Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 50 из 119)

последней также верой в то, что человек может полагаться в своем спасении

на помощь других, реализованных существ. Ваджраяна, также называемая

тантрическим буддизмом или мантраяной, придает большое значение

тантрическим ритуалам и практикам йоги под руководством гуру. Признание

сверхъестественного и вовлеченность в него выделяет ваджраяну из других

буддийских школ.

ВЕРОВАНИЯ БУДДИЗМА

1. Я верю, что Абсолют совершенно трансцендентен и может быть описан как

шунья, состояние пустоты или небытия.

2. Я верю в Четыре Благородные Истины, гласящие о том, что: 1) страдание

есть суть бытия, 2) желание есть причина страдания, 3) страдание можно

прекратить, уничтожив желание, 4) чтобы прекратить желание, необходимо

следовать Восьмеричному Пути.

3. Я верю в Благородный Восьмеричный Путь, состоящий из правильного

понимания, правильного стремления, правильной мысли, правильной речи,

правильного действия, правильного образа жизни, правильных усилий и

правильной медитации.

4. Я верю, что цель жизни - это прекращение страдания путем уничтожения

индивидуального существования и погружения в нирвану, Реальность.

5. Я верю в Срединный Путь - умеренную жизнь без впадания в крайности

роскоши и аскетизма.

6. Я верю в величие самоотверженной любви и сострадания ко всем живым тварям

и в то, что такое сострадание есть заслуга, превосходящая подношения богам.

7. Я верю в святость Будды и в священные писания буддизма, <Трипитаку> (<Три

Корзины Мудрости>).

8. Я верю, что истинная природа человека есть божественность и вечность, а

его индивидуальность, как и все формы, подвержена переменам и,

следовательно, преходяща. При достижении освобождения она растворяется в

нирване.

Джайнизм

ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.

ОСНОВАТЕЛЬ: Натапутта Вардхамана, он же Махавира (<Великий Герой>).

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Джайнские Агамы и Сиддханты.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 6 млн. чел., почти исключительно в центральной и южной

Индии, особенно в Бомбее.

ШКОЛЫ: Последователи школы дигамбара (<одетые небом>) считают, что святой не

должен иметь ничего, даже одежды, и поэтому носят только набедренную

повязку. Они верят, что спасение при этой жизни для женщин невозможно.

Школа шветамбара (<одетые в белое>) не соглашается с этими пунктами

вероучения.

СИНОПСИС

Джайнизм стремится к реализации высочайшего совершенства человека, который в

своей изначальной чистоте свободен от всякого страдания и от оков рождения

и смерти. Слово джайн происходит от санскритского джина, <победитель>, и

подразумевает победу над оковами, которые налагает на нас феноменальный

мир. Джайнизм не считает необходимым признавать существование Бога или

любых существ, более высоких, чем совершенный человек. Души не имеют начала

и конца, и они вечно индивидуальны. Души делятся на три большие категории:

еще не развитые, находящиеся в процессе развития и освобожденные, свободные

от перерождений. Джайнизму свойствен сильный монашеско-аскетический уклон,

даже для домохозяев. Его верховным идеалом является ахимса, равная любовь и

почтение ко всякой жизни. Джайнские Агамы учат почтению ко всем формам

жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже

для самозащиты и неучастию в войнах. Джайнизм - это прежде всего религия

любви и сострадания.

ЦЕЛИ ДЖАЙНИЗМА

Главная цель джайна - это стать Параматманом, совершенной душой. Такое

состояние достигается, когда все слои кармы, которая понимается как

субстанция, удалены и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к

свету, где, по ту сторону от богов и потоков трансмиграции, душа будет

пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокша в джайнизме

определяется как освобождение, самоединство и интегрированность, чистое

одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от

кармы и перерождений. Мокша достижима в этом мире во время смерти. Когда

она достигается, человек осуществляет свое предназначение как человекобог.

Для джайнов не существует Бога-Творца и, соответственно, соединения с Ним,

Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

Душа проходит через различные стадии духовного развития, называемые

гунастханами. Суть этих стадий - в последовательном проявлении врожденных

способностей, связанных со знанием и силой, в сочетании со снижением

греховности и возрастанием чистоты. Души получают лучшие рождения в

соответствии с количеством личной кармы, которую они смогли удалить за

время предыдущей жизни. Между рождениями души пребывают в одном из семи

адов, шестнадцати небес или четырнадцати небесных миров. Освобожденные души

обитают у вершины вселенной. Все джайны принимают пять обетов, но только

монахи придерживаются целибата и бедности. Джайнизм придает огромное

значение ахимсе, аскетизму, йоге и монашеству как средствам достижения

высших целей религии. Храмовые пуджи выполняются в честь двадцати четырех

тиртханкаров, или духовных наставников, в буквальном переводе - <нашедших

брод>, тех, кто помогает другим перебраться через океан сансары.

