Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 59 из 119)

способов поведения, создающих нашу культуру. Эта глава может быть и чем-то

большим. Она может стать началом открытия вашего собственного места в этой

великой схеме. Вы вольны выбрать любую из этих форм поклонения, практики и

достижения. Но на любом пути к совершенству нельзя обойтись без наставника,

без того, кто прошел этим путем раньше. Жить без наставника - это все равно

что пересекать океан без карты и компаса. Сравните ваши сегодняшние

верования с верованиями, которые содержатся в нашем обзоре, и подумайте о

том, какие требования каждый путь предъявляет к своим последователям.

Сделав это, смело объявите самому себе, кто вы такой на самом деле.

Объявите о вашей духовной принадлежности, о вашем наставнике и о том, к

какой религии вы, как выяснилось, склонны. И затем следуйте выбранному вами

пути со всем сердцем. Отдайте ему всю вашу преданность, энергию и верность,

направляясь к цели. Настоящие искатели на пути, чающие подлинного

достижения, не скачут с одного пути на другой, от одной школы к другой, от

одного учителя к другому, так как известно, что нерешительность подавляет

всякий духовный рост.

БХАРАТА КАЛАЧАКРА

Индуистская хроника

Чакра, или колесо, символизирует время, совершенное мироздание, а также

циклы бытия. Время и пространство тесно переплетаются, как спицы в колесе.

Восемь спиц обозначают восемь мировых направлений, каждое из которых

обладает особым качеством и управляется особым божеством.

Многие аспекты нынешнего состояния Индии и индуизма можно лучше понять,

рассмотрев их происхождение и историю. Ниже мы предлагаем вниманию читателя

краткую хронологию, в которой рассказывается о мудрецах, царях, иноземных

завоевателях и местных реформаторах Индии, которые сделали свой вклад в

сокровищницу самой древней в мире цивилизации. Трудно переоценить тот факт,

что индуистская Индия была домом четверти человечества с доисторических

времен. Ее история, вкратце обобщаемая здесь, - это важнейший ключ к

пониманию человеческой истории вообще. Та обращенность к духовности,

которой проникнуты индийское мышление и индийская история, беспрецедентна в

опыте человечества. Царь среди своего двора, мудрец на своей горе и

крестьянин в одной из 700 тысяч деревень Бхараты (Индии) - все они следуют

своей дхарме, имея в виду общую конечную цель: духовное просветление. Эта

всеобщая направленность является источником удивительной устойчивости

индуизма к воздействию соревнующихся между собой религий и армий

захватчиков. Нет другой нации, которая пережила бы такое количество

завоевателей - и сохранила себя. Все эти вторжения приводили самые разные

народы мира на субконтинент, равняющийся по площади одной трети Соединенных

Штатов. При этом Индия осталась Индией. Многими достижениями древние индусы

могли бы гордиться: изобретением десятеричной системы счисления и цифр,

философией, лингвистикой, хирургией, городским проектированием и наукой

управления государством. А также достижением, оказавшимся весьма полезным

при составлении данной хронологии: высокоразвитой астрономией. Даты

индийской истории после Будды вызывают мало споров. Даты же до Будды часто

устанавливались, к сожалению, на основе не только научных свидетельств, но

и просто преобладавших в тот момент мнений или политических соображений.

При этом западная ученость всегда демонстрировала упорную тенденцию к

отрицанию древности индуизма. Индийский ученый С. Б. Рой указывает, что

повсеместно принятая хронология немецкого лингвиста Макса Мюллера

(1823-1900) базируется исключительно <на сказках из "Катхасаритасагары">.

Историк Клаус К. Клостермайер соглашается: <Хронология Макса Мюллера,

некритически принятая большинством западных ученых, основывается

действительно на весьма шатком фундаменте>. Хотя Мюллер и много сделал для

знакомства Запада с мудростью Индии, он сам признавался в своем тайном

стремлении подорвать позиции индуизма. В письме к жене в 1886 г. он пишет:

<Перевод Вед многое прояснит в судьбе Индии и в том, как развивались

миллионы душ в этой стране. Это корень их религии, и я уверен, что показать

им, что собой представляет корень, - это единственный способ искоренения

всего того, что выросло из него за последние 3000 лет>.

Современные исследователи, такие как д-р Б. Г. Сиддхартх из Научного Центра

Б. М. Бирлы, д-р С. Б. Рой, профессор Субхаш Как, д-р Н. Р. Варадпанде,

Бхагван Сингх и д-р Дэвид Фроули, ведачарья, разработали более точную

картину древней Индии, собрав новые хронологии на основе высоконадежного

метода: датирования эпизодов писаний по упоминающимся в них астрономическим

феноменам с учетом прецессии равноденствий. Ось вращения Земли совершает

колебания. Это приводит к тому, что созвездия, как они видны с Земли,

смещаются с постоянной скоростью по предсказуемой траектории, совершая

полный цикл за 25 000 лет. На основе вычислений, например, стих из Ригведы,

в котором говорится о зимнем солнцестоянии в созвездии Овна, можно отнести

к 6500 г. до н. э. Фроули утверждает: <Прецессионные изменения являются

ключом к пониманию индийской астрономии. Нельзя игнорировать их в древних

текстах просто потому, что они дают нам даты, слишком ранние для

общепринятых воззрений на историю человечества>. Кроме астрономических

указаний в писаниях, многое поддерживает датировки вышеупомянутых ученых:

радиоуглеродный анализ, раскопки городов индо-сарасватийской долины и

недавнее установление русла древней реки Сарасвати, важного предмета

ведических писаний.

