Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 51 из 119)

символам.

ВЕРОВАНИЯ СИКХИЗМА

1. Я верю в Бога как в Верховного Владыку, всемогущего, бессмертного и

обладающего личностью Творца, существо за пределами времени, которого

называют Сат Нам (<Тот, чье имя - Истина>).

2. Я верю в то, что человек духовно растет, если живет праведно, служит

беззаветно и повторяет Святое Имя и молитву Гуру Нанака, <Джапджи>.

3. Я верю в то, что спасение заключается в понимании божественной Истины, и

в то, что самый надежный путь для человека - это вера, любовь, чистота и

преданность.

4. Я верю в то, что <Ади-Грантх> есть писание, обладающее высшим этическим

авторитетом как Божье откровение.

5. Я верю в то, что гуру необходим для познания Бога как руководитель,

который, сам поглощенный любовью к Абсолюту, способен пробудить душу к ее

истинной, божественной природе.

6. Я верю в линию из десяти гуру, чьи имена: Гуру Нанак, Гуру Ангад, Гуру

Амардас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджун, Гуру Хар Говинд, Гуру Хар Рай, Гуру Хар

Кришнан, Гуру Тегх Бахадур и Гобинд Сингх. Все они - мои учителя.

7. Я верю в то, что мир есть майя, тщетная и преходящая иллюзия; только Бог

истинен, поскольку все остальное проходит.

8. Я верю в силу принятия фамилии <Сингх>, что переводится как <лев> и

означает смелость, и в пять символов: 1) белая одежда (чистота), 2) меч

(храбрость), 3) железный браслет (нравственность), 4) неподстриженные

волосы и борода (отречение) и 5) гребень (чистоплотность).

9. Я верю в естественный путь и отвергаю пост, вегетарианство,

паломничества, касты, поклонение идолам, целибат и аскетизм.

Даосизм

ОСНОВАН: Около 2500 лет назад в Китае.

ОСНОВАТЕЛЬ: Лао-цзы.

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: <Дао дэ цзин>, или <Книга о пути и добродетели> Лао-цзы

(относится к числу самых коротких священных писаний и содержит всего 5000

слов). Также высоко почитаются книги Чжуан-цзы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: около 50 млн. чел., главным образом в Китае и других странах

Азии.

ШКОЛЫ: Даосизм - мощная мистическая традиция, породившая много интерпретаций

и, соответственно, школ.

СИНОПСИС

Дао, или Путь, никогда не описывается словами; ищущему предоставляется

самому открыть для себя, что это такое. Сам Лао-цзы писал: <Дао, которое

может быть выражено словами, не есть постоянное Дао>. Даосизм интересуется

духовным уровнем человеческого бытия, и в <Дао дэ цзине> пробужденный

человек уподобляется бамбуку, прямому, простому и полезному снаружи - и

пустому внутри. Сияющая пустота есть дух Дао, но никакими словами

невозможно передать его спонтанности, его вечной новизны. Последователи

этой веры учатся видеть Дао повсюду, во всех существах и во всех вещах.

Даосские святилища - это обиталища божественных существ, которые руководят

религией, благословляют и защищают тех, кто им поклоняется. Уникальной

даосской концепцией является у-вэй, недеяние. Это означает не отсутствие

действий, а, скорее, невыхождение за пределы спонтанного действия, точно

соответствующего нуждам по мере их естественного проявления. Недеяние

означает не искать убежища в рассчитанных действиях и не превышать в

действиях того минимума, который нужен для получения результата. Если мы

будем пребывать в неподвижности и слушать внутренние подсказки Дао, то мы

начнем действовать без усилий, эффективно, практически не раздумывая о

задаче. Мы станем самими собой, как мы есть.

ЦЕЛИ ДАОСИЗМА

Главную цель последователей даосизма можно описать как мистическое

интуитивное прозрение Дао, Пути, Первичного Смысла, Нераздельного Единства,

Предельной Реальности. Одновременно имманентное и трансцендентное, Дао

является естественным путем всех существ, безымянным началом неба и земли и

матерью всех вещей. Все вещи зависят от Дао, все вещи возвращаются в него.

Но оно остается сокрытым, передавая свою силу и совершенство всем вещам.

Тот, кто осознал Дао, тем самым сквозь все слои сознания пришел к чистому

сознанию и может видеть внутреннюю истину всего. Только тот, кто свободен

от желания, может приблизиться к Дао и после этого жить жизнью

<бездеятельной деятельности>. В даосизме нет личностного Бога, а потому и

нет союза с Ним. Существуют три мира, населенные существами, и поклонение

является частью пути даосизма.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

Тот, кто следует Дао, следует естественномупорядкувещей, не стремясь

улучшать природу или учить других добродетели. Даосы соблюдают принцип

у-вэй, недеяния, как вода, которая без усилия ищет и находит свой

правильный уровень. Этот путь включает очищение себя посредством усмирения

аппетитов и эмоций, медитацию, управление дыханием и другие внутренние

дисциплины, обычно под руководством учителя. Главной практикой является

доброта и естественность и непривязанность к Десяти Тысячам Вещей мира.

