Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 42 из 119)

даже единственным возможным списком его традиций. Реальный шиваизм гораздо

богаче и разнообразнее, чем предполагает эта схема. Есть, например,

разновидности шиваизма, которые практикуют тринадцать миллионов человек в

Непале, три миллиона в Индонезии или пятьдесят пять миллионов

индуизированных яванцев, которые поклоняются Шиве под именем Батара.

Подумайте также о миллионах смартов и других универсалистов, которые

приняли Ганешу, Муругана или Шиву в качестве своего избранного Божества,

или о многих и многих поклонниках Аяппана, которые совершают богослужения в

южноиндийских святилищах Господа Муругана. При этом нельзя упускать из виду

тот факт, что лишь горстка людей из миллионов кашмирских последователей

Шивы формально связывают себя со школой, которая называется <кашмирский

шиваизм>. Подобным образом, и в южноиндийском штате Тамилнад, где Шиве

поклоняются более пятидесяти миллионов человек, только хорошо

информированное меньшинство называет себя шайва-сиддхантинами. Наше

обсуждение этих шести школ и их традиций основывается на исторической

информации. В исторических записях имеются существенные пробелы, но в

каждый момент, когда прошлое приподнимает перед нами свою завесу, мы видим,

что поклонение Шиве присутствует. В долине Инда 8000 лет назад делали

печати, на которых Шива изображался как Господь Пашупати, сидящий в

йогической позе. В <Рамаяне>, которую датируют астрономическими методами

2000-ми гг. до н. э., Господь Рама поклоняется Шиве, как и его противник

Равана. В <Махабхарате>, датируемой примерно 1300-ми гг. до н. э., мы снова

встречаем поклонение Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской

семье, и исторические записи того времени говорят о шиваитских аскетах,

которые блуждали по холмам и выглядели во многом так же, как и сегодня.

Основу всех школ шиваизма составляют Шайва-агамы. Философия этих Агам -

теистическая, т.е. в них Шива предстает Всевышним Богом, имманентным и

трансцендентным одновременно, принимающим поклонение как личностный Господь

и достижимый посредством йоги. Эта теистическая концепция проходит красной

нитью через все школы.

С философской точки зрения агамическая традиция включает следующие основные

доктрины: 1) пять энергий, или милостей, Шивы: творение, сохранение,

разрушение, сокрытие и откровение; 2) три категории: Пати, пашу и паша -

Бог, души и узы; 3) три вида уз: анава, карма и майя; 4) тройственная

энергия Шивы - иччха-, крия- и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или

категорий бытия, от пяти элементов материи до Бога; 6) необходимость

садгуру и инициации; 7) сила мантры; 8) четыре пады: чарья, крия, йога и

джняна.

Изучая отдельные школы и линии внутри шиваизма, имейте в виду, что все они

придерживаются этих учений. Наше обсуждение будет, что вполне естественно,

сосредоточено на различиях между школами, но различия не должны заслонять

внушительного сходства, существующего как в вере, так и в практике.

В Шайва-агамах содержатся и монизм, и дуализм, и промежуточные философии.

Поэтому различные школы могут стоять на разной философской платформе и при

этом все - опираться на Агамы. Традиция кашмирского шиваизма утверждает,

что Шива открыл различные философии людям различного склада ума, чтобы

каждый мог продвигаться по духовному пути к признанию внутреннего единства

человека и Бога.

При этом мало кто из последователей Шивы в наше время или в прошлом был

непосредственно знаком с Агамами. Чтение и писание было прерогативой

специально подготовленных книжников, и даже сегодня Агамы сохраняются в

основном на тех же листьях олай, на которых они передавались из поколения в

поколение.

Агамическая философия и практики передаются обычному человеку по другим

каналам, одним из которых являются Шайва-пураны. Эти собрания устных

преданий о жизни богов пропитаны агамической философией. Например,

<Шива-пурана> провозглашает: <Шива есть великий Атман, ибо Он есть Атман

всего, Он вечно наделен великими качествами. Преданный должен осознать, что

Шива тождествен ему самому: "Я - только Шива">.

Второй канал передачи агамической философии - это шиваитский храм, так как

устройство храмов и выполнение храмовых ритуалов устанавливаются именно в

Агамах; собственно, это одна из важнейших тем Агам. Священники пользуются

специальными руководствами (паддхати), в которых обобщаются все инструкции

по богослужению, содержащиеся в Шайва-агамах. Третий канал - это песни и

бхаджаны шиваитских святых, которые, при всей своей простоте, несут мощное

философское содержание. Четвертый канал - это непрерывные устные поучения

от гуру, свами, пандитов, шастри, священников и старейшин.

Итак, шиваизм не является единой иерархической системой. Скорее, это

совокупность тысячи традиций, больших и малых. Некоторые из них - традиции

ортодоксальные и благочестивые, другие - иконоборческие, третьи - например,

капалики и агхори - жестко аскетические, эксцентрические и оргиастические.

