Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 75 из 119)

так, что сушумна всегда активна. Медитатор, который уравновешивает их у

себя посредством садханы и йоги, становится подобным Шиве. В единстве

Ардханаришвары все противоположности примиряются; двойственность исчезает в

едином источнике. Эта иконографическая форма представляет второе

совершенство Шивы, Чистое Сознание (известное как Саччидананда или

Парашакти). См.: Кундалини, нади, Шакти, Шива.

Аристотель. Древнегреческий философ, живший в 384-322 гг. до н. э. Оставил

ощутимый след в метафизике, философии, этике, логике и юриспруденции.

Ученик Платона.

артха. "Цель; выгода; смысл; польза". Одна из четырех ценностей (чатурартх),

определяющих смысл человеческого существования. См.: дхарма, пурушартха.

Артхаведа. "Наука управления государством". Класс древних текстов, также

называемых Нитишастрами, о политике, государстве и многом другом. Одна из

упавед Ригведы. Важнейшим текстом из этой группы является Артха-шастра

Каутилийи (ок. 300 г. до н. э.), в которой даются подробные наставления по

всем сферам управления страной. В нем отражены воззрения кшатриев на

общество и власть. См.: Упаведа.

арчана. 1) Особая, личная, пуджа, выполняемая храмовыми жрецами, которые

повторяют имя, созвездие рождения и семейную линию преданного, чтобы он

получил божественное руководство и благословение. 2) Пение имен Божества,

центральная часть каждой пуджи. См.: пуджа.

Арунагиринатхар (ок. 1500 г.). Южноиндийский шиваитский поэт-святой. См.:

Кандар-анубхути.

Арунейя-упанишад. Краткая Упанишада, рассматривающая вопросы санньясы. См.:

санньяса.

арья. "Благородный; представитель ведической культуры". Русифицированное -

ариец, арий. Приверженец Санатана Дхармы, "дваждырожденный", т. е.

прошедший соответствующее посвящение, дающее право на изучение Вед и допуск

к ведическим ритуалам и таинствам. В индуизме данный термин никогда не имел

того расистского содержания, которое ему впоследствии придали некоторые

европейские ученые, а также идеологи нацизма, подразумевавшие под

"арийцами" некий "нордический расовый тип". С точки же зрения ведического

мировоззрения германские и прочие нацисты являются млеччхами ("варварами"),

анарья ("не-арийцами") или дасью(термин, противоположный по своему значению

понятию арья), поскольку они привержены не высокодуховной ведической

культуре, а всевозможным неведическим (часто вовсе даже атеистическим и

антигуманным) учениям и идеологиям. Таким образом, само слово арья имеет

исключительно духовное, этическое значение и указывает не столько на

расово-этнические признаки, сколько на сам факт принадлежности к Санатана

Дхарме. Поэтому темнокожие тамилы, малаялам и др. южноазиатские народы,

исповедующие индуизм, - арья, а не приобщенные к индуизму "нордические"

североевропейцы - анарья. В исключительно духовном смысле слово арья

применяли также Будда и Махавира, основатель джайнизма. Синонимами понятия

арья являются слова санатани (последователь Санатана Дхармы), хинду

(индуист) и двиджа ("дваждырожденный"). См.: индуист, Санатана Дхарма,

хинду.

Арьяман. "Близкий друг; подбиратель пар; бог Солнца". Ведическое божество,

олицетворяющее гостеприимство, домашнее хозяйство и жизнь грихастхов. Он

руководит брачными союзами и защищает традицию, обычаи и религию. Он также

призывается в ходе шраддха-церемоний (связанных с похоронами и поминками).

асана. "Сидение; поза". В хатха-йоге асаны - это многочисленные позы,

предписанные для балансировки и настройки тонких энергий ума и тела для

подготовки к медитации и достижения здоровья и долголетия. Шивайя

Субрамуниясвами разработал систему из 27 асан, которая, кроме этого,

ослабляет гнетущие кармы, создающиеся при взаимодействии с другими людьми и

известные под современным названием "стресс". Его 27 асан выполняются

медитативно, напоминают плавный танец и сопровождаются определенными

визуализациями и пранаямами. См.: хатха-йога.

аскетизм (санскр. тапасья). Духовная практика подвижничества, предполагающая

половое воздержание, постничество, затворничество или отшельничество.

Практикуется обычно монахами различных религий, а также теми, кто стремится

обрести различные сиддхи - психофизические и духовные совершенства. Один из

самых радикальных и наиболее эффективных способов садханы. Иногда

аскетические обеты даются ради ублажения Божества или ради искупления

грехов. См.: тапас, садхана.

Ассам. Современный индийский штат на северо-востоке страны, к югу от Бутана,

почти отрезанный от остальной Индии территорией государства Бангладеш.

Площадь: 30 млн. кв. миль; население: 21 млн. чел. В штате Ассам много

приверженцев шактизма и тантрических школ.

астейя. "Нестяжание; отказ от воровства". Одна из добродетелей. См.:

яма-нияма.

