Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 84 из 119)

высших миров, которому в тонком теле соответствует вишуддха-чакра. См.:

лока, чакра.

джангама. "Движущийся; странник". Эпитет санньясина, используемый

вира-шиваитами. Некогда обозначал бездомных странствующих аскетов, садху,

"не несущих груза", т. е. не обладавших какой-либо собственностью. Сейчас

так называют представителей вира-шиваитских монашеских орденов, которые для

вирашайвов-лингаятов (а также близкородственных им школ и сект) являются

духовными учителями и священниками, заменяющими брахманов. В учении

вирашайвов джангама - также одна из ашта-аваран. См.: ашта-аварана,

вира-шиваизм (вирашайвизм).

джапа. "Рецитация, непрерывное повторение". Практика сосредоточенного

повторения мантры, часто с подсчетом повторений на четках (санскр. мала).

Может выполняться безмолвно или вслух. Иногда джапу называют мантра-йогой.

Одна из основных садхан в духовной практике индуизма. Рекомендуется как

средство от гордости и высокомерия, гнева и зависти, страха и беспокойства.

Гармонизирует доши и успокаивает вритти. Наполняя ум божественными слогами,

пробуждая духовные энергии в физическом теле, джапа приносит амриту

(энергию бессмертия). Для шиваитов самой ценной мантрой для джапы является

<Намах Шивайя> в ее различных формах. Мантра <Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе> -

одна из самых популярных вишнуитских мантр для джапы.

джапамала. Четки. Принадлежность для практики джапы. Четки индуистов всех

деноминаций состоят из 108 (или кратного ста восьми числа) бусин, сделанных

из священных пород дерева, из зерен, кости или драгоценных камней. Шиваиты

и шактисты, как правило, используют четки из зерен рудракши. См.: рудракша,

джапа.

джатакарма. Таинство благословления новорожденного. Одна из десяти важнейших

индуистских самскар. См.: самскара.

джати. "Род; рождение". Сословие, гильдия, община или наследственная каста.

См.: варна-дхарма. джаянти. "Рождение; рождество". День рождения или

явления божества, святого или гуру. См.: гуру-джаянти.

джива. "Живое, существующее". От джив, "жить". Индивидуальная душа, атман, в

ее воплощенном состоянии, связанная тремя малами (анавой, кармой и майей).

См.: атман.

дживанмукта. "Освобожденная душа". Существо, достигшее нирвикальпа-самадхи и

освободившееся от перерождений, еще живя в человеческом теле (в отличие от

видехамукты, освободившегося в момент смерти). Живя в физическом теле,

дживанмукта обладает способностью входить в нирвикальпа-самадхи снова и

снова. Такое существо оказывает огромную пользу окружающим людям, просто

будучи тем, кто он есть.

дживанмукти. "Прижизненное освобождение". Состояние дживанмукты.

Противоположность видехамукти, освобождения после смерти тела. См.:

дживанмукта, смерть, мокша, реинкарнация, видехамукти.

джываяджня. "Самопожертвование; самоотдача". Посвящение Богу себя самого и

всей своей жизни. См.: яджня.

джйотиша. "Наука о светилах". От джйоти, "свет". Индуистская астрология,

теория и практика анализа событий и обстоятельств, определяющих характер и

критические моменты в соответствии с положением и движением небесных тел.

При расчете гороскопов джйотиша использует сидерическую систему (с

фиксированными звездами), в то время как западная астрология - тропический

метод (с фиксированными датами).

Джйотиша-веданга. Древние тексты по астрономии и астрологии, дающие

понимание космоса и используемые для правильного определения времени

проведения ведических ритуалов. См.: джйотиша, Веданга.

джйотиша-шастри. Традиционный индуистский астролог, знающий науку джйотиши

(Джйотирведу). См.: джйотиша.

джняна. "Знание, мудрость". Зрелое состояние души. Мудрость как последствие

прорыва Кундалини через дверь Брахмана к реализации Парашивы, Абсолютной

Реальности. Джняна есть пробужденное, сверхсознательное состояние

(караначитта), функционирующее внутри обычного восприятия мира,

каждодневных жизненных ситуаций. В духовной системе шайва-сиддханты джняна

- это плод последовательных стадий развития (чарья, крия и йога).

Совершенно неправильно понимать джняну как книжное знание или простое

усвоение сложных философских систем.

Джнянадэва (1275-1296). Вишнуитский святой, обучавшийся у натхов, основатель

вишнуитской школы варкари ("паломников"). Автор популярного в Махараштре

комментария к Бхагавад-гите на местном языке, Джнянешвари.

джняна-йога. "Йога знания". 1) Общее обозначение эзотерических духовных

практик полностью просветленного существа (джняни). 2) По классификации

Свами Вивекананды - поиск познания через интеллектуальное изучение религии,

один из четырех альтернативных путей к истине наряду с бхакти-, карма- и

раджа-йогой.

