Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 106 из 119)

Последней из самскар является антьешти (различные погребальные ритуалы,

цель которых - помочь душе перейти к внутренним мирам: приготовление тела,

кремация, собирание костей, разбрасывание пепла, очищение дома). См.:

самскара, смерть.

самхара. "Растворение; уничтожение". См.: махапралайя, Натараджа.

Самхита. "Собрание". 1) Любое методически организованное собрание текстов

или стихов. 2) Собрание гимнов, имеющееся в каждой из четырех Вед. 3) Общее

альтернативное название вишнуитских Агам. См.: Веды.

Санатана Дхарма. "Вечная религия" или "непрекращающийся путь". Традиционное

название индуистской религии.

Санаткумара. "Вечно молодой; вечный юноша-девственник". См.: Карттикейя.

сангама (тамил.). "Объединение, братство". 1) Группа, объединенная общими

целями, особенно религиозными. 2) Город в Карнатаке (южная Индия) у слияния

рек Кришна и Малапрабха; древний центр каламукха-шиваизма. Здесь в

молодости жил и учился родоначальник вира-шиваизма Басаванна.

сандаловое дерево (санскр. чандана). Азиатское вечнозеленое дерево Santalum

album. Его ароматная сердцевина растирается в тонкую коричневатую пасту,

которую раздают в качестве прасада в шиваитских храмах и используют для

нанесения священных знаков на лбу (тилака). Сандаловое дерево также

используется для изготовления благовоний и резных изделий.

сандхья-упасана (сандхйопасана). "Поклонение на стыках времени". Приближение

к Богу в переломные моменты времени - поклонение и садхана, выполняемые в

доме на заре, в полдень и в сумерках. См.: садхана.

санкальпа. "Воля; намерение; решимость". Торжественный обет или объявление о

намерении выполнить какое-либо ритуальное послушание. В более широком

смысле - мысленная и словесная подготовка храмового жреца к началу

богослужения. Во время санкальпы он сообщает всем трем мирам о том, что он

будет делать. Он называет имя божества, место и текущее время (в точном

астрологическом обозначении) и вид ритуала, который он будет проводить.

Когда санкальпа совершена, жрец уже не может не провести церемонию до

конца. См.: пуджа.

санкхья. "Перечисление". Одна из шести даршан. См.: пракрити, пуруша,

шад-даршана, таттва.

Санмарга, Святилище (англ. San Marga Sanctuary). Медитационная тиртха у

подножия погасшего вулкана, Горы Ваиалеале, что на гавайском острове Кауаи.

Здесь паломники подходят по дороге длиной в полмили, называемой Санмарга, к

природному Шивалингаму, проходят по тропе тамильских наянаров среди

живописных лотосовых озер и прудов и посещают шесть святилищ

Кайласа-парампары на берегу озера Шараванабхава и долине Риши. Тропа ведет

посетителей к священной реке Ваилуа, затем по каменным ступенькам они

поднимаются к белогранитному, построенному в стиле чола, храму Ирайван,

резьба по камню для которого выполнена вручную в Бангалоре (Индия). В

святом святых в свое время был помещен Верховный Бог Шива

(Парамешвара-Парашакти-Парашива) в форме массивного 700-фунтового

природного кристалла кварца. Святилище Санмарга, основанное в 1970 г.,

является одним из общедоступных учреждений Церкви шайва-сиддханты и одним

из главных индуистских религиозных учреждений Америки. См.:

Субрамуниясвами, тиртха.

саннидхана. "Близость; ответственность". Титул глав монастырей: Гуру

Махасаннидхана. См.: саннидхья.

саннидхья. "(Божественное) присутствие; близость". Излучение и

благословенное присутствие Шакти в храме и вокруг него, а также в святой

личности.

санньяса. "Отречение". Отказ от дхармы домохозяина со всеми ее обязанностями

и принятие еще более ответственной дхармы монаха (санньяса-дхармы). По

традиции этот период жизни может начинаться после 25 лет, если претендент

очень стремится к этому и удовлетворяет очень строгим требованиям. Обычный

же домохозяин может принять санньясу после 72 лет, пройдя должную инициацию

от другого санньясина и затем выполняя свою духовную практику в состоянии

подлинного отречения (не в кругу семьи). Не следует смешивать эти два вида

санньясы с простым возрастным вступлением в санньяса-ашраму (последнюю

стадию жизни). См.: дхарма, санньясин.

санньяса-ашрама. "Стадия отречения". Период жизни после 72 лет. См.: ашрама.

санньяса-дикша. "Посвящение отреченного". Эта дикша является формальным

ритуалом или, реже, неформальным благословением, вводящим преданного в

отреченное монашество, обязывающим его до конца жизни соблюдать

определенные обеты, в том числе обеты целомудрия, бедности и послушания, и

ставящим его на путь Самореализации. Строгая традиция требует, чтобы

пожизненные монахи были холостыми мужчинами и начинали обучение в своем

ордене до достижения 25-летнего возраста. Есть, однако, ордена, которые

принимают в санньясу мужчин после 25 лет, при условии, что те по достижении

этого возраста находились в учебном заведении (колледже), а не в миру.

