Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 119 из 119)

цветами) широко заменила собой яджню, этот древний ритуал еще существует и

специализирующихся на нем жрецов по-прежнему готовят в школах в Индии.

Крупномасштабные яджни проводятся по особым поводам, например для

испрошения у богов дождя во время засухи или мира во время кровавой

гражданской войны. Даже в храмах яджня имеет свой агамический эквивалент в

виде церемонии под названием агникарака, хома или хавана, которая

проводится у специальной ямы для огня (хомакунды) во дворе (мандапе) храма

как часть сложных ритуалов-пудж. 2) Личные акты поклонения или

жертвоприношения. Сама жизнь - это дживаяджня. Упанишады предлагают

совершать "внутренние яджни", предлагая частицы малого "я" огню садханы и

тапаса, пока не воссияет великое "Я". Домохозяин выполняет яджню пять раз в

день (паньча-махаяджня, описанная в Дхармашастрах), делая приношения риши,

предкам, богам, тварям и людям, следующим образом. Брахма-яджня (или

Веда-яджня, риши-яджня): выполняется при изучении и преподавании Вед.

Дэва-яджня (церемония хома): признание долга перед теми, кто управляет

природой, и подношение им пищи через огонь. Питри-яджня предложение пирога

(пинда) и воды предкам семьи и прародителям человечества. Бхута-яджня:

выставление на землю пищи (бали) для зверей, птиц, насекомых, не имеющих

касты бродяг и низших существ невидимых миров. Манушья-яджня: кормление

гостей, бедных, бездомных и учащихся. Манушья-яджня включает в себя все

виды благотворительности. Изучение Вед происходит утром. Остальные четыре

яджни выполняются до полуденного приема пищи. Как говорят мистики, чтобы

приношения были истинными и ценными, все они должны расплавляться в огне

Кундалини силой внутренней яджни. См.: дхарма, пуджа.

Яджнявалкья-смрити. Индуистский свод законов, одна из Дхарма-шастр,

уступающая по авторитетности только более ранней Ману-дхарма-шастре. См.:

Дхарма-шастра, смрити.

Яджнявалкья-упанишад. Метрическое воспроизведение Джабала-упанишады, в

котором обсуждаются санньяса, отречение от мирской жизни и поиск

освобождения.

Яджурведа. "Веда жертвенных формул". Одно из четырех собраний откровенных

текстов, называемых Ведами (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).

Используемый отдельно, термин Яджурведа обычно относится к центральной и

древнейшей части этой Веды - Самхите, "собранию гимнов". Есть две версии

Яджурведы: 1) Кришна ("черная")-Яджурведа (называемая так потому, что

материал комментариев, Брахман, перемешан с гимнами) и 2) Шукла ("белая"

или "чистая")-Яджурведа (где гимны не перемежаются никакими комментариями).

Содержание этих двух версий представлено в разном порядке.

Яджурведа-самхита делится на 40 глав и содержит 1975 станц. Около 30

процентов стихов взяты из Ригведа-самхиты (в частности, станцы из восьмой и

девятой глав). Яджурведа - специальное собрание гимнов для пения во время

яджни. Кришна-Яджурведасамхита существует сегодня в различных редакциях, из

которых важнейшие - Тайттирийя-самхита и Майтраяни-самхита. Наиболее

значительная из редакций Шукла-Яджурведа-самхиты называется

Ваджасанейи-самхита. См.: Веды.

язычник. Термин, употребляемый в негативном смысле в семитических

(авраамических) религиях и обозначающий последователя другой (или вообще

никакой) религии. Кроме того, язычеством часто называют дохристианские

религии Европы, шаманизм и другие аборигенные верования всего мира,

сохранившиеся в той или иной степени по сей день, несмотря на

организованное подавление. Язычники постепенно выходят из подполья; многие

из них признают родство своих религий с индуизмом.

Яма. "Сдерживающий". Индуистский бог смерти; надзирает за процессом

смертного перехода и выводит душу из ее физического тела. См.: смерть.