Значительная часть датировок в настоящей хронологии до 600 г. до н. э. взята

из работ д-ра С. Б. Роя (Хронологические рамки индийской протоистории:

нижний предел, опубликовано в The Journal of the Baroda Oriental Institute,

март-июнь 1983 г.) и Дэвида Фроули (Боги, мудрецы и цари). Некоторые

исправления в нашей хронологии сделал проф. Шива Г. Баджпай, д-р фил.,

директор Отдела азиатских исследований Калифорнийского государственного

университета, соавтор (наряду с проф. Джозефом Э. Шварцбергом и д-ром

Раджем Б. Матхуром) Исторического атласа Южной Азии.

Макс Мюллер был первым евангелистом одной очень зловредной догмы, которую в

конце концов навязали индийской истории, а именно теории <арийского

вторжения>. Термин арья, изначально означавший в Ведах <благородный>, затем

примененный к праязыку, от которого произошли греческий, санскрит, латынь,

германские и другие языки, постепенно стал относиться к тем, кто говорил на

этом праязыке, к предполагаемой расе светлокожих ариев. Идея материнской

расы овладела умами европейских христианских ученых в XVIII-XIX вв., и они

создали разработанные гипотезы о путях миграций ариев из Центральной Азии

на запад в Европу, на юг в Индию и на восток в Китай. При этом арии

покоряли местные примитивные народы и основывали великие мировые

цивилизации. Согласно этой теории, Веды, сердце и ядро Санатана Дхармы,

были принесены в Индию извне, а не составлены в самой Индии.

Хотя <арийской> теории недоставало научных доказательств, она (и

арийско-дравидское расовое противостояние как следствие из нее) была

принята и проповедовалась как установленный факт. Тому было три главных

причины. Теория предлагала удобный прецедент для британского, христиан -

ского вмешательства в дела Индии. Она примиряла древность индийской

цивилизации и религиозных писаний с библейской датой Творения: 4000 г. до

н. э. Наконец, она создавала разделение и конфликт между народами Индии,

делая их уязвимыми и податливыми для христианских миссионеров. Современные

ученые как Востока, так и Запада считают, что народ Ригведы, называвший

себя арья, был автохтонным в Индии, и не было никогда никакого <арийского

вторжения>. Доказано, что языки Индии имеют общих предков:

древнесанскритский и тамильский. И даже эти два вроде бы не связанных друг

с другом языка, согласно последним исследованиям <суперсемей>, имеют общее

происхождение от древнего языка, которому пока дали условное название

ностратический.

Примечание к хронологической таблице

В колонке дат даты до нашей эры указаны со знаком минус. Перед датами,

установленными лишь приблизительно, стоит ок., что означает <около>. Все

даты до рождения Будды (624 г. до н. э.) являются приблизительными.

-2,5 млн. Род Homo появился в Африке, колыбели человечества.

-2 млн. Каменные изделия изготовляются и используются гоминидами в сев.

Индии, в районах, богатых животными видами, в том числе слонами.

-500 000 Каменные ручные топоры и другие орудия используются в сев. Индии.

-470 000 Индийские гоминиды активны в Тамилнаде и Пенджабе.

-400 000 Шоанская культура в Индии использует примитивные рубящие орудия.

-360 000 Homo erectus впервые пользуется огнем в Китае.

-300 000 Homo sapiens расселяется из Африки в Азию.

-100000 Homo sapiens sapiens, люди с таким же размером мозга, как и у

человека XX века (1450 куб. см.), живут в вост. Африке и мигрируют в Азию

через Суэцкий перешеек.

-75000 Начинается последний Ледниковый период. Человеческое население Земли

достигает 1,7 млн.

-45000 Овладев мореплаванием, люди мигрируют из Юго-Вост. Азии в Австралию и

на острова Тихого океана.

-40000 Группы охотников и собирателей в центральной Индии живут в пещерах с

разрисованными стенами. Подобные группы в северном Пенджабе живут на

открытом пространстве в шалашах.

-35000 Различные волны миграций из Азии заселяют Европу.

-30000 Люди заселяют обе Америки.

-10000 Ледниковый период заканчивается. Первые признаки сельского хозяйства.

Население мира 4 млн. чел., Индии - 100 000 чел.

-10000 Тайттирийя-брахмана (3.1.2) упоминает о созвездии Пурвабхадрапада,