иллюстрирует это Единство. В религии

шактистов поклонение Богине стоит превыше всего - в Ее многочисленных

грозных и благих формах. Шакти - это Божественная Мать проявленного мира,

визуализируемая в женской форме, а Шива - это лишь Непроявленный Абсолют. К

грозным или черным (асита) формам Богини относятся Кали, Дурга, Чанди,

Чамунда, Бхадракали и Бхайрави. Благие или белые (сита) формы - это Ума,

Гаури, Амбика, Парвати, Махешвари, Лалита и Аннапурна. Как Раджараджешвари

("божественная королева королей"), Она является главным божеством янтры

Шри-Чакра. Ей также поклоняются как десяти Махавидьям, манифестациям

высшего знания - Кали, Таре, Шодаши, Бхуванешвари, Чхиннамасте, Бхайрави,

Дхумавати, Багале, Матанги и Камале. Хотя некоторые шакты рассматривают их

как отдельных существ, большинство почитает их как манифестации

единственной Дэви. Есть также множество меньших форм Богини из категории

грамадэвата ("деревенское божество"). К ним относятся Питари, "ловящая