астикья. "Вера в то, что Бог существует" (от санскритского асти, "есть;

существует"). Признание существования Бога, богов и демонов, вечной жизни

освобожденных душ и авторитета Вед и Агам. Приверженность Санатана Дхарме

или какой-либо другой подлинно духовной религии. См.: шраддха, яма-нияма.

астральное тело. Тонкое, нефизическое тело (сукшма-шарира), в котором душа

функционирует в астральном плане, внутреннем мире, называемом антарлока.

Астральное тело включает в себя праническую оболочку (пранамайя-кошу),

инстинктивно-интеллектуальную оболочку (маномайя-кошу) и познающую оболочку

(виджнянамайя-кошу). См.: тонкое тело, коша, душа.

астральный план. Тонкий мир, или антарлока, охватывающий диапазон сознания

от вишуддха-чакры в горле до патала-чакры в подошвах ног. Включает в себя:

1) высший астральный план (махарлоку, "план равновесия"); 2) средний

астральный план (сварлоку, "небесный план"); 3) низший астральный план

(бхуварлоку, "план атмосферы") - противовес или тонкий двойник физического

плана, состоящий из питрилоки и преталоки; 4) субастральный план (нарака,

семь адских сфер, соответствующих семи чакрам ниже основания позвоночника).

См.: лока, астральное тело.

асура. "Злой дух, демон". Противоположность суры, "бога", дэвы. Существо

низшего астрального плана, нараки. Асуры могут взаимодействовать с

физическим планом, вызывая большие и малые проблемы в жизни людей. Асуры

развиваются и не находятся в этом состоянии вечно. См.: нарака.

атала. Чакра, расположенная ниже муладхары. Центр страха и вожделения.

Соотносится с первым низшим астральным миром, известным как пут, или атала.

Это вход в один из семи адских миров. См.: чакра, лока, нарака.

ататтва. "Не-таттва; вне существования; непознаваемое и неописуемое". Одно

из обозначений трансцендентного Абсолюта, или Парашивы. Указывает на

непостижимую внутреннюю природу Бога, превосходящую собой все 36 таттв

космического проявления. Это то, что лежит за пределами времени, звука,

формы и пространства. Все таттвы исходят из ататтвы, или Парашивы. Для

обыденного, мирского видения реальности Парашива как бы "не существует", но

без Парашивы сам мир и его обитатели не могли бы существовать. Поэтому

можно сказать, что сам мир нереален как нечто отдельное и самодостаточное в

глазах Высшей Реальности, Парашивы. См.: формы не имеющий, таттва, пустота.

атеизм. "Безбожие". Отрицание всех религий и верований или вера в то, что

Бог или боги не существуют. См.: чарвака, настика, материализм.

атман. "Душа; дыхание; принцип жизни и чувствования". Душа в целом - как

духовное тело (анандамайя-коша) и его сущность (Парашакти и Парашива). Один

из фундаментальных принципов индуизма: мы есть атман, а не физическое тело,

эмоции, внешний ум или личность. В писаниях, однако, слово атман иногда

относится к личности-эго, так что точное значение зависит от контекста.

Атмаупанишад (1- 3) описывает атман, или пурушу, как троичный: бахьятман

(внешняя, или физическая, личность), антаратман (внутренняя личность, без

физической формы, воспринимающая, мыслящая и познающая) и Параматман

(трансцендентный внутренний "Я"-Бог). См.: Параматман, коша, душа.

атмартха-пуджа. "Поклонение ради блага собственной души". Индивидуальное

поклонение у домашнего алтаря. См.: пуджа.

атма-сварупа. "Природа души; сущностная форма души". См.: атман, душа.

Атхарваведа. Атхарван - имя риши, который, по преданию, составил эту

четвертую Веду. Атхарваведа состоит из 20 книг и 720 гимнов. Считается

последней записанной Ведой и содержит в основном оригинальные гимны (а не

репликации из Ригведы). Известна как Веда молитвы и обладает магическими

чарами и притягательностью. Также содержит много напоминающих Агамы

космологических пассажей, которые служат своего рода мостом между ранними

ведическими гимнами и формулами и метафизикой Упанишад. См.: Веды.

Атхарвашикха-упанишад. Одна из малых Упанишад, описывающая священный звук

Аум. См.: Аум, Веды, Упанишады.

Аувайяр (ок. 200 г. до н. э.). Святая из Тамилнада, современница Святого

Тируваллувара, преданная Господа Ганеши и Карттикейи, или Муругана, и одна

из крупнейших фигур в древнеиндийской литературе. Будучи девочкой, она

молилась о том, чтобы ее красота исчезла и она могла не выходить замуж и

посвятить всю свою жизнь Богу. Стала великой бхактой и написала ряд трудов

по этике в форме афоризмов и четверостиший, в том числе такие известные,

как Атти-чуди, Конрай-вентан, Улака-нити, Мутурай и Нальвали. По ее

тамильскому букварю дети учатся и сегодня. Другая св. Аувайяр, возможно,

жила приблизительно в седьмом веке.

Аум. Часто произносится и пишется как Ом. Мистический индуистский слог,