Джнянамрита. Поэтический трактат Горакшанатхи об обязанностях йога. См.:

Горакшанатха.

джняна-пада. "Ступень знания". Согласно традиции, идущей от риши

шайва-сиддханты, джняна - последняя из четырех последовательных стадий

духовного опыта, а именно, чарьи, крии, йоги и джняны. Это кульминация

йога-пады, третьей стадии духовного освобождения. Джняна-падой именуется

также один из разделов каждой Агамы, посвященный вопросам джняны. См.:

джняна, пада, Агама.

джняна-шакти. "Сила знания". Одна из трех изначальных сил, присущих Шиве,

наряду с иччха-шакти (силой воли) и крия-шакти (силой деятельности). Так же

иногда называют священное копье (вель) Господа Карттикейи. См.: шакти,

тришула, Карттикейя, вель.

Джнянешвари. Главный из религиозных трактатов на языке маратхи. Написан

святым натхом Джнянешваром (Джнянадэвой) в 1290 г. и представляет собой

комментарий к каждому стиху Бхагавад-гиты.

джняни(н). "Знающий; мудрец; познавший". Тот, кто обладает джняной, духовным

знанием. См.: дживанмукта, джняна.

дикша. "Посвящение; инициация". Таинство или процесс, посредством которого

кто-либо вступает в новый этап духовного познания, развития и практики

благодаря передаче особого благословения и духовной энергии от учителя,

гуру. Предусматривает вступление в сообщество посвященных какой-либо одной

сампрадайи и парампары, а также личную связь с духовным учителем. Для этого

совершается особая церемония посвящения (дикша-самскара, или просто дикша),

обычно включающая огненное жертвоприношение Богу, богам и учителям

конкретной парампары для установления устойчивой духовной связи с ними, а

также некоторые другие сопутствующие обряды. Но главным все же является

именно передача духовной энергии непосредственно от учителя к ученику,

известная как шактипат(а), "нисхождение силы", когда через учителя ученику

дается свыше невидимая, почти неощутимая духовная энергия, способствующая

мгновенному или постепенному пробуждению и подъему кундалини. Эта

благодатная энергия может быть передана касанием, словом, взглядом, мыслью

или ориентацией воли. Другим ключевым моментом дикши является сообщение

какой-либо особой мантры, например пятислоговой мантры Шивы. С момента

посвящения ученик обретает право на выполнение садханы и на приобщение к

духовному наследию той или иной сампрадайи. Большинство индуистских школ,

особенно шиваизм, подчеркивают, что просветления можно достичь, только

получив предварительно посвящение от садгуру. Посвящения бывают различных

типов. Основные шиваитско-агамические виды дикши: самайя, вишеша, нирвана и

абхишека. См.: садгуру, шактипат(а), Кундалини, парампара, сампрадайя.

Дипавали. "Ряд огней". Очень популярный семейно-общинный праздник, во время

которого индуисты всех деноминаций зажигают масляные или электрические

светильники и устраивают фейерверки, радостно празднуя победу добра над

злом, света над тьмой. Это день индуистской солидарности, являющийся

величайшим национальным праздником Индии. В некоторых странах, например в

Непале, Малайзии, Сингапуре, Шри-Ланке, Тринидаде-и-Тобаго, это крупное

межрелигиозное событие и национальный праздник. Празднуется в

октябре-ноябре.

дихотомия (греч.). Разделенность надвое, противоречие, двойственность,

дуализм. На санскрите - двайта.

достижение. Приобретение чего-либо, реализация замысла или цели как

результат приложенного усилия или ниспосланной свыше милости. Духовное

достижение состоит, согласно учению шайва-сиддханты, прежде всего в

реализации четырех целей и уровней достижения: салокья (обретение мира

Бога, цель чарьи), самипья (близость к Богу, цель крии), сарупья

(богоподобие, цель йоги) и саюджья (единство сБогом, цель джняны). См.:

богореализация, самореализация, сиддха-йога, сиддхи.

доша. "Телесная жидкость; индивидуальная конституция". Три телесных среды,

которые, по учению аюрведы, регулируют тело, руководят его правильным

функционированием и определяют его уникальную конституцию. Это: вата

(воздух), питта (огонь) и капха (вода). Вата базируется в кишечной области,

питта в желудке, а капха - в области легких. Они управляют созданием,

сохранением и растворением тканей тела. Вата - это метаболическая и нервная

энергия. Питта - катаболическая, огненная энергия. Капха - анаболическая,

питательная энергия. Три доши (тридоша) также порождают различные эмоции и

соответствуют трем гунам, "качествам": саттве (покою) - вата, раджасу

(активности) - питта и тамасу (инерции) - капха. См.: аюрведа.

дуализм. Учение о двойственности. См.: двайта-веданта, плюрализм,

двойственность.

Дурвасас. Великий мудрец (годы жизни неизвестны), который, по кашмирскому

шиваитскому преданию, получил наказ Господа Шивы оживить знание Шайва-агам.