Для некоторых Шива есть мощный, грозный, ужасающий разрушитель, но для

большинства Он - воплощенная любовь, сострадательный и нежный Бог. И для

почти всех из миллионов преданных Шивы шиваизм - это не философская школа,

а сама жизнь. Они просто любят Шиву и следуют почитаемым традициям своей

семьи и общины. Эти люди посещают храмы и отмечают переломные моменты жизни

святыми таинствами. Они совершают паломничества, творят ежедневные молитвы,

практикуют медитации и йогические дисциплины. Они поют священные гимны,

слушают рассказы из Пуран и повторяют стихи из писаний. И все же весьма

полезно разобраться в формальных идейных потоках, которые питают и

поддерживают эту религию. И мы начинаем наше краткое описание шести школ

шиваизма с самой влиятельной школы, шайва-сиддханты.

Шайва-сиддханта

Шайва-сиддханта - самая древняя, самая энергичная и широко практикуемая

сегодня школа шиваитского индуизма, охватывающая миллионы приверженцев,

тысячи действующих храмов и десятки живых монашеских и аскетических

традиций. Несмотря на популярность сиддханты, ее славное прошлое как

всеиндийской религии относительно мало известно людям, а сегодняшняя

сиддханта отождествляется в основном с ее южноиндийской, тамильской формой.

Термин шайва-сиддханта означает <последние или признанные выводы шиваизма>.

Это формализованная теология божественных откровений, содержащаяся в

двадцати восьми Шайва-агамах. Первым известным нам гуру <чистой> (шуддха)

традиции шайва-сиддханты был Махарши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до

н. э.), упомянутый в книге по грамматике Панини как учитель риши

Патанджали, Вьягхрапады и Васиштхи. Из письменных работ Махарши Нандинатхи

до нас дошли только двадцать четыре санскритских стиха, озаглавленных

<Нандикешвара-кашика>, в которых он изложил древние учения. Из-за его

монистического подхода ученые часто причисляют Нандинатху к представителям

школы адвайта. Следующий выдающийся гуру, упоминающийся в письменных

источниках, - это Риши Тирумулар, сиддха из линии Нандинатхи, который

пришел из Кашмирской Долины в южную Индию, чтобы распространять священные

учения двадцати восьми Шайва-агам. В своем глубоком труде <Тирумантирам>

(<Святое воспевание>) Тирумулар впервые изложил обширные писания Агам и

философию шайва-сиддханты на сладкозвучном тамильском языке. Риши

Тирумулар, как и его садгуру Махарши Нандинатха, проповедует монистический

теизм, в котором Шива является одновременно материальной и действенной

причиной, имманентным и трансцендентным. Шива создает души и мир

посредством эманации из Себя и в конце концов вновь поглощает их в Свое

океаническое Бытие - так вода течет к воде, огонь стремится к огню, эфир -

к эфиру.

<Тирумантирам> показывает сиддханту как последовательный четверичный путь,

составляющими которого являются чарья, добродетельная и высокоморальная

жизнь; крия, храмовое богослужение; и йога - внутреннее поклонение и союз с

Парашивой благодаря милости живого садгуру - которые приводят к состоянию

джняны и освобождению. После освобождения духовное тело продолжает

развиваться, пока полностью не сольется с Богом - джива станет Шивой.

Шуддха-шайва-сиддханта Тирумулара имеет общие корни с сиддха-сиддхантой

Махасиддхайоги Горакшанатхи в том смысле, что обе являются линиями передачи

учения натхов. Линия Тирумулара известна как Нандинатха-сампрадайя, линия

Горакшанатхи - как Адинатха-сампрадайя.

Шайва-сиддханта расцвела в южной Индии как мощное движение бхакти с

элементами сиддха-йоги. В течение седьмого-девятого столетий святые

Самбандар, Аппар и Сундарар странствовали от храма к храму, воспевая

величие Шивы. Они успешно защищали шиваизм от опасности буддизма и

джайнизма. Вскоре царский главный министр Маниккавасагар отказался от мира

богатства и славы, чтобы искать Бога и служить Ему. Его проникновенные

стихи, названные <Тирувачагам>, полны визионерских переживаний,

божественной любви и пламенного стремления к Истине. Песни этих четырех

святых являются частью свода писаний, известного как <Тирумурай>, который

вместе с Ведами и Шайва-агамами образует письменную основу шайва-сиддханты

в Тамилнаде.

Кроме святых, философов и аскетов, в Индии всегда были многочисленные сиддхи

(<достигшие>), опьяненные Богом люди, которые появлялись из столетия в

столетие как святые, гуру, вдохновенные преданные или даже презираемые

всеми <не имеющие касты>. Шайва-сиддханта имеет особые основания считать их