ВЕРОВАНИЯ ДАОСИЗМА

1. Я верю в то, что Вечное можно понять как Дао, или <Путь>, что означает

нравственный и физический порядок во вселенной, путь добродетели, которому

следует само Небо, и Абсолют - и все же это понятие так огромно, что <Дао,

которое можно описать, не может быть Вечным Дао>.

2. Я верю в величие не имеющих себе равных мудрецов: Лао-цзы и его ученика

Чжуан-цзы.

3. Я верю во вдохновенность и авторитетность <Дао дэ цзина> и в святость

писаний Чжуан-цзы.

4. Я верю в то, что человек приближается к Вечному, когда соблюдает

смирение, простоту, уступчивость, безмятежность и действует без усилия.

5. Я верю в то, что цель и путь жизни - это, в сущности, одно и то же, и в

то, что Дао могут познать только возвышенные существа, реализовавшие его в

самих себе; размышления о Запредельном бесполезны.

6. Я верю в то, что всеведущее и безличное Верховное Начало неумолимо и выше

забот о людских горестях, но существуют божества - от высоких богов,

продолжительность жизни которых исчисляется эонами, до духов природы и

демонов.

7. Я верю в то, что все действия порождают противодействия, поэтому мудрый

должен искать недеяния в деянии.

8. Я верю в то, что человек есть одна из десяти тысяч вещей проявленного

мира; он конечен и преходящ; лишь Дао существует вечно.

9. Я верю в единство всего мироздания, в духовность материального и в

братство всех людей.

Конфуцианство

ОСНОВАНО: Около 2500 лет назад в Китае.

ОСНОВАТЕЛЬ: Верховный Мудрец Кун-цзы (Конфуций). Вторым Мудрецом считается

его ученик Мэн-цзы.

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: <Суждения и беседы>, <Учение о середине>, <Великое Учение>

и <Мэн-цзы>.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 350 млн. чел., в основном в Китае, Японии, Корее и

Вьетнаме.

ШКОЛЫ: В конфуцианстве нет формальных школ. Его последователи свободны

исповедовать другие религии и при этом оставаться конфуцианцами.

СИНОПСИС

Конфуцианство вот уже 25 столетий является доминирующей философской системой

в Китае и движущей силой почти каждого аспекта китайской жизни. Конфуций и

его последователи странствовали по феодальным княжествам Китая и убеждали

правителей осуществить их социальные реформы. Они не предлагали подробно

разработанной программы, но говорили о <Пути>, или <Единой Нити>, о жэнь

(<человечности>), которые проходят через все учения Конфуция. Они побуждали

людей стремиться к совершенной добродетели, праведности (и) и улучшению

своего характера. Они проповедовали о важности гармонии в семье, порядка в

государстве и мира в Поднебесной, и считали эти условия взаимозависимыми.

Особое значение придавалось кодексу поведения, самовоспитания и

пристойности - в целях достижения порядка в обществе и государстве. Упор

делался больше на человеческий долг и идеал <истинного человека>, чем на

божественную или надмирскую Реальность. Тем не менее Конфуций постился,

поклонялся предкам, посещал жертвоприношения и старался жить в гармонии с

Небом. Конфуцианство в Китае переживает в настоящее время возрождение.

ЦЕЛИ КОНФУЦИАНСТВА

Главная цель последователей конфуцианства - создавать истинное благородство

в людях посредством правильного образования и воспитания всех добродетелей.

Эта цель описывается также как возвращение на путь предков. Классические

книги изучают, чтобы открыть древний путь добродетели. Духовное

благородство доступно всем людям; это чисто нравственное достижение.

Конфуций принимал идею Дао, но большее значение придавал возвращению к

идеализированной древней эпохе и культивированию <истинного> или

<превосходного> человека, был скорее прагматиком, чем мистиком. Величайшей

добродетелью истинного человека была благожелательность и любовь. Другие

великие добродетели - это чувство долга, мудрость, правдивость и

благопристойность. Спасение в конфуцианстве видится как осознание и

реализация естественной доброты человека, и оно даруется небом через

образование. Истинный человек всегда знает правду и следует своему знанию.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

Кроме добродетели, есть пять обязанностей, которые предлагают последователю

конфуцианства средства для прогрессирования. Это обязанности по отношению к

его правителю, к отцу, к жене, к старшему брату и к другу. В конфуцианстве

почитают предков, и считается, что их дух переживает смерть. Что касается

Божества, то Конфуций сам был агностиком, предпочитал говорить об этике

этой жизни, чем о духовной жизни за пределами земного опыта, и стремился

вести умы не к будущему, а к настоящему и прошлому.

ВЕРОВАНИЯ КОНФУЦИАНСТВА

1. Я верю в присутствие Верховного Правителя во всех вещах и в Небо как

Этический Принцип, чей закон есть порядок, безличное, но все же

интересующееся человечеством.

2. Я верю, что назначение жизни - в том, чтобы вести упорядоченное и