ВЕРОВАНИЯ ДЖАЙНИЗМА

1. Я верю в духовную линию 24 тиртханкаров (<нашедших брод>), из которых

мудрец-аскет Махавира был последним, и в то, что их следует почитать

превыше всего остального.

2. Я верю в святость всей жизни, в то, что надлежит прекратить причинять

вред всем одушевленным существам, малым и большим, и в то, что даже

непреднамеренное убийство создает карму.

3. Я верю в то, что Бог не является ни Творцом, ни Отцом, ни Другом. Все это

ограниченные человеческие понятия. О Нем можно сказать лишь одно: Он есть.

4. Я верю в то, что душа каждого человека вечна и индивидуальна и что

каждый должен победить сам себя своими собственными усилиями и подчинить

мирское небесному, чтобы достичь мокши, или освобождения.

5. Я верю в то, что победы над собой можно достичь только аскетической

дисциплиной и строгим религиозным послушанием и что неаскеты и женщины

получат свое спасение не в этой, а в другой жизни.

6. Я верю в закон, управляющий последовательностью событий в жизни, в закон

кармы, согласно которому наши деяния, как хорошие, так и плохие, связывают

нас, и в то, что карма может быть преодолена только очищением, покаянием и

аскетизмом.

7. Я верю в джайнские Агамы и Сиддханты как в священные писания, которые

руководят нравственной и духовной жизнью человека.

8. Я верю в Три Драгоценности: правильное знание, правильную веру и

правильное поведение.

9. Я верю в то, что конечной целью мокши является вечное освобождение из

сансары, <колеса рождений и смертей>, и сопутствующее достижение Высшего

Знания.

Сикхизм

ОСНОВАН: Около 500 лет назад в северной Индии (нынешний Пакистан).

ОСНОВАТЕЛЬ: Гуру Нанак.

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: <Ади-Грантх>, почитаемый в качестве нынешнего гуру

(учителя) веры.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 9 млн. чел., в основном в индийском штате Пенджаб.

ШКОЛЫ: Хальса, рам-райяс (Уттар-Прадеш) и две группы, которые имеют живых

гуру, - мандхари и ниранкари.

СИНОПСИС

Мусульманские вторжения в Индию начались около 1200 лет назад. После долгой

борьбы ислама с религией и культурой индуизма некоторые лидеры начали

думать о примирении двух вер и искать путь, который бы охватывал их обе.

Сикхизм (от сикка, что означает <ученик>) объединил индуистское бхакти и

суфийский мистицизм наиболее успешным образом. Сикхизм начинался как мирная

религия и смиренно терпел преследования со стороны мусульман, но при

десятом гуру, Гобинде Сингхе, необходимость самосохранения и защиты веры от

гонений вынудила сикхов занять жесткую воинственную позицию. Сикхизм

придает особое значение преданности, крепкой вере в гуру, повторению имени

(нам) Бога как средствам спасения, противостоит поклонению идолам,

провозглашает братство всех людей и отвергает кастовые различия (хотя

некоторые кастовые отношения остались и по сей день). В главной традиции

сикхизма не было больше других гуру после Гуру Гобинда Сингха, который

завещал последователям чтить учения десяти гуру, воплощенные в священном

писании, <Ади-Грантхе>.

ЦЕЛИ СИКХИЗМА

Цель последователей сикхизма заключается в мокше, понимаемой как

освобождение и союз с Богом, который описывается как союз влюбленных и

приводит к самотрансцендированию, преодолению эгоизма и дарует блаженство,

или ананду. Сикх поглощен Богом, он растворяется, отождествляет себя с Ним.

Это - осуществление индивидуальности, в которой человек, свободный от

ограничений, становится сопространным, сопричастным и соприсущим Богу. В

сикхизме мокша означает вхождение в Божественную любовь. Человек не есть

Бог, но находит осуществление в едином с Ним мистическом сознании. Бог -

это личностный Господь и Творец.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

В сикхизме к цели, мокше, ведет путь джапы и пения гимнов. Посредством

воспевания Святых Имен (сат-нама) душа очищается от всякой скверны,

побеждает эго и успокаивает блуждающий ум. Это приводит к

сверхсознательному покою. Из этого состояния сикх входит в божественный

свет и достигает божественного блаженства. После того как эта высшая цель

достигнута, преданный должен направить свое осознание на благо других.

Высшая реализация возможна только благодаря милости Бога, а она дается

только тому, кто следует за садгуру (а в наше время - за сантом, или

святым, поскольку живых гуру больше нет) и повторяет святые имена Господа,

руководствуясь <Ади-Грантхом>, священным писанием и единственным хранителем

духовной истины. У сикхов нет поклонения образам Божества или божественным