Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 80 из 119)

См.: Араньяка, Брахмана, шрути, Упанишад, Веданга.

Веданга. "Член Веды". Шесть отраслей постведических наук, почитаемых как

вспомогательные по отношению к Ведам. Четыре Веданги охватывают вопросы

правильного воспевания Вед. Это: 1) Шикша (фонетика), 2) Чхандас (метр), 3)

Нирукта (этимология), 4) Вьякарана (грамматика). Оставшиеся две Веданги -

это 5) Джйотиша-веданга (астрономия и астрология) и 6) Кальпа-веданга

(процедурный канон), к которой относятся Шраута- и Шульба-шастры

(ритуальные кодексы), Дхарма-шастры (общественный закон) и Грихья-шастры

(домашние кодексы). См.: Кальпа-веданга, Веды и отдельные статьи по

поименованным текстам.

веданта. "Конечная мудрость" или "завершение Вед". Веданта - это система

мышления, воплощенная в Упанишадах (ок. 1500-600 гг. до н. э.), которые

делают конечные выводы к Ведам. За тысячелетия развились многочисленные

школы веданты, от чистого дуализма до абсолютного монизма. Первоначальной

школой является адвайта-ишваравада, она же "монистический теизм", или

панентеизм. Представитель этой школы - Риши Тирумулар (ок. 250 г. до н. э.)

из Нандинатха-сампрадайи, автор книги Тирумантирам, которая является

совершенным обобщением Вед и Агам. Учение Тирумулара - это полное согласие

монизма и дуализма, которое, по заявлению философаи государственного

деятеля д-ра С. Радхакришнана, лучше всего отражает философию Упанишад.

После 700 г. н. э. развилось много других школ веданты, каждая из которых

утверждала себя через письменные комментарии к главным Упанишадам,

Бхагавад-гите и Брахма-сутрам. Брахма-сутры Бадараяны (ок. 400 г. до н. э.)

- это самая ранняя систематизация веданты, но их крайне сжатые афоризмы

трудно понять без комментариев. Во время "схоластической эры" (700- 1700

гг.) появились три основные вариации веданты: 1) адвайта-веданта, или

чистый недуализм, представленный Шанкарой (788-820 гг.); 2)

вишишта-адвайта-веданта, или ограниченный недуализм, наиболее полно

выраженный Рамануджей (1017-1137 гг.); и 3) двайта-веданта, дуализм,

которому учил Мадхва (1197-1278 гг.).

Панентеизм прослеживается в тех ограниченно-недуалистических школах

веданты, которые принимают конечную тождественность души и Бога. Примерами

являются вишишта-адвайта Бхаскары (ок. 950 г.), шуддха-адвайта, или "чистый

недуализм", Валлабхи (ок. 1475-1530 гг.) и, в меньшей степени,

вишишта-адвайта Рамануджи.

Мадхва, дуалист, относится к Брахману как к Личностному Богу. В его

философии вселенная, души и Бог отдельны друг от друга и все реальны.

Рамануджа, ограниченный недуалист, также относится к Брахману как к

Личностному Богу. В его философии Бог не рассматривается отдельно от душ и

мира, поскольку все вместе они образуют единое целое. Мир и души реальны

как тело Бога, и индивидуальная душа чувствует себя частью Бога. Шанкара,

строгий адвайтист, относится к Брахману как к Безличному Богу, Абсолюту.

Шанкара не отрицает существования Личностного Бога (Ишвары), но объявляет

Ишвару настолько же нереальным, насколько нереальны вселенная и

индивидуальность души. Истина в том, что единственная реальность - это

Абсолют, и человек ЕСТЬ этот Абсолют. Для Риши Тирумулара, панентеиста,

существует вечное единство Бога и человека на уровне внутреннего бытия, но

в процессе эволюции души между ними ощущается различие. В конце концов это

различие растворяется в единстве. Таким образом, существует совершенно

безначальное единство и временное различие, которое находит свое разрешение

в совершенной финальной идентичности.

Другими важными школами веданты являются двайтадвайта, "дуальный

Недуализм", Нимбарки (ок. 1150 г.) и ачинтья-бхедабхеда, "невообразимое

различие-неразличие", Чайтаньи (1485-1534).

Веданта является одной из шести классических философий (шад-даршана) наряду

с ньяей, вайшешикой, санкхьей, йогой и мимансой. Веданту также называют

уттара-мимансой, "верхним или поздним исследованием", в отличие от

пурвамимансы, которая занимается исключительно ранними частями Веды. См.:

адвайта-ишваравада, двайтадвайта, Мадхва, панентеизм, Рамануджа,

Тирумантирам, Шанкара.

Веданта Дешикар (1268-1369). Тамильский ученый и поэт, основатель

вишнуитской секты вадагалай, центр которой находится в Канчипураме.

Веданта-сутра. См.: Брахма-сутра.

ведачарья. "Знаток Вед". Почетный титул, присваиваемый обычно ученым

брахманам (пандитам), теологам и другим знатокам санскрита и ведических

писаний.

ведическо-агамический (ведийско-агамический). Опирающийся на авторитет и

Вед, и Агам как двух типов шрути, священных богооткровенных писаний

индуизма, представляющих собой два параллельных потока в единой традиции и

истории. Различие между ведантой (ведической традицией) и сиддхантой

(традицией Агам) традиционно описывается следующим образом. В то время как

Веды описывают человека, взирающего на Бога, Агамы рисуют несколько иную

картину, когда Бог Сам смотрит на человека, желая помочь ему. Примечателен

тот факт, что Веды возвещены устами риши, а тексты Агам дарованы Богом или

Богиней. См.: шрути.

вель (тамил.), шула (санскр.). "Копье". Символ божественной власти Господа

Карттикейи как Владыки йоги и предводителя воинства дэвов.

ветти (тамил.). От санскритского вештана, "опоясывание". На хинди - дхоти.

Длинный, некроеный кусок ткани, носимый наподобие юбки мужчинами на юге

Индии и в Шри-Ланке. Существуют различные варианты ношения ветти.

вибхути. "Могущество; сила". Священный пепел, получаемый либо из просеянной

золы (бхасмы), оставшейся после яджни, или агнихотры, либо приготовленный

сжиганием высушенного коровьего помета с добавлением молока, меда, гхи и

некоторых ароматических веществ с последующим освящением в ритуале пуджи.

Символизирует чистоту и является одним из самых священных для всех шиваитов

атрибутов служения Шиве. Шиваиты (а также шактисты и большинство

смартистов) наносят священным пеплом на лоб три горизонтальные полосы -

трипундру, шиваитскую тилаку. Вибхути также символизирует сиддхи,

мистические силы, развивающиеся от практики йоги и аскетизма. Третья часть

Йога-сутры Патанджали, описывающая сиддхи, носит название Вибхути-пада. Для

вира-шиваитов вибхути является однойиз восьми аваран. См.: тилака,

трипундра, ашта-аварана, вира-шиваизм.

виваха. "Бракосочетание". Одна из самскар. См.: самскара.

Вивека-мартанда. Философский трактат шиваитской школы сиддха-сиддханта,

приписываемый Горакшанатхе (ок. 900 г.).

Вивекананда, Свами (1863-1902). Ученик Шри Рамакришны, всю жизнь движимый

горячей любовью к индуизму и миссионерским пылом. Наиболее примечательным

из его деяний было кругосветное путешествие, во время которого он давал

блестящие лекции в Европе и Америке, породившие уважение к индуизму. В

Индии он основал Миссию Рамакришны, которая сегодня имеет более 100 центров

по всему миру и около 1000 санньясинов. Ему, наряду с Тагором, Ауробиндо,

Радхакришнаном и др., принадлежит заслуга инициирования современного

возрождения индуизма. См.: джняна-йога, Рамакришна.

Вивека-чудамани. "Драгоценность различения". Известное произведение Шанкары

(788-820) о духовной дисциплине и различении между реальным и нереальным

как пути к Богу.

Вигхнешвара. "Владыка препятствий". Имя Господа Ганеши, указывающее на Его

власть устранять и создавать препятствия, чтобы вести души по правильному

пути. См.: Ганеша.

видехамукти. "Освобождение, достигаемое вне тела". Избавление от

перерождений через нирвикальпа-самадхи, достигнутое в момент смерти. См.:

дживанмукти, кайвалья, мокша, нирвикальпа-самадхи.

Виджаянагар(а). "Город победы". Название города и последней индуистской

империи, центр которой был расположен на территории современного штата

Карнатака. Ее влияние простиралось до Малайи и Индонезии. Расцвет империи

приходится на промежуток с 1336 по 1565 гг., после чего она начинает

приходить в упадок под ударами мусульманских завоевателей. Огромное

значение Виджаянагара состоит в том, что это государство предотвратило

окончательное завоевание и опустошение юга Индии мусульманами.

виджнянамайя-коша. "Слой сознания". Ментальный или интуитивно-сознательный

слой души. См.: душа, коша, ментальное тело.

видья. "Знание". От корня вид, "знать", от которого также образовано слово

Веда. Сила и способность понимать высшие истины, обретаемая через обучение

и медитацию как милость Бога и гуру. Противостоит авидье, неведению. См.:

авидья.

Винаяка. "Устранитель". Имя Господа Ганеши как устранителя препятствий

(иногда с добавлением впереди слова вигхна, "препятствие"). См.: Ганеша.

Винаяка Ахаваль (тамил.). "Гимн Винаяке". Знаменитая тамильская поэма-гимн в

честь Ганеши, написанная в VIII-ом веке женщиной-святой Аувайяр.

Винаяка Вратам. 21-дневный праздник в честь Господа Ганеши, начинающийся в

день полнолуния в ноябре-декабре. Важный праздник в Тамилнаде и у

тамильской диаспоры. В храмах Ганеши проводятся особые пуджи, и преданные

приносят обеты (врата) - например, посещать ежедневную пуджу или поститься,

принимая пищу только один раз в день. См.: Винаяка.

вира-шиваизм. Другое название - лингаята-шиваизм. Одна из шести основных

школ шиваизма. Стала распространенной благодаря Басаванне (XII в.). Имеет

около 10 млн. последователей, в основном в индийском штате Карнатака. См.

Приложение 2.

висарджана. "Отбытие; отделение". Ритуальная церемония отсоединения энергии

(прана-шакти) присутствия Божества от почитавшегося в пудже образа (мурти).

Важный элемент агамического ритуала. См.: Ганеша Чатуртхи.