Некоторые ордена принимают вдовцов, а есть и несколько таких, в которых

посвящение дается женщинам. Впрочем, строгие критерии отбора применяются в

основном к тем монахам, которым предстоит жить и служить вместе в ашраме

или монастыре. Критерии, применяемые к бездомным отшельникам, по очевидным

причинам, не столь строги. См.: санньяса-дхарма, видеха-мукти.

санньяса-дхарма. "Отреченная жизнь". Образ жизни, пути и традиции тех, кто

навсегда отказывается от всех обязанностей и атрибутов пути домохозяина, в

том числе от обладания личным имуществом, от богатства, от честолюбивых

устремлений, общественного положения и семейных связей, ради постоянного

монашеского поиска божественного пробуждения, Самореализации и духовного

подъема человечества. По традиции эта дхарма доступна людям, еще не

достигшим 25-летнего возраста и удовлетворяющим строгим требованиям.

Санньяса-дхарму может принять и домохозяин по достижении 72-летнего

возраста - посредством традиционных посвятительных ритуалов, которые

проводятся санньясином. Затем бывший домохозяин должен усердно практиковать

свою духовную садхану в состоянии настоящего отречения, а не в кругу своей

семьи. Эти две формы санньясы следует отличать от простого достижения

возраста санньяса-ашрамы, последней стадии жизни. См.: санньяса,

санньяса-дикша, санньясин, видеха-мукти.

Санньяса-упанишад(а). Относится к Атхарваведе. Обсуждает переход к

ванапрастха- и санньяса-ашрамам.

санньясин. "Отреченный". Тот, кто прошел инициацию и стал индуистским

монахом, свами, членом всемирного братства или святого ордена санньясинов.

Некоторые из них странствуют, другие живут в монастырях. Санньясин -

защитник своей религии, погруженный в нее постоянно, свободный от всего

мирского, способный работать и служить Богу сосредоточенно и эффективно. Он

придерживается определенных дисциплин, в том числе очищения тела, ума и

эмоций. Он сдерживает и контролирует ум посредством садханы, тапаса и

режима медитации. Его практика упасаны, поклонения, - в основном

внутренняя, он ищет Шиву внутри.

сансара (в русской передаче иногда также самсара). "Поток". Феноменальный

мир. Трансмиграторное существование, отмеченное непостоянством. Цикл

рождения, смерти и перерождения; общий шаблон последовательных земных

жизней, переживаемых душой. Термин сансара, таким образом, шире, чем

пунарджанма (реинкарнация или перерождение). См.: эволюция души, карма,

реинкарнация.

сансари(н). "Относящийся к сансаре; блуждающий". Душа, находящаяся в сфере

трансмиграции, погруженная или привязанная к мирскому существованию и

поэтому не стремящаяся к освобождению (мокше). Сансари - это тот, кто не

находится "на пути". См.: материализм, сансара.

санскрит. "Хорошо сделанный; совершенный". Классический, сакральный язык

древней Индии, считающийся чистым средством общения с небесными мирами. Это

первичный язык индуистских писаний, в том числе Вед и Агам. Сегодня

употребляется в качестве богослужебного, литературного и научного, но не

разговорного языка.

сант (хинди). То же, что санскритское сат, т. е. "истина; реальность".

сантоша. "Удовлетворенность". Умение находить в жизни радость и

безмятежность. См.: яма-нияма.

саньчита-карма. "Накопленное действие". Накапливающиеся последствия деяний

индивидуума в этой и прошлых жизнях. См.: карма.

СарадаДэви,Шри (1853-1920). Супруга Шри Рамакришны. См.: Рамакришна.

Сарасвати. "Текучая". Шакти, Вселенская Мать; богиня искусств и наук,

мифологическая спутница бога Брахмы. Сарасвати, речная богиня, обычно

изображается в белом сари и с виной (струнным инструментом), сидящей на

лебеде или цветке лотоса. Ей возносят молитвы о совершенствовании в науках,

искусствах и ремеслах. Сарасвати - это также название одной из семи

священных рек (сапта-синдху), упомянутых в Ригведе; сейчас эта река течет

под землей. Кроме того, Сарасвати - название одного из десяти орденов

дашанами свами. См.: Богиня, Шакти.

сарвабхадра (сарватобхадра). "Все благоприятно; все хорошо". Слово бхадра

обозначает "благословенный, благоприятный, дорогой, превосходный". Сарва

("все") бхадра, таким образом, является признанием того, что все во

вселенной является проявлением Божественного, того, что свято, благо и

имеет смысл. См.: милость, Шивамайя, мир.

Сарваджняноттара-агама. Этот текст не находится в традиционном списке Агам и

вторичных писаний. Он считается версией Каладжням, вспомогательного текста

Ватула-агамы. Дошедшие до нас фрагменты посвящены правильному знанию.

сари (хинди). Традиционная верхняя одежда индуистской женщины, состоящая из

длинного несшитого куска ткани, обычно цветной хлопчатобумажной или