Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 89 из 119)

кальпа. 1) Правила и предписания в отношении совершения религиозных обрядов

и церемоний, приводимые в Кальпа-веданге, или Кальпа-сутрах. 2) Намерение

что-либо совершить, синоним слова санкальпа. 3) Отрезок времени, известный

также как день Брахмы, равный 994 махаюгам, или 4 294 080 000 лет. См.:

космический цикл, Кальпа-веданга, санкальпа, юга, махапралайя.

Каллата. Крупный учитель и теолог кашмирского шиваизма, живший во второй

половине IX столетия. Ученик Васугупты. Автор Спанда-карики (Спанда-сутры),

одного из важнейших трудов кашмирской традиции шиваизма. См.: кашмирский

шиваизм.

Кальпа-веданга. Также известна как Кальпа-сутры. Общее название трех групп

вспомогательных ведических текстов: 1) Шраута-сутр и Шульба-сутр, о

публичных ведических церемониях (яджнях), 2) Грихья-сутр (или -шастр), о

домашних ритуалах и общественных обычаях, 3) Дхарма-шастр (или -сутр), о

религиозном законе. Существуют многочисленные собрания Кальпа-сутр,

составленные различными риши. Каждое собрание связано с одной из четырех

Вед. См.: Веданга.

Кальяна. Город в Карнатаке, на юге Индии.

кама. "Желание; удовольствие; любовь". Культурно-эстетическое,

интеллектуальное и сексуальное наслаждение и удовлетворение. Одна из

четырех ценностей человеческой жизни, или пурушартх. См.: Кама-сутра.

камандалу. Сосуд для воды, обычно изготавливаемый из высушенной тыквы,

дерева или металла. Один из традиционных атрибутов санньясинов

ведантистской традиции, символ простой, аскетической жизни и самоконтроля.

См.: санньяса-дхарма, санньяси(н).

Кама-сутра (-сутры). "Афоризмы о наслаждении". Текст Ватсьяяны (V век),

посвященный эротике. Кама-сутра и другие Кама-шастры иногда относят к

Упаведам. См.: Упаведа.

Камика-агама. Важное писание, одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты, широко

доступная сегодня. Ее крия-пада, раздел, посвященный ритуалам и сооружению

храмов, весьма почитаем южноиндийскими шиваитскими брахманами. См.:

Шайва-агамы.

Канада. Основатель вайшешика-даршаны, авторВайшешика-сутр. См.: шад-даршана.

Кандар-анубхути. Мистическая поэма из 51 стиха в честь Господа

Карттикейи-Муругана, сочиненная тамильским святым Арунагиринатхаром (ок.

1500 г.).

каннада. Один из четырех современных дравидских языков, особенно важную роль

играющий в жизни вира-шиваитов. На этом языке говорят 20 млн. чел., в

основном обитателей штата Карнатака.

канпхати (хинди). "Те, у кого прорезаны уши". Аскетический орден для мужчин

и женщин, основанный Горакшанатхой (ок. 950 г.). Название происходит от их

традиции носить большие серьги. Практикуют кундалини-хатха-йогу. См.:

сиддха-сиддханта.

капалика. Аскетическая секта, выделившаяся из пашупатов ок. 500 г. и почти

исчезнувшая к 1400 г. Имели репутацию экстремистов в духовной практике.

Возможные предшественники йогов сиддха-сиддханты Горакшанатхи.

Капила. Основатель (ок. 500 г. до н. э.) философии санкхья, одной из шести

даршан индуизма. См.: шад-даршана.

капха. "Вода; влага; жидкость; слизь". Одна из трех дош, определяющих

телосложение, физиологию и темперамент человека. См.: аюрведа, доша.

Каравана-махатмья. Священный текст шиваитской школы пашупатов. См.:

пашупата-шиваизм.

Карана-агама. Одна из 28 Агам шайва-сиддханты. Ее крия-пада оказывает

влияние на ритуальные функции практически всех южноиндийских храмов.

Карана-хасуге. Одно из центральных писаний вира-шиваитов. Автор -

Ченнабасаванна.

карана-читта. "Причинный ум". Интуитивно-сверхсознательный ум души.

Соотносится с анандамайя-кошей, называемой также карана-шарирой, причинным

телом. См.: коша, ум (пять состояний), душа, индивидуальная душа.

карана-шарира. "Причинное тело". Тело души. См.: коша, душа, тонкое тело.

карма. "Действие". 1) Любое действие или деяние. 2) Принцип причины и

следствия. 3) Последствие или "плод" действия, который рано или поздно

возвращается к действующему. То, что мы сеем, мы и пожнем в этой или

будущих жизнях. Эгоистические или недоброжелательные действия (папакарма

или кукарма) принесут страдания. Доброжелательные действия вернутся

любовью. Карма - нейтральный и самоподдерживающийся закон внутреннего

космоса, подобно тому как гравитация является безличным законом внешнего

космоса. Собственно, гравитация - это малое, внешнее проявление более

глобального закона кармы. Карма имеет три аспекта: саньчита, прарабдха и

криямана. Саньчита-карма, "накопленные действия", - это сумма всех карм

этой и прошлых жизней. Прарабдха-карма, "начавшиеся действия", - это та

часть саньчита-кармы, которая приносит плоды и оформляет события и условия

текущей жизни, включая природу наших тел, личные склонности и

привязанности. Криямана-карма, "делаемое сейчас", - это та карма, которая

создается и добавляется к саньчите в этой жизни нашими мыслями, словами и

действиями или во внутренних мирах в промежутке между жизнями. Некоторые

криямана-кармы приносят плоды в текущей жизни, а другие сохраняются до

будущих рождений. Каждый из этих типов можно разделить на две категории:

