Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 48 из 119)

Непале. Ее приверженцы называются йогами; особое внимание уделяется

отречению от мира - даже для домохозяев. И прежде, и в наше время глубокая

теология часто отходила на второй план, и в главном фокусе внимания

оказывалась кундалини-хатха-йога. Система ценностей сиддхасиддханты часто

заставляет ее последователей удаляться от общества. Эта секта также широко

известна как натха, горакша-пантха и сиддха-йоги-сампрадайя. Другие ее

названия: Адинатха-сампрадайя, натхаматха и сиддхамарга. Слово горакх или

горакша означает <коровий пастух>. (Кстати, слово <горкха> означает жителя

Непала и тождественно <гуркха>, названию известного воинственного племени

из этой страны.)

Сегодня эта традиция натхов представлена садху-горакшанатхами и

многочисленными другими почтенными орденами гималайских монахов,

поддерживающих дух отречения от мира в поисках <Я>. Миллионы современных

ищущих черпают из их учений, среди которых блистает текст Сватмарамы (XVI

век) <Хатха-йога-прадипика> (<Освещение йоги>). Из этих мощных древних

корней почти во всех странах мира выросли школы йоги, Они напористы. Они

динамичны. Они дают результаты - физические, ментальные и эмоциональные.

Они обычно не обучают религии индуизма, но дают минимальное представление о

пудже, гуру, карме, дхарме и существовании всепроникающей силы, которая

называется энергией. Эти свободно сплетенные философские посылки и

прагматические результаты, приносимые практиками хатха-йоги, пранаямы и

медитации, привлекают все более широкие массы ищущих людей, воспитывавшихся

в самых разных религиях. Сегодня эти школы охватывают также аюрведу,

астрологию и различные формы холистического целительства. Самым искренним

ученикам преподается высшая медитация. Так древняя мудрость

сиддха-сиддханты продолжает жить в современную эпоху и улучшает качество

жизни человечества и помогает искателям истины достичь цели.

Шесть школ шиваизма: заключение

Сегодня все эти шесть школ шиваизма, в той или иной форме, продолжают

существовать. Их лидеры и гуру перевоплотились, подбирают нити далекого

прошлого и протягивают их в двадцать первый век. Ищущие, которые

поклоняются Шиве, тщательно выбирают одну из школ. Гуру - посвященные,

непосвященные или самоназначенные духовными силами, что внутри них самих, -

провозглашают Бога Шиву Всевышним Богом и примыкают к той или иной

шиваитской линии. Неиндуисты, привлеченные глубокой философией шиваизма,

служат добровольными миссионерами. Многие полностью обратились к шиваизму

как к религии их души. В эту современную эпоху, в конце двадцатого века,

шиваизм приобрел новую силу и мощь. Школы шиваизма сообщаются между собой в

любви, доброте, сострадании и понимании, делятся друг с другом своей силой

и укрепляют слабые места друг друга.

Наш высочайший Бог Шива знал, что Его создания не одинаковы. В различном

настроении и в разное время Он создал различные типы душ. Поэтому в Своей

высшей мудрости Он создал эти шесть подходов к Его милости на одной общей

ведическо-агамической основе - один для йогических аскетов, один для

героических нонконформистов, один для мистиков Кундалини, один для

проницательных философов, один для бессмертных отшельников и один для

преданных недуалистов. Никто не был забыт. Воистину, сегодня Господь Шива

призывает лидеров из рядов приверженцев этих шести философских течений

проповедовать Его послание в священном красноречии.

Философские резюме

Шайва-сиддханта: В монистическом теизме Риши Тирумулара (ок. 200 г.) Шива

является материальной и действенной причиной мира, имманентным и

трансцендентным Богом. Душе, сотворенной Шивой, предназначено слиться с

Ним. В плюралистическом реализме Мейкандара (ок. 1200 г.) Бог, души и мир

безначальны и вечно сосуществуют. Шива является действенной, но не

материальной причиной.

Пашупата-шиваизм: Эта школа, прослеживаемая со времен Лакулиши (ок. 200 г.),

- бхеда-абхеда, то есть одновременно монистическая и теистическая. Она

выделяет роль Шивы как высшей причины и личностного управителя души и мира.

Освобожденная душа сохраняет индивидуальность в своем состоянии полного

единения с Богом. Конечное слияние уподобляется исчезновению звезд на небе.

Вира-шиваизм: Ставший популярным при Басаванне (1105-1167), этот вариант

ограниченного недуализма, шакти-вишишта-адвайта, принимает как отличие, так

и неотличимость души от Бога, уподобляя первую лучам, а второго - солнцу.

Шива и космическая сила - одно и то же, но все же Шива находится за

пределами Своего творения, которое реально и не иллюзорно. Бог является

действенной и материальной причиной.

Кашмирский шиваизм: Оформленная Васугуптой (ок. 800 г.), эта умеренно

теистическая, крайне монистическая школа, известная также как

пратьябхиджня-даршана, объясняет сотворение души и мира излучением Богом

Шивой Своего динамического первоимпульса. Как <Я> всего сущего, Шива

является имманентным и трансцендентным, реальным, но абстрактным

Творцом-Хранителем-Разрушителем.