яма-нияма. Первые два из восьми членов раджа-йоги, составляющие

фундаментальный этический кодекс индуизма и основу всякого духовного

прогресса. Ямы (этические ограничения) и ниямы (религиозные предписания)

формулируются во многих писаниях, в частности в Шандилья- и

Вараха-упанишадах, Хатха-йогапрадипике Горакшанатхи, Тирумантирам

Тирумулара и Йога-сутрах Патанджали. Во всех этих текстах перечисляются

десять ям и десять ниям, за исключением классической работы Патанджали, в

которой упоминается только по пять тех и других. Благодаря своей краткости,

весь кодекс легко запоминается и может просматриваться духовным искателем

ежедневно. Десять традиционных ям и ниям таковы:

Яма: 1) ахимса: "непричинение вреда". Не причинять вреда другим ни мыслью,

ни словом, ни делом. 2) сатья: "правдивость". Не лгать и не нарушать

обещаний. 3) астейя: "нестяжание; отказ от воровства". Не красть, не

завидовать чужому богатству и не делать долгов. 4) брахмачарья:

"божественное поведение". Контролировать похоть и сохранять целомудрие до

вступления в брак. 5) кшама: "милосердие; прощение; терпение". Быть

терпимым к людям и терпеливым в трудных обстоятельствах. 6) дхрити:

"стойкость". Преодолевать нерешительность, страх и переменчивость. 7) дайя:

"сострадание". Преодолевать собственные жестокие чувства и равнодушие по

отношению ко всем существам. 8) арджава: "честность, прямодушие". Не

обманывать и не мошенничать. 9) митахара: "умеренный аппетит". Не есть

слишком много и вообще не употреблять мяса, рыбы, птицы и яиц. 10) шауча:

"чистота". Избегать нечистоты в теле, уме и речи.

Нияма: 1) хри: "раскаяние; скромность". Быть скромным и проявлять раскаяние

в случае совершения плохих поступков. 2) сантоша: "удовлетворенность".

Умение находить в жизни радость и безмятежность. 3) дана: "давание".

Подавать милостыню и оказывать щедрую помощь, не думая о награде. 4)

астикья: "вера". Твердая вера в Бога, богов, гуру и путь к просветлению. 5)

Ишвара-пуджана: "почитание Господа". Культивировать в себе преданность Богу

путем ежедневного поклонения и медитации. 6) сиддханта-шравана: "слушание

писаний". Изучать писания и слушать мудрых из своей духовной линии. 7)

мати: "размышление; понимание". Развивать в себе духовную волю и интеллект

под руководством гуру. 8) врата: "святые обеты". Добросовестно выполнять

религиозные обеты, правила и предписания. 9) джапа: "рецитация". Ежедневное

воспевание мантр. 10) тапас: "аскетизм". Выполнение садханы, покаяния и

жертвоприношения.

Патанджали приводит такой список ям: ахимса, сатья, астейя, брахмачарья и

апариграха (отсутствие жадности). К ниямам он относит следующие

предписания: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя (размышление о себе; изучение

писаний) и Ишвара-пранидана (поклонение). См.: раджа-йога.

янтра. "Сосуд". Мистическая диаграмма, состоящая из геометрических фигур и

букв, обычно выгравированная на небольшой пластине из золота, серебра или

меди. Иногда делается объемной (из камня или металла). Назначение янтры -

фокусировать духовные и ментальные энергии для достижения здоровья,

богатства, вызывания того или иного бога, удачных родов и т. д., в

зависимости от типа янтры. Янтра обычно устанавливается возле или ниже

храмового божества. Видимая эзотерически, храмовая янтра является

трехмерным зданием из света и звука, в котором работают дэвы (боги). На

астральном плане она гораздо больше, чем сам храм. Шри-Чакра: самая

известная из янтр, центральный священный образ в богослужении шактистов.

Состоит из девяти переплетенных треугольников и представляет многомерные

проявления Шивы и Шакти. Янтры также используются для индивидуальной

медитации и садханы, особенно в традиции шактизма. У шиваитов наиболее

священной является Тиру-амбала-чакра, представляющая Господа Натараджу.

См.: мурти.