арабдха ("начавшееся, предпринятое" - карма, пускающая ростки) и анарабдха

("не начавшееся, дремлющее", то, что называется "семенная карма"). В

популярной аналогии карма сравнивается с рисом на разных стадиях развития

растения. Саньчита-карма, накопленные последствия наших прошлых действий,

подобны рису, сжатому и засыпанному в амбар. Из сохраненного риса малая

часть была взята, очищена от шелухи, обработана и употреблена в пищу. Это

прарабдха-карма, прошлые действия, которые придают форму событиям

сегодняшним. Тем временем новый рис, в основном из самого последнего урожая

прарабдха-кармы, сеют на поле; он даст будущий урожай и будет добавлен в

закрома. Это криямана-карма, последствия текущих действий. В шиваизме карма

является одной из трех основных оков души наряду с анавой и майей. Карма

есть движущая сила, приводящая душу снова и снова к человеческому рождению

в эволюционном цикле трансмиграции, называемом сансарой. Когда все земные

кармы разрешаются или "растворяются", душа освобождается от перерождений.

Это - цель всех индуистов. Для каждого из трех видов кармы есть свой метод

растворения. Непривязанность к плодам действий, а также ежедневные ритуалы

поклонения и строгое следование законам дхармы останавливает накопление

крияманы. Прарабдха-карма растворяется только переживанием и проживанием.

Саньчита-карма, обычно недоступная, выжигается только милостью и дикшей

(посвящением) садгуру (духовного учителя), который предписывает садхану и

тапас для пользы шишьи (ученика). Жар Кундалини, поддерживаемый таким

радикальным искуплением, высушивает семена непроросших карм, и они уже

никогда не прорастут ни в какой из жизней. На личную или персональную карму

влияет более широкий контекст семейной кармы, кармы сообщества, страны,

мира и вселенской кармы. См.: Патипашу-паша, душа.

карма-йога. "Союз посредством действия". Путь бескорыстного служения. См.:

йога.

кармашайя, "Держатель кармы". Тело души, известное еще как анандамайя-коша

или карана-шарира. См.: анандамайя-коша, карма, коша, карана-шарира.

карнаведха. "Прокалывание ушей". Одна из самскар. См.: самскара.

Карнатака. Штат на юго-западе Индии, где некогда процветало государство

Виджаянагар. Центр вира-шиваизма. Славится традициями классического танца и

музыки. Население - 25 млн. чел., площадь - 74 043 кв. миль.

Карттикейя. Дитя Плеяд, отКриттика, "Плеяды". Сын Шивы. Великий махадэва,

почитаемый во всех концах Индии и мира. Также известный как Муруган,

Кумара, Сканда, Шанмукханатха, Субраманья и др., он является богом,

руководящим той частью эволюции, которая связана с религией, трансформацией

инстинктивного в божественную мудрость посредством практики йоги. Он держит

священный вель (копье), символизирующий джняна-шакти (присущую ему Силу,

покоряющую тьму невежества).

Карттикейя-стотрам. Подраздел (Рудраямала-тантра) Шакта-тантр, посвященный

богу Карттикейе.

Карунакарак Кадавуль. Гимн Шиве на тамильском языке, сочиненный святым

Таюманаваром (1705-1742). См.: Таюманавар.

карунья. "Сострадание; милость". В шиваизме (особенно у пашупатов) является

синонимом понятия ануграха-шакти, явленной милости Шивы. См.:

ануграха-шакти.

каста. См. джати.

каула. От слова кула, "семья". Последователь шактистской тантрической школы

Кали-кула, приверженец каула-дхармы, т. е. "тантры левой руки". Каулами

принято также называть натхов и последователей шактистски ориентированных

упасампрадай кашмирского шиваизма. Весьма влиятельная ветвь традиционного

шакта-тантризма. См.: шактизм, Кали, тантризм, кашмирский

шиваизм.

Каундинья (ок. 500 г.). Автор комментария к Пашупата-сутрам. См.:

Пашупата-сутры, пашупата-шиваизм.

Кауруша. Один из четырех известных учеников Лакулиши. См.: Лакулиша,

пашупата-шиваизм.

Катха-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Тайттирийябрахмане

Яджурведы. Содержит известный рассказ о Начикетасе, который получает от

Ямы, бога смерти, знание об освобождении, достигаемом при реализации

Высочайшего.

Катхиргама-пурана. Вторичное писание, посвященное известному обиталищу

Господа Муругана (Карттикейи) в центре Шри-Ланки.

Каушитаки-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Ригведе. В ней

обсуждаются: 1) путь души после смерти, 2) учение о пране в связи с атманом

и 3) достижение мокши.

кашайя. "Коричнево-красный". Традиционный цвет одежды санньясинов. См.:

кави.

Кашмир(а). Самая северная часть Индии, современный штат Джамму и Кашмир.