Шива-адвайта: Этот монистический теизм, сформулированный Шрикантхой (ок.

1050 г.), называется также шива-вишишта-адвайтой. Душа в конце концов не

становится совершенно единой с Брахманом, но разделяет с Всевышним все

превосходные качества. Аппайя Дикшита (1554-1626) пытался представить этот

союз как абсолютную идентичность - шуддха-адвайту.

Сиддха-сиддханта: Явленный Риши Горакшанатхой (ок. 950 г.), этот

монистический теизм известен как бхеда-абхеда, - охватывающий как

трансцендентное бытие, так и имманентное становление Шивы. Шива является

действенной и материальной причиной. Творение и конечное возвращение души и

космоса к Шиве уподобляются пузырькам, рождающимся и лопающимся в воде.

ЭКАМ САТ АНЕКАХ ПАНТХАХ

Истина одна, путей много

В этом лотосе собраны вместе все основные религии мира, каждая из которых

строится на уникальном, особенном восприятии многолепесткового

лотоса-Космоса. Пранава Аум в центре цветка символизирует Саму Истину.

Если вы когда-нибудь бывали смущены и обеспокоены многочисленностью и

разнообразием религий, то знайте, что этот раздел книги написан специально

для вас. Мы предприняли смиренную попытку собрать из сотен источников

простое, краткое резюме основных духовных путей всего мира. При этом мы

полностью отдаем себе отчет в том, что преимущество такого резюме, его

краткость, - это также и его слабая сторона. Ради краткости мы сознательно

обошли стороной многие сложные и тонкие различия между духовными течениями

и важные исключения в сходствах. И все же мы считаем, что наша работа может

представлять определенный интерес, поскольку, хотя есть сотни книг, в

которых учения отдельных религий излагаются на глубоком уровне, нам еще не

попадалось ни одной книги с их непредвзятым сравнительным обобщением. Мы

надеемся, что наш обзор хотя бы отчасти восполнит этот пробел. Выбирая лишь

несколько из главных верований каждой религии, мы стремились показать, в

чем они сходны с индуизмом и чем отличаются от него. Возможно, прочтя этот

раздел как-нибудь на досуге, вы сможете получить представление о

фундаментальных истинах основных религий, исповедуемых сегодня на нашей

планете, и найти свое место в ее духовном космосе.

Индуизм

ОСНОВАН: Индуизм, древнейшая религия мира, не имеет начала. Он существовал

до начала письменной истории.

ОСНОВАТЕЛЬ: Индуизм не имеет основателя-человека.

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Веды, Агамы и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 1 млрд. чел., в основном в Индии, Шри-Ланке, Бангладеш,

Бутане, Непале, Малайзии, Индонезии, на островах Индийского Океана, а также

в Африке, Европе и обеих Америках.

ШКОЛЫ: Существуют четыре основные деноминации: шиваизм (шайвизм), шактизм,

вишнуизм (вайшнавизм) и смартизм.

СИНОПСИС

Индуизм - религия широкая и глубокая. Он поклоняется одной Верховной

Реальности (известной под разными именами) и утверждает, что все души в

конце концов осознают Истину. Индуизм не признает вечного ада и проклятия.

Он приемлет все подлинно духовные пути - от чистого монизма (<Существует

только Бог>) до теистического дуализма (<Когда же познаю я Его милость?>).

Каждая душа свободна искать свой собственный путь, будь то путь

преданности, аскезы, медитации (йоги) или бескорыстного служения. Упор

делается на храмовое богослужение, писания и традицию гуру-и-ученика.

Динамичными практиками являются праздники, паломничества, воспевание святых

гимнов и домашнее богослужение. Для индуистского пути характерны любовь,

ненасилие и праведная жизнь. Индуисты считают, что каждая душа

реинкарнирует (перерождается) до тех пор, пока все кармы не растворяются и

не достигается Богореализация. Величественные святые храмы, мирное

благочестие индуистского дома, тонкая метафизика и наука йоги - все это

играет важную роль во всех индуистских сектах. Индуизм - религия

мистическая, ведущая верующего к личному переживанию внутренней Истины и, в

конце концов, - к вершинам сознания, где человек и Бог суть одно.

ЦЕЛИ ЧЕТЫРЕХ ГЛАВНЫХ ИНДУИСТСКИХ ШКОЛ

ШИВАИЗМ: Главной целью последователя шиваизма является осознание своей

тождественности с Шивой - в совершенном союзе и неразличимости. Это

состояние называется нирвикальпа-самадхи, Самореализация, и может быть

достигнуто в этой жизни. При этом обеспечивается мокша, вечное освобождение

от циклов рождения и смерти. Промежуточной целью является

савикальпа-самадхи, реализация Саччидананды, опыта единства с

сверхсознанием, в котором познаются совершенная